СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики "Испарение ,конденсация"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Испарение, конденсация"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики "Испарение ,конденсация"»

Название методической разработки: Технологическая карта урока физики.

Автор разработки:Токарева Светлана Николаевна, учитель МБОУ СОШ № 32 г. Пензы

Тема урока: Испарение и конденсация. Класс: 8 Число часов: 1

Тип урока: урок-лекция с элементами исследования.

Цель урока: Формирование представлений о процессах перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно; рассмотреть факторы, влияющие на данные явления.

Задачи урока:

а) познакомить учащихся с особенностями физического процесса испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

б) развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес.

в) воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса

Планируемые результаты:

Личностные:

∙ формирование стремления учащихся к саморазвитию и самообразованию;

∙формирование мировоззрения учащихся о закономерности протекающих процессов в природе;

∙формирование чувства ответственности за высказанное мнение и решение;

∙формирование творческой работы для реализации поставленных задач.

Метапредметные:

Познавательные:

∙умение представлять информацию в различных формах: устной, письменной в виде текста, рисунка или схемы;

∙умение постановки целей и задач;

∙умение анализировать, систематизировать полученные результаты, делать выводы и применять знания для решения конкретной задачи;

Регулятивные:

∙овладение умением контролировать внимание, умение выбора рационального решения поставленной задачи;

∙умение анализировать ход своего учебного процесса;

∙умение ставить цели и задачи;

Коммуникативные:

∙умение вести диалог с учителем и сверстниками;

∙умение отставить свое мнение и анализировать ошибочные мнения;

∙проявление гуманности и толерантности;

Предметные:

∙знание понятий испарение и конденсация, факторы, влияющие на данные процессы.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, листки бумаги, , пипетка, сосуды с маслом, водой, электрическая лампа, бумажный веер, сайт «Классная физика».

УМК: А.В. Пёрышкин Физика 8 класс, учебник. Дрофа. Москва 2017г.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Время

I.Организационный

момент

Приветствие

Приветствие учителя, самоконтроль к готовности к уроку.


1 мин

II.Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос.

Анализ ответов учащихся, итог.

Работая в коллективе, вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы и слушают ответы одноклассников.

Вопросы:

1.Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

4. Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему?

5 мин

III.Постановка

учебной проблемы,

мотивация к учебной

деятельности

Проводит эксперимент с влажным листком бумаги, который через некоторое время высохнет.


Анализируют эксперимент. Формулируют тему урока, цель и задачи.





- Вы не раз наблюдали, что после дождя лужи высыхаю, а утром образуется роса, от которой к обеду уже и нет следа. Куда девается вода?




5 мин

IV.Открытие нового знания

-Сегодня рассмотрим взаимосвязь двух явлений. Но вначале давайте порассуждаем.

Вводит понятие закона испарения и зависимости испарения от различных факторов:

рода вещества, температуры, движения воздуха (ветра), площади поверхности жидкости.




Формулирует наводящие вопросы:

1.Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?

2. Где быстрее высохнет вода, в луже или в ведре?

3.Что быстрее испаряется: подсолнечное масло или спирт?

4.Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?

Гипотезы выписываются на доске.

- Вы высказали несколько предположений- гипотез. Для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести исследование. Используя имеющиеся у Вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости.


-Представьте, стакан с горячей водой. Что мы будем наблюдать?

Накроем крышкой. Изменяться ли масса жидкости?

Происходит ли испарение в стакане?

Почему масса не изменилась?

Проводят эксперимент и делают вывод. Вывод: при испарении жидкости её внутренняя энергия уменьшается.



























Работают в малых группах.

Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя.
































Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают обратные процессы.

Эксперимент

Смочите ватку водой и протрите ладошку. Что ощущаете? (холод)

- А что образуется над жидкостью в результате её испарения? (пар)

- Какое определение можно дать явлению испарения?

Определение: парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется испарением.

(В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, делают записи в тетради)

С помощью стрелок изобразим направление движения некоторых молекул.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

Экспериментальные исследования по теме (приложение 1)

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

1.От рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).

2.От температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).

3.От площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).

4.От наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).




















- Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости?

( Внутренняя энергия жидкости увеличивается.)

- А что происходит с энергией пара? (Конденсация пара сопровождается выделением энергии)

Какое определение можно дать конденсации?

Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.


(В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью, изображая процесс конденсации, делают записи в тетради)


20 мин

V. Первичное закрепление.

- Итак, нами рассмотрены явления испарения и конденсации.






Решают качественные задачи, высказывают своё мнение, слушают ответы, анализируют.








Решение качественных задач

- Почему в бассейне после плавания мы чувствуем холод и стараемся быстро накинуть полотенце?

- В комплекте чашка всегда имеет блюдце, для чего его применяют?

- Какой из напитков остынет быстрее горячий кисель или чай?

- Когда картофель получится вкуснее и почему, с закрытой крышкой или нет?

- Приведите примеры природных явлений связанных с процессами испарение и конденсация.


VI. Подведение итогов.

Анализирует работу на сегодняшнем уроке, оценивает работу учащихся.


Что нового вы узнали на уроке?

Какие знания вам могут пригодится в обычной жизни?

6 мин

VII. Рефлексия УД на уроке.

Задает вопросы о том, были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в начале урока.

Подводят итог выполненной работы на уроке.

Были ли достигнуты цели и задачи, поставленные в начале урока?

4 мин

VIII. Домашнее задание.

Сообщает, проверят запись домашнего задания в дневниках.

Записывают в дневниках.

Сообщения по теме:

«Роль испарения и конденсации в жизни животных и растений» или «Роль испарения в жизни человека».


3 мин


Приложение 1.

Карточки задания.

1.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».


Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка – 2шт., сосуды с маслом, водой.

Определить зависимость испарения от рода жидкости.

На один листок бумаги капните каплю масла, а на второй воды.

Сравните процессы испарения в двух случаях.



2.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».


Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой, электрическая лампа.

Определить зависимость испарения от температуры жидкости.

На два листка бумаги капните по одинаковой капле воды. Один листок положите сушить на край парты, а второй держите над электрической лампой.

Сравните процессы испарения в двух случаях.


3.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».


Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой.

Определить зависимость испарения от площади свободной поверхности.

На два листка бумаги капните по одинаковой капле воды. Одину каплю распределите по поверхности листка положите сушить на край парты.

Сравните процессы испарения в двух случаях.


4.

Экспериментальные исследования.

« Причины изменения скорости испарения жидкости».


Оборудование.

Что делать?

Вывод

Листки бумаги – 2 шт., пипетка, водой, бумажный веер.

Определить зависимость испарения от наличия или отсутствия ветра.

На два листка бумаги капните по одинаковой капле воды. Один листок положите сушить на край парты, а второй обдувайте бумажным веером.

Сравните процессы испарения в двух случаях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!