СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии по теме: "Шляпочные грибы", 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов с последующим применением полученных знаний на практике на приемах работы с моделями и муляжами грибов

 

Результаты обучения:

Личностные: уметь вступать в диалог с учителем, слушать и понимать других,  сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные: формировать умение работы с различными источниками информации, схемами, рисунками, уметь преобразовывать эту информацию, определять понятия, связанные с темой урока; самостоятельно формулировать познавательные цели, выдвигать предположения и их обосновывать, организовывать совместную познавательную деятельность в паре, уметь оценить других и самооценить свои действия, предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, корректировать план действий в соответствии со сложившейся учебной ситуацией.

Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме: "Шляпочные грибы", 5 класс»

Технологическая карта урока в 5 классе

Тема урока: «Шляпочные грибы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов с последующим применением полученных знаний на практике на приемах работы с моделями и муляжами грибов


Результаты обучения:

Личностные: уметь вступать в диалог с учителем, слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные: формировать умение работы с различными источниками информации, схемами, рисунками, уметь преобразовывать эту информацию, определять понятия, связанные с темой урока; самостоятельно формулировать познавательные цели, выдвигать предположения и их обосновывать, организовывать совместную познавательную деятельность в паре, уметь оценить других и самооценить свои действия, предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, корректировать план действий в соответствии со сложившейся учебной ситуацией.

Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки.


Оборудование: набор муляжей «Шляпочные грибы», конверты с заданиями, презентация









ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

(1-2 мин)

Организационный этап. Включение в деловой ритм. Устное    обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок.     

Здравствуйте ребята!

Парта - это не кровать 
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!


Подготовка класса к работе















Личностные: ценностно-смысловая ориентация; регулятивные: целеполагание, сопоставление известного с неизвестным; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

(5-7 мин)

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

СЛАЙД 2 Биологический диктант ∆ – да_ – нет

  1. Грибы – это живые организмы которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными.

  2. Грибы растут всю свою жизнь.

  3. Все грибы это многоклеточные организмы.

  4. По способу питания грибы могут быть сапротрофами и паразитами.

  5. Сапротрофы – это грибы, которые питаются органическими веществами живых организмов.

  6. Дрожжи – это грибы, которые человек использует в хлебопечении.

  7. Грибы, как и растения, могут фотосинтезировать.

  8. Грибы, это организмы, которые растут на протяжении всей жизни.

  9. Грибы, вызывающие заболевания растений, животных и человека относятся к паразитам.

  10. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

СЛАЙД 3 Самопроверка.

Ответы: ∆∆_∆_∆_∆∆∆


3/ Ребята сегодня я захватила с собой чудесную корзинку, в ней спрятано то, что мы будем изучать сегодня на уроке. На столе стоит корзинка. Я пойду за грибами, но за какими? Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

У малютки-кавалера 
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.)

Давайте проверим (вызвать ученика, чтобы открыл корзинку и показал ребятам ответ).

Действительно это гриб, но какой? На прошлом уроке мы назвали 2 группы грибов, к какой из них мы отнесем нашу находку?

Следовательно, тема нашего урока? Слайд 1,4

4/ Совершенно верно. Записываем ее в ваши инструктивные карточки.




































Варианты ответов: гриб.



Шляпочные


Шляпочные грибы.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию

3

(5-10 минут)

Целеполагание

5/ Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Значит, какова цель нашего урока?

А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?

Совершенно верно, итак вот и наши задачи (на доску)

- узнать строение шляпочных грибов

- познакомиться с видами шляпочных грибов

- научиться различать съедобные и несъедобные грибы

Но у нас будет ещё одна важная задача с вами на уроке. Попробуем ее сформулировать.

Вспомните, где в лесу чаще всего растут грибу?

Тогда что мы должны ещё понять?

Правильно, это и будет наша 4 задача.




нет

Изучение шляпочных грибов

Варианты ответов:

Узнать из чего состоят

Узнать какие грибы существуют

Узнать какие можно есть, а какие нельзя



Под деревьями

Какая связь существует между деревом и грибом

Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4

(15 мин)


Операционно-технологический этап

6/Первая наша задача – познакомиться со строением шляпочных грибов.

СЛАЙД 4

– Собрались мы с вами, ребята, в лес за грибами. Нашли грибную полянку, срезали грибы, а через неделю пришли опять на это же место. Найдём мы здесь грибы?

– А теперь мы грибы (плодовые тела) срежем, снимем слой грибницы, положим в корзину, а грибы поставим как они стояли, в землю. Через неделю опять придем сюда же.

Что мы увидим? Ничего, а точнее, сгнившие грибы.

Прочитайте в учебнике стр. 179 , пункт «Строение шляпочного гриба» и ответьте на вопросы –

Что такое плодовое тело гриба?

Из чего состоит плодовое тело?

Как называется часть гриба находящаяся в почве?

Что является главной частью гриба?

Выполните задание 1 на инструктивной карте.

7/ СЛАЙД 5

Как вы думаете, сколько же лет потребуется на восстановление грибницы?

\От пяти до пятнадцати лет.\

Оцените свою работу, все верно зеленый, есть ошибки – желтый, не правильно – красный.

Давайте выслушаем варианты ответов на задание. Что является главной частью гриба?

Многие выбрали грибницу, почему?

Действительно, если срезать плодовое тело, то погибнет грибница? А если удалить грибницу, гриб выживет?

Итак, что мы с вами выяснили? Как мы справились с этой задачей?

Все верно – зеленый

Есть ошибки – желтый

Не справились – красный


Физкультминутка


Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Гриша шел, шел, шел.

И грибок нашел.

Раз грибок. Два грибок.

Положил их в кузовок.

Все тихонечко вздохнем.

Вновь грибы учить начнем.

8 \ Хорошо, переходим к следующей задаче. Нам нужно выяснить какие группы грибов существуют.

СЛАЙД 6

Посмотрите на Слайд и скажите, чем отличаются эти два гриба между собой?

БЕЛЫЙ И ЛИСИЧКА

Определите, чем образована эта сторона. Работаем в парах.

9/Итак, действительно у одних грибов с низу полоски или пластинки, у других вещество похоже на губку и образовано трубочками. Слайд 7-8

Слайд 10 Поэтому выделяют пластинчатые грибы и трубчатые.

Заполните в инструктивных карточках схему о строении шляпки грибов, с примерами грибов.

Запишите названия групп грибов в схему

Оцените, как вы справились со второй задачей?

СЛАЙД 9

Грибы

Трубчатые Пластинчатые

СЛАЙД 10

Определить типы грибов и назовите их.

Определить типы грибов используя коллекции грибов и назовите их.























Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6

(10 мин)

Первичное закрепление

Теперь, мы с вами разобьемся на группы: объединяемся по две парты.

10/ У вас в конвертах задания: здесь слова из известных вам поговорок, но слова все перепутались, чтобы понять, о чем пойдет речь дальше, вы должны составить поговорку.

Что у вас получилось?

-Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.

-Возле леса жить — голодному не быть.

- Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

-Ленивому и гриб поклона не стоит.

- Собирай по грибку - наберешь кузовок.

-Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?

О чем идет речь в этих поговорках?

А все ли грибы можно собирать?

Действительно это так, но как же отличить съедобный гриб от несъедобного?

11/. Съедобные и ядовитые грибы.

СЛАЙД 11

Две группы грибов \съедобные и ядовитые\

Посмотрите на слайд и примеры грибов и ответьте на вопрос, все ли здесь правильно?

Давайте заполним с вами схему в инструктивной карточке.

Около 25 видов ядовитых грибов растет в наших лесах. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Чтобы лучше узнать о таких грибах, поработаем в парах в инструктивных картах и постараемся определить грибы двойники по основным признакам.

Задание :

  1. Рассмотрите рисунки на индивидуальных листах;

  2. Работая в парах, найдите и обсудите отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами;

  3. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу.

  4. Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

Мякоть на срезе

Съедобность

Белый гриб  

Белая или желтоватая

Рисунок в виде белой сеточки

белая    

Съедобный

Желчный гриб 

розовая

Рисунок в виде черной сеточки

Розовеет

Несъедобный, горький

Опенок   

Желтовато-белая с темными пятнышками

Пленочное кольцо, воротничок

Белая с приятным запахом

Съедобный

Ложный опенок  

Темная, пластинки зеленоватые

Пленочного кольца нет

Желтоватая с неприятным запахом

Ядовитый

шампиньон 

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня   


Съедобный

Бледная поганка   

Пластинки под шляпкой белые

Пленочное кольцо под шляпкой, «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком.

С зеленоватым оттенком. С неприятным запахом.

Смертельно ядовитый

1 группа – белый, желчный

2 группа – опенок, ложный опенок;

3 группа – шампиньон, бледная поганка;

СЛАЙД 12-14

Итак, многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Какой вывод можно сделать?

Нужно быть внимательным грибником и уметь их различать.

Городские жители частенько приезжают отдыхать в лес. Они любуются природой, слушают пенье птиц, собирают грибы. Неопытные люди, уверенные в своих знаниях о грибах, часто оказываются на больничной койке. Это отравление! Отсутствие знаний о грибах может плачевно сказаться на здоровье. Но это не значит, что человек должен беспощадно уничтожать ядовитые грибы. Этого делать нельзя! Многие дикие животные, животные леса употребляют ядовитые грибы как лекарство. Например, лоси часто поедают мухоморы.

– Что нужно предпринять при отравлении грибами?

Проверим, верные ли выводы вы сделали.

При отравлении грибами: 1) немедленно вызвать врача; 2) промыть желудок; 3) выпить активированный уголь.

12/ Правила сбора грибов.

А чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов! Проверим, умеете ли вы правильно собирать грибы.

В инструктивных картах, вам даны правила сбора грибов

Прочитайте их и объясните!

Дети выполняют задание.

Правила сбора грибов.

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

  • Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядовитый гриб.)

  • Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)

С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.


13/Итак, это задание вы выполнили, теперь у нас с вами осталась последняя задача: выяснить, как грибы связаны с деревьями.

Слайд 15

Для этого нам нужно вспомнить, как питаются грибы.

Но грибы у нас гетеротрофы, а, следовательно, сами производить вещества не смогут! Кто им в этом поможет?

Действительно, это деревья.

И такое взаимодействие гриба и корня дерева образует – грибокорень или микоризу. Стр. 72 рассмотрите рисунок, что произошло с корнем дерева? Как вы думаете, гриб только забирает пищу? Или что-то отдает?, а что он может давать дереву?


Вот такое взаимодействие - полезное и называется симбиозом.

Давайте это у себя отметим. И выполним небольшое задание:

На рисунке отметьте стрелочками куда перемещаются питательные вещества.

Итак, как мы справились с этим заданием? Оцените себя.









Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7

(5 мин)

Задание на закрепление проверка полученных знаний и сформированных ууд

Давайте пробежимся по ним и заполним соответствующие пропуски.

  1. Главная часть гриба – __________________________

  2. По строению шляпки грибы делятся на __________________ и __________________.

  3. Чтобы сохранить своё здоровье человеку нужно знать, что грибы бывают _______________ и _________________.

  4. Грибница с корнем дерева образует __________

Таким образом, Грибы – это богатство природы и человек должен относиться к нему бережно. Подведем итоги нашего урока, все ли задачи мы выполнили?

Что я узнал, что показалось трудным, что понравилось, над чем бы вы поработали ещё

Самооценка

Грибная поляна (сыроежки по цвету) (звуки леса)

Теперь, давайте определим все ли у вас получилось?

Зеленый – да, желтый – почти, красный – нет

С каким настроением вы уходите с урока?


Диалог с учителем, обсуждение в парах


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

8 (1-2 мин)

Домашнее задание на выбор

- параграф 14 прочитать и ответить на вопросы

- рис 41. В альбом

- сообщение «Выращивание грибов»



Записывают домашнее задание

Регулятивные: осознание того, что усвоено и на основании этого оценка пробелов в знаниях и выбор домашнего задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!