СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Борьба за существование и ее виды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичекая карта урока по биологии на тему "Борьба за существование"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Борьба за существование и ее виды"»

Технологическая карта (план) занятия № 24


Дисциплина

Биология

Группа

Дата

Тема занятия

Борьба за существование и ее формы

11 Э

03.02.2017

Цель занятия

Сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

Формируемые

компетенции

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Показатель оценки результата

-Уметь осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Знать:

Уметь:

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)



Средства

обучения, оборудование

Технические:

Карточки- задания, опорные таблицы, схемы

Вид учебного занятия

Практическое


Применяемые технологии

Проблемных ситуаций

Основная литература

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009 страница 164-169


содержание занятия


этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

3


- проверка готовности студентов к занятию;



- проверка посещаемости;


2

Проверка домашнего задания

10


Тестовые задания с самопроверкой

Проверка знаний.

1. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтвержденных огромным количеством фактических данных положений:

1.                              В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда.

2.                              Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.

3.                              Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

4.                              В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно — в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции.

5.                              Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором.

6.                              Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.

2. Теория Ламарка

Первый закон. «У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу, соразмерную длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непрерывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение».

Этот закон можно назвать законом изменчивости, в нем Ламарк акцентирует внимание на том, что степень развития того или иного органа зависит от его функции, интенсивности упражнения, что в большей мере способны изменяться молодые животные, которые еще развиваются. Ученый выступает против метафизического объяснения формы животных как неизменной, созданной для определенной среды. Вместе с тем Ламарк переоценивает значение функции и считает, что упражнение или неупражнение органа является важным фактором в изменении видов.

Второй закон. «Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пребывает их порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части [тела], -- все это природа сохраняет путем размножения у новых особей, которые происходят от первых, при условии, если приобретенные изменения общи обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли».

Второй закон можно назвать законом наследственности; следует обратить внимание на то, что наследование индивидуальных изменений Ламарк связывает с длительностью влияния условий, которые обусловливают эти изменения, и вследствие размножения усилением их в ряде поколений. Необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что Ламарк одним из первых анализирует наследственность как важный фактор эволюции. Вместе с тем следует заметить, что положение Ламарка о наследовании всех приобретенных при жизни признаков было ошибочным: дальнейшие исследования показали, что в эволюции решающее” значение имеют только наследственные изменения.





3

Мотивационный момент, формулирование целей урока

Какой из ученых ошибался в своих суждениях? Почему.

  1. (Ламарк- главной движущей силой эволюции являлся борьба за существование) Как вы думаете, в чем смысл естественного отбора?

(борьба за выживание)

Сможете ли вы самостоятельно назвать тему сегодняшнего урока?

Борьба за существование и ее формы

Для чего мы будем изучать эту тему. Зачем?

Чтобы знать как в природе выживает сильнейший


Какие цели сегодня перед собой поставим?

Сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина;

познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

2


- обоснование необходимости изучения данной дисциплины



- вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия: фронтальная беседа


4

Актуализация знаний

Белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть из них проходит полный цикл развития и достигает зрелого возраста.

5

5

Изучение новой темы


ЗАДАНИЕ 1.

Заполните таблицу в тетрадях:

Внутривидовая борьба страница 164

ПРИМЕР

Межвидовая борьба стр 165

ПРИМЕР

Борьба с неблагоприятными условиями(Опорный конспект)

ПРИМЕР





1. Внутривидовая борьба за существование — это борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. В процессе этой борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, за пишу, за убежища, сексуального партнера, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида. 

Примеры:

1) борьба за самок у парнокопытных (оленей)
2) борьба за пищу ворон (более сильная ворона заклюет слабую)
3) борьба за солнечный свет у растений, например одуванчиков

2. Межвидовая борьба за существование — это борьба между особями различных видов. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам.

Примеры:
1) серая крыса вытесняет черную.
2) дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда.
3) в России таракан пруссак вытесняет черного таракана.
4) в Австралии ввезенная пчела медоносная вытесняет маленькую, лишенную жала, туземную пчелу. 
 
3. Борьба с неблагоприятными условиями жизни (конституциональная борьба) приводит к отбору наиболее устойчивых особей к комплексу физических условий, в которых живут организмы. Борьба с физическими условиями обостряет внутривидовую и межвидовую борьбу за существование. 

Примеры:
1) из-за низкой температуры зимой гибнут птицы.
2) оптимальная температура для озимой совки 22,5° С. При температуре 30° С плодовитость этой бабочки снижается на 10 % 
3) гусеницы озимой совки зимуют в почве. В малоснежные зимы они гибнут даже при сравнительно невысоких температурах. 
Абиотические факторы действуют не только прямо, но и косвенно. Например, путем снижения количества пищи. 

Сделайте анализ.


Выполнение заданий по группам.


1-я группа знакомится с текстом на с. 166-167 учебника и определяет признаки движущего отбора.


2-я группа знакомится с текстом на с. 168-170 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.


3-я группа работает с опорным тестом и определяет признаки дизруптивного отбора


Дизруптивный (расчленяющий) отбор благоприятствует сохранению крайних типов и элиминации промежуточных. В результате он приводит к сохранению и усилению полиморфизма. Разрывающий отбор действует в разнообразных условиях среды, встречающихся на одной территории, и поддерживает несколько фенотипически различных форм за счет особей со средней нормой. Если условия среды настолько изменились, что основная масса вида утрачивает приспособленность, то преимущество приобретают особи с крайними отклонениями от средней нормы. Такие формы быстро размножаются и на основе одной группы формируется несколько новых.
Моделью дизруптивного отбора может быть ситуация возникновения карликовых рас хищных рыб в малокормном водоеме. Часто щурятам-сеголеткам не хватает корма в виде мальков рыб. В этом случае преимущество получают самые быстрорастущие, которые очень быстро достигают размеров, позволяющих поедать своих собратьев. С другой стороны, в выгодном положении окажутся щурята с максимальной задержкой скорости роста, так как мелкие размеры позволяют им длительное время оставаться планктофагами. Подобная ситуация через стабилизирующий отбор может привести к возникновению двух рас хищных рыб.

Интересный пример приводит Дарвин относительно насекомых – обитателей небольших океанических островов. Они прекрасно летают или совсем лишены крыльев. По-видимому, насекомые внезапными порывами ветра уносились в море; сохранились лишь те, которые могли либо противостоять ветру, либо совершенно не летали. Отбор в этом направлении привел к тому, что на острове Мадейра из 550 видов жуков 200 нелетающие.

Еще один пример: в лесах, где почвы коричневого цвета особи земляной улитки чаще имеют коричневую и розовую окраску раковин, на участках с грубой и желтой травой преобладает желтая окраска и т.п.

Популяции, приспособленные к экологически несходным местообитаниям, могут занимать смежные географические области; например, в прибрежных областях Калифорнии растение Gilia achilleaefolia представлено двумя расами. Одна раса – «солнечная» – растет на открытых травянистых южных склонах, тогда как «теневая» раса встречается в тенистых дубовых лесах и рощах секвойи. Эти расы различаются по величине лепестков – признаку, детерминированному генетически.
Основной результат этого отбора заключается в формировании полиморфизма популяции, т.е. наличии нескольких, различающихся по какому-либо признаку групп или в изоляции популяций, отличающихся по своим свойствам, что может быть причиной дивергенции.

Заполнить и объяснить


Признаки

Движущий отбор

Стабилизиру

ющий отбор

Дизруп

тивный отбор

Автор




Условия действия




Направленность




Результат действия




Примеры









50

6

Проверка результатов работы

1.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д.) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

З.) семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.


Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).


2. Определение форм естественного отбора.

Определите, к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры:

  • появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);

  • формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);

  • соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя (стабилизирующая);

  • кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет (стабилизирующая);

  • возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);

  • на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптвная).


10

7

Подведение итогов занятия, выставление оценок


5

8

Рефлексия

  • сегодня на уроке я узнал что…

  • мне показалось не понятным

  • я бы хотел еще раз повторить

  • сегодня я первый раз услышал поняти…

  • я совсем е понял

3

9

Домашнее задание: отчет о выполненной работе

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009 страница 164-169

а) составить кроссворд, ребус или тесты по любому из видов отбора

б) подготовить сообщение по одному из видов отбора

в) составить презентацию на программе power point, по теме

г) На основании ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описание борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.


2




Преподаватель



Г.В.Семенченко





(И.О. Фамилия)


САМООЦЕНКА

№ п/п

Ф. И.

Проверка знаний

Работа в группе

Устные ответы

Рефлексия

Итог









САМООЦЕНКА

№ п/п

Ф. И.

Проверка знаний

Работа в группе

Устные ответы

Рефлексия

Итог









САМООЦЕНКА

№ п/п

Ф. И.

Проверка знаний

Работа в группе

Устные ответы

Рефлексия

Итог









САМООЦЕНКА

№ п/п

Ф. И.

Проверка знаний

Работа в группе

Устные ответы

Рефлексия

Итог









САМООЦЕНКА

№ п/п

Ф. И.

Проверка знаний

Работа в группе

Устные ответы

Рефлексия

Итог








САМООЦЕНКА

№ п/п

Ф. И.

Проверка знаний

Работа в группе

Устные ответы

Рефлексия

Итог









Приложение 4 Опорный конспект(так выглядит конспект после презентации:

Признаки

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Дизруптивный отбор

Автор

Ч. Дарвин

И.И. Шмальгаузен

Несколько авторов

Условия действия

Постепенное и нерезкое изменение условий существования организмов

В неизменных постоянных условиях существования

При резких изменяющихся условиях существования

Направлен­ность

Схемы действия форм естественного отбора

На популяционных кривых элиминированные формы (устранение)

В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы

против особей с возникающими краткими отклонениями от средней нормы

против особей со средними значениями признака


Результат действия

возникновение новой средней нормы признака

сохранение и поддержание значения средней нормы признака

формирование новых средних норм вместо одной

Примеры

- индустриаль­ный механизм;

- устойчивость
насекомых

к ядохимикатам; -микроорга­низмы и анти­биотики

- синдром Дауна;

- устойчивые
размеры цветка
и насекомоядных;

- реликтовые
формы

- полиморфизм;

- раннецветущие
и поздноцветущие растения;

- быстрорастущие
и медленнора­стущие растения









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!