СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями;

выявить роль антитезы в повести.

Развивающая:

закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)»»

Технологическая карта урока.

Тема урока: « «Что за прелесть эти уездные барышни!»

(по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)»









Предмет: литература

Класс: 7

Тип урока: урок внеклассного чтения



Цели урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями;

выявить роль антитезы в повести.

Развивающая:

закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.

Задачи урока:

     Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

     Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

     Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.





Оборудование:

тексты повести «Барышня – крестьянка», цветные карандаши, бумага; слайд-презентация, кластер на интерактивной доске, ИКТ.



Тема урока

«Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)

Цель

Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

Задачи

дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика;

пробудить интерес к художественной литературе;

научить давать характеристику героя литературного произведения.


Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Повесть, антитеза, литературный персонаж, эпиграф, композиция и ее элементы

Ресурсы

Компьютер, презентация, тексты повести; цветные карандаши, бумага

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.






Этапы урока, цель этапа, время







Деятельность учителя







Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов










УУД

  1. Организационный.

Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке



Мотивирующий приём: музыкальный клип

вступительное слово учителя

(3 мин.)

Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем



(Звучит романс на стихи К . Батюшкова «Мой гений»)

Вступительное слово учителя.


Подготовка к работе на уроке.









Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(2 мин.)

Каким было домашнее задание?

Что об уездных барышнях говорил автор?

Запись темы урока .

Каковы цели нашего урока?

А задачи?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.


Формулируется тема урока «Что за прелесть эти уездные барышни!»

(по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные:стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение





3. Актуализация и оптимизация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания»

(5 мин.)

Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовоки эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня икрестьянка?

- Что дает совмещение этих слов?(Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения, прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

- Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.




Лексическая работа.

Прелесть – обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. / перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует. 
2. Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.

Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего)

Антитеза - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. Используется для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.

Повесть – прозаическое произведение среднего объема. Может иметь эпиграф, интригу, неожиданный финал


Отвечают на вопросы и пишут в тетрадь термины

Познавательные:стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные:формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные:формулирование собственного мнения


4. Усвоение новых знаний

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

10 минут





А теперь поиграем. Для вас – викторина на знание текста.

По схеме на слайде составляем, даже заполняем кластер.

Участвуют в викторине на знание текста, получают жетоны.





Активно анализируют образы, решают проблемную ситуацию. Заполняют кластер.

В игровой форме усваивают материал урока.



Составляют кластер.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

5. Проверка понимания знаний.

Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения

5 минут

Организую работу уч-ся.

Вам сейчас предстоит нарисовать маски главной героини.

Работают в группах: учащиеся рисуют маски Лизы - Бетси-Акулины и словесно их описывают

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные:постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы

Коммуникативные: умение выражать мысли

6. Закрепление новых знаний

7 минут


Организую работу учащихся над композицией и сюжетом повести.

Показываю видеоролик.

Задаю проблемный вопрос о случае, его роли в повести.

Помогаю им вспомнить:Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог.





Вспоминают и записывают элементы композиции.


Закрепляют понятие композиции и сюжета произведения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль.Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

1 минута





Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием?


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.



Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

7. Домашнее задание (1 мин.)






.

Коммуникативные

Подобрать иллюстрации и составить устный рассказ по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».




3








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!