СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Что за прелесть эти сказки!» (Урок внеклассного чтения по сказкам А. Пушкина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Что за прелесть эти сказки!» (Урок внеклассного чтения по  сказкам А. Пушкина) в 4 классе. 

Цели:  продолжать знакомить с жизнью и творчеством А. Пушкина;  учить сравнивать народные и литературные сказки, видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сказки А.С.Пушкина».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Что за прелесть эти сказки!» (Урок внеклассного чтения по сказкам А. Пушкина)»

Технологическая карта урока «Что за прелесть эти сказки!» (Урок внеклассного чтения по сказкам

А. Пушкина)


Учитель: Бондаренко С. А. МКОУ Новопостояловская ООШ

Учебный предмет: литературное чтение, 4 класс, УМК «Школа России», учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели: продолжать знакомить с жизнью и творчеством А. Пушкина; учить сравнивать народные и литературные сказки, видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сказки А.С.Пушкина».

Планируемые результаты: читать осознанно и выразительно; определять тему, главную мысль произведений; выявить специфические особенности волшебных сказок, сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним, определять после-довательность событий, характеризовать и сравнивать героев.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; адекватно использовать речь для планиро-вания и регуляции деятельности; сопоставлять свои действия с поставленной задачей, планировать ход работы; адекват-но воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок; находить нужную информа-цию для выполнения заданий.

Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом по-токе; строить рассуждения, обобщать полученную информацию; использовать наблюдения в разных видах деятельнос-ти; выбирать эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию, задавать вопросы, делать выводы; адекватно оценивать свои достижения; работать в паре; вести устный диалог, слушать собеседника, строить понятные для партнёра высказывания, доказывать предположения, исправлять речь других.

Личностные УУД: проявление активности в коллективной деятельности, творческого отношения к процессу обуче-ния, оценка своей работы в этой роли, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, формирова-ние нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А. Пушкина.

Межпредметные связи на уроке: русский язык, изобразительное искусство.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, костюмы для инсценирования отрывков из сказок, мешочек с заданиями, дерево успеха с зелёными, жёлтыми и красными листьями, магниты.

Этапы урока

Содержание

учебного материала

Техноло-гии, мето-ды, приё-мы работы

Деятель-ность учителя

Деятель-ность учащихся

Форма взаи-модей-ствия

Формируемые УУД

I. Орг. мо-мент


Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

- Какие правила поведения нам надо помнить на уроке?


Приветству-ет детей, эмоциональ-но настраи-вает на урок.

Приветству-ют друг дру-га, повторя-ют прави-а поведения на уроке.

Фрон-тальная

Р.: организация деятельности на уроке. К.: уметь договариваться. Л.: отработка на-выков самоорга-низации.

II.Ак-туали-зация знаний


- Какие сказки мы называем народ-ными? Какие литературными?

- Сейчас попробуем установить связь между народной и литературной сказками. Но сначала вспомните, что такое кроссенс. («Кроссенс» означает «пересечение смыслов»).

-Посмотрите на слайд и установите связь между картинками.

- Определите тему урока.

Техноло-гия разви-тия логии-ческого и творчес-кого мыш-ления (кроссенс).

Наглядный метод.

При помощи ассоциатив-ных связей (кроссенса) предлагает определить тему урока.


Устанавли-вают связи между кар-тинками, вы-сказывают свои предпо-ложения, называют тему урока.

Фрон-тальная

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П.: вы-полнять задания творческого и поискового хара-ктера. К.: строить понятные выска-зывания.

III. Са-моопределе-ние к деяте-льнос-ти.


- Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать? (А. Пушкин)

- Прочитайте слова С. Я. Маршака.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

- Почему С. Маршак мог так сказать о сказках А. Пушкина? Что общего у народных сказок и сказок Пушкина?

- Какие цели мы должны достигнуть на уроке?

Методика постановки проблем-ных воп-росов

ИКТ-тех-нология

Подводит к самостоятельной поста-новке целей урока, ставит проблему перед уч-ся. Предлагает пути поиска информации.

Формулиру-ют цели уро-ка. Отвечают на вопросы, рассуждают


Фрон-тальная

Р.: вникать в суть проблемы. П.: от-бирать информа-цию, которая при-годится для реше-ния проблемы. К.: сотрудничать с од-ноклассниками. Л.: мотивация учебной деятель-ности.

IV. Ра-бота по те-ме уро-ка.


1.Беседа о творчестве А. Пушкина.

- Почему люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят произведения А. Пушкина?

Рассказ учителя о детских впечатле-ниях поэта, истории написания сказок.

2. Коллективное рассматривание выставки книг А. Пушкина.

- Рассмотрите нашу книжную выс-тавку. Какие книги здесь представ-лены? Что их объединяет? Рассмот-рите иллюстрации к сказкам. Назови-те художников – иллюстраторов. 3. Работа с толковым словарём. - Какую сказочную страну придумал поэт? Что такое лукоморье? Прочи-тайте значение этого слова в толко-вом словаре. 4. Выразительное чтение отрывков из сказок А. Пушкина. Анализ сказок.

(После чтения отрывков учитель задаёт вопросы к каждой сказке)


ИКТ-тех-нология

Словесный метод

Беседа




Работа с книжной выставкой, толковым словарём.

Наглядный метод.






Вырази-тельное чтение

Вводит в те-му урока, знакомит с творчеством поэта, вклю-чает в деяте-льность де-тей. Выраба-тывает уме-ния работать с книгами, анализиро-вать, сравни-вать их. Ор-ганизует словарную работу, выра-зительное чтение, вос-приятие тек-стов. Задаёт вопросы, контролиру-ет выполне-ние заданий.

Внимательно слушают, от-вечают на вопросы, чи-тают наи-зусть стихи. Определяют, что это книги одного авто-ра, есть сбор-ники и книги одного про-изведения.

Знакомятся со значением слова «луко-морье». Уча-ствуют в чте-нии, анали-зируют сказ-ки, высказы-вают своё мнение, до-полняют от-веты.

Фрон-тальная

Р.: находить нуж-ную информацию для выполнения заданий. П.: конт-ролировать и оце-нивать процесс и результат деятель-ности, ориентиро-ваться в речевом потоке. К.: форму-лировать своё мнение и пози-цию, анализиро-вать произведе-ния, умение слу-шать, исправлять речь других. Л.: формирование нравственных цен-ностей, проявле-ние интереса к чтению и изуче-нию творчества А. Пушкина.

V. Физминутка


Здоровье-сбереже-ние

Настраивает детей на от-дых

Активное выполнение

Фрон-тальная

К.: активность в коллективной деятельности

VI. Ин-сцени-рова-ние сказок

Инсценируют отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о мёртвой царевне и о 7 богатырях».

Техноло-гия театра-лизации,

деятельно-стный ме-тод

Организует и направляет деятельность учащихся


Инсценииру-ют отрывки из сказок, оценивают работу одно-классников

Груп-повая

К.: активность в коллективной дея-тельности. Л.: вы-ражать свои мыс-ли, чувства, эмо-циональную реак-цию на текст.

VI I. Обоб-щение и сис-тема-тиза-ция знаний


1.Конкурс «Телеграмма»

- Отгадайте, кто отправил эти телеграммы.

2. Конкурс «Кому принадлежат волшебные предметы»

3.Конкурс «Устаревшие слова»

- Прочитайте слова слева и выберите правильное значение справа.

4. Конкурс «Сказочный турнир»

(Самостоятельная работа в парах по карточкам)

5. «Исправь ошибки»

6. Игра «Что лишнее?»

7. Конкурс «Сказочные зачины и концовки»

8. Игра «Заморочки из мешочка»

ИКТ-тех-нология, игровая техноло-гия, иллю-стратив-ный метод


Самостоя-тельная работа

Деятельно-стный ме-тод

В игровой форме прове-ряет знание сказок Пуш-кина, заинте-ресовывает уч-ся. Орга-низует рабо-ту в парах, словарную работу, раз-вивает вни-мание, речь, следит за правильнос-тью ответов.

Отгадывают, кто из героев мог отпра-вить такие телеграммы.

Работают в парах. Знако-мятся с уста-ревшими словами, оп-ределяют их значение. Вспоминают дословно отрывки из сказок.

Фрон-тальная




Работа в паре





Фрон-тальная


Р.: принимать и сохранять учеб-ную цель, устанав-ливать соответст-вие полученного результата цели. П.: контролиро-вать и оценивать процесс и резуль-тат деятельности.

К.:формулировать своё мнение, уме-ние слушать. Л.: оценивать своё эмоциональное состояние.

VIII. Реф-лексия.


  1. Составление синквейнов

Первый ряд к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», второй ряд – к «Сказке о попе и работнике его Балде». Сами выберите героя, которого вы хотите описать. 2. Оценка достижений. «Дерево успеха» 



Техноло-гия разви-тия крити-ческого мышления (синквейн)

Методика оценки своих дос-тижений

Организует работу в группах, оце-нивает рабо-ту уч-ся.

Составляют синквейны, оценивают себя и работу одноклассни-ков.

Работа в груп-пах




Инди-виду-альная

Р.: вносить необ-ходимые измене-ния в результат своей деятельнос-ти. П.: анализиро-вать информацию.

К.:формулировать собственную по-зицию. Л.: выра-жать свои мысли, чувства, оцени-вать своё эмоцио-нальное состояние

IX Подве-дение итогов.Наг-ражде-ние.


- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их? Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась боль-ше всего? Почему?

- По словам С. Я. Маршака, сказки Пушкина – «настоящий клад для рас-тущего человека», ведь они учат вас чувствовать радость от победы добра над злом, воспитывают добрые чувст-ва, раскрывают богатство языка, му-зыкальность звучания слова.

Словесный

метод

Подводит итоги, награ-ждает детей, активно работающих на уроке.

Подводят итог урока

Фрон-тальная


Регулятивные: планировать пути достижения целей.

Личностные: вы-ражать свои мыс-ли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!