СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории по теме "Славяне и их соседи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Славяне и их соседи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории по теме "Славяне и их соседи"»


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Галкина Светлана Ивановна

Район

Ардатовский район

Место работы

МБОУ Мухтоловская ОШ

Должность

учитель


Общая информация

Предмет

История

УМК

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016.

Учебник: История России 6 класс в 2 частях под редакцией А.В.Торкунова, авторы: Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я.Токарева. Москва «Просвещение» 2016 год


Тема урока

Восточные славяне и их соседи

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: изучить догосударственную организацию жизни, хозяйство, быт и верования восточных славян

Задачи:

- образовательная: изучение расселения племенных союзов восточных славян на территории Восточной Европы, изучение общинной организации и сравнение родовой и соседской общины, изучение земледельческих систем, облика, образа жизни и верований восточных славян;

- развивающая: развитие умения работать с картой, отрабатывать навыки поиска информации из различных источников (интерактивных моделей, схем, документов, исторических трудов), развитие умения анализировать источники, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- воспитательная: формирование уважительного отношений к истории предков и воспитание гражданской идентичности


Необходимое оборудование

Проектор, доска, ноутбук

Дидактическое обеспечение

Программно – методический комплекс Интерактивные плакаты История России IX-XVII века, атлас Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века, раздаточный материал, учебный диск История России с древнейших времён до конца XVIII века, И.А.Артасов, А.А.Данилов и др.рабочая тетрадь история России 6 класс,-М., «Просвещение», 2017 г.,


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осознание своей российской идентичности при изучении ранней истории восточных славян. Осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества


  • предметные

  • Научатся определять термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество, родовая и соседская община, подсечно –огневая переложная система земледелия

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы восточных славян.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  • Познавательные: самостоятельно выделяют необходимую информацию, систематизируют, сравнивают и обобщают

  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают и отвечают на вопросы, работают в группах, отрабатывают навыки монолога и диалога


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Практическая работа по контурной карте, фронтальный опрос, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с интерактивными моделями, презентация группой результатов своей работы, выполнение заданий по рабочим листам


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник: История России 6 класс в 2 частях под редакцией А.В.Торкунова, авторы: Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я.Токарева. Москва «Просвещение» 2016 год

Дополнительная

  • Маврикий «Стратегикон» (кон. VI — нач. VII вв.), С.Ф. Платонова «Полный курс лекций по русской истории» (впервые издана в 1899 г.), «Курса русской истории» В.О. Ключевского (нач. XX в.), Повесть временных лет, П.Н. Милюков «Очерки по истории русской культуры» (1937 г.), Ибн Фадлан «Путешествие на Волгу» (X в.),сочинения Прокопия Кесарийского

Интернет-ресурсы

ЭОРы

  • Программно – методический комплекс Интерактивные плакаты История России IX-XVII века. – М, ЗАО «Новый Диск – трейд». 2012 г., учебный диск История России с древнейших времён до конца XVIII века, -М., «Просвещение»,2012




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Начинает с высказывания А.С.Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» и предлагает учащимся её объяснить.

Класс делится на 4 группы, члены команды жмут друг другу руки в знак содружества, каждая группа получает раздаточный материал, рабочие и проверочные листы для самоконтроля;

Напоминает пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше», тем самым настраивает на групповую работу и объясняет, что чем сплочённее будет работа группа, тем выше будет отметка за урок;

Предлагает начать с заполнения таблицы «ЗНАЮ» - «ХОЧУ УЗНАТЬ»

Помогает формулировать цель урока

Объясняют высказывание А.С. Пушкина

Знакомятся с составом своей группы

Заполняют рабочий лист №1 (таблица «ЗНАЮ» - «ХОЧУ УЗНАТЬ»). тем самым готовятся определить цель и задачи урока и озвучивают с помощью учителя и одноклассников

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: работают в группе по заполнению таблицы

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Демонстрирует схему «Происхождение славян», организует работу карте «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.» (С.28-29 в уч.) по вопросам:

- назовите ветви славян

- назовите государства западных и южных славян

- определите территорию проживания восточных славян

- перечислите соседние народы и государства вост. славян?

Организует работу с рабочими листами №2


Выполняют задание №2 в раб. тетр.с. 15;

Изучают карту и отвечают на вопросы ;

Заполняют пропуски в раб. листе №2;

Выполняют задание по контурной карте с использованием материала учебника с.32 (восточные славяне и их соседи) и зад №1 в раб. тетр.

  • Познавательные: самостоятельно выделяют необходимую информацию,

  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают и отвечают на вопросы, работают в группах, отрабатывают навыки монолога и диалога


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель напоминает вопросы, на которые учащиеся хотели получить ответы:

- расселения племенных союзов восточных славян на территории Восточной Европы,

- какова общинная организация и сравнить родовую и соседскую общины,

- основные занятия;

- верований восточных славян;

- описать быт и нравы;

Организует работу каждой группы

Отбирают источники. с которыми будут работать и определяют методы поиска информации

• Регулятивные: ставят учебные задачи на основе полученного задания


• Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают и отвечают на вопросы

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Осуществляет необходимую помощь каждой группе

- Организуют работу в группе,;

- Анализируют полученные источники;

- Отвечают на поставленные вопросы;

- осуществляют презентацию полученную информация индивидуально и совместно

Работа по группам:

1-я группа изучает хозяйство славян, используя текст учебника с.27-30,интерактивные рисунки «Подсечно – огневая система», интерактивные модели «Сельскохозяйственные культуры»;

2-я группа изучает быт и нравы восточных славян по материалу учебника и отрывкам из книг Маврикия «Стратегикон» (кон. VI — нач. VII вв.), Ибн Фадлана «Путешествие на Волгу» (X в.),; отрывку из Повести временных лет о свадебных обрядах

3-я группа изучает религиозные верования славян по рисункам, отрывкам из трудов П.Н. Милюков «Очерки по истории русской культуры» (1937 г.), Прокопия Кесарийского о славянах;

4-я группа изучает общинную организация и управление по отрывкам из трудов С.Ф. Платонова «Полный курс лекций по русской истории» (впервые издана в 1899 г.), «Курса русской истории» В.О. Ключевского (нач. XX в.), материалам учебника с.32,

• Познавательные: самостоятельно выделяют необходимую информацию, систематизируют, сравнивают и обобщают

• Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают и отвечают на вопросы, работают в группах, отрабатывают навыки монолога и диалога


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Организует обсуждение материала, задаёт наводящие вопросы по плану:

  1. Хозяйство славян ( как оно связано с природно –климатическими условиями?)

  2. Быт и нравы (какое влияние на них оказала природа?)

  3. Религиозные верования (как отразились в них природно – климатические условия?)

  4. Общинная организация;

Демонстрирует схемы для проверки материала;

Контролирует выполнение заданий и фиксацию текущей самооценки обучающимися

Даёт задание закончить предложение:

На хозяйство, нравы и даже религиозные верования огромное влияние оказывала…

Осуществляют обмен информацией через индивидуальные и совместные выступления;

оценивают свою работу


















На хозяйство, нравы и даже религиозные верования огромное влияние оказывал природа

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают и отвечают на вопросы, работают в группах, отрабатывают навыки монолога и диалога

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Организует работу по рабочему листу №3 и осуществляет проверку и оценку деятельности учащихся

Выполняют задания совместно, осуществляют самооценку

Познавательные: самостоятельно выделяют необходимую информацию из услышанной и полученной самостоятельно, систематизируют, сравнивают и обобщают; Коммуникативные: работа в группе по выполнению заданий


7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Организует фронтальный опрос по истории восточных славян в догосударственный период:

- происхождение славян

- расселение, занимаемая территория

-занятия

- верования

-общинная организация ;

Ставит вопрос

Что сохранилось от той далёкой эпохи, что в современной жизни может напоминать о далёкой истории наших предков?

Обращает ещё раз внимание детей на то, что человек тесно был связан с природой и осознавал свою зависимость от неё. Предлагает закончить фразы:

Человека природа…

Человек природу…

Задаёт вопрос:

На современном этапе отношения человека к природе изменились?

Закончите те же фразы, имея в виду современные отношения.

Дают краткие ответы










Примерные ответы учащихся:

Суеверия, гостеприимство, уважение к труду






Примерные ответы

Человека природа учит, кормит

Человек природу боится, обожествляет.


Человека природа кормит.

Человек природу защищает.




Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, отвечают на вопросы, отрабатывают навыки монолога

8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Даёт оценку работы каждой группы, а члены групп оценивают работу каждого и считают полученные баллы по рабочим листам;

Задаёт д/з :

- на «3» П. 3, с.34 вопр уст, учить слова,

- на «4» + в рабочей тетр. С.17 задания письменно

На «5» + в раб. тетр.п.3 задание 3, 5 письм

Оценивают работу членов своей группы и подсчитывают количество набранных группой баллов;

Записывают д /з

• Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию,

  • Регулятивные: осуществляют самооценку и ставят учебные задачи на будущее


























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Рабочий лист №1


Что я знаю и хочу узнать из истории восточных славян


ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ










Рабочий лист №2


Задание №1 . Вставьте пропущенные слова, используя карту в атласе стр. 3


…Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались п……………………., а другие - д…………………., потому что сели в лесах, ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались д………………………., иные сели по Двине и назвались п……………………, по реке Полота.

Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем - с………………………. и построили город, и назвали его Новгородом.

А другие сели по Десне и по Сейму и назвались с……………………

К………………………., сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск…..

Из «Повести временных лет






Рабочий лист №3

Задания для самопроверки

  1. Соедините линиями имена богов и их характеристики.

Велес

Повелитель ветра

Стрибог

Покровитель скотоводства

Макошь

Бог солнца

Ярило

Бог грома и молний

Перун

Богиня плодородия


  1. Разгадайте кроссворд.

Вопросы: 1) военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий;

2) большой коллектив, проживающий на одной территории, совместно владеющий сенокосами и лесными угодьями, в котором каждая семья вела своё хозяйство;

3) большой коллектив родственников, проживающий на одной территории;

4) территориальная община у славян;

5) народное собрание, решавшее важнейшие вопросы











2.С


















О


















С





3.Р













Е





О













Д





Д













С





О













К





В













А





А













Я





Я





















4.В



5.В

1.Н

А

Р

О

Д

Н

О

Е


О

П

О

Л

Ч

Е

Н

И

Е







Б





Б



Р



Ч







Щ





Щ



В



Е







И





И



Ь










Н





Н













А





А


















































  1. Заполните таблицу.


Родовая община

Соседская община

общее




различия

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Раздаточный материал для каждой группы.

(материал даётся выборочно, частично на усмотрение учителя !)

Из книги Маврикия (Псевдо-Маврикия) «Стратегикон» (VI в.)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Маврикий «Стратегикон» (кон. VI — нач. VII вв.)

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые с этою уловкою и распознающие камыш по его обрезу и занимаемому им положению, пронзают камышами глотки лежащих или вырывают камыши и тем самым заставляют лежащих вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые с места на место. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или не воспользуется другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

«Повесть временных лет»

…Поляне… соблюдают и брачный обычай: не идет жених за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят, что за нее дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.

Ибн Фадлан «Путешествие на Волгу» (X в.)

Когда умер этот муж…, то сказали его девушкам: «Кто умрет вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я». Родственники покойного принялись тогда приготовлять все, что ему понадобится на том свете. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему…

П.Н. Милюков «Очерки по истории русской культуры» (1937 г.)

Единым высшим богом — «творцом молнии», каким был у индусов Индра, у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у германцев — Тор, у литовцев — Перкунас, — у славян был Перун. У большинства славянских племен слово «Перун» и до сих пор употребляется в смысле грома. «Чтоб Перун тебя взял» — так бранятся теперь, одинаково на двух противоположных окраинах славянских земель — русские и словенцы. Понятие о боге-громовнике сливалось однако же у славян с понятием неба вообще (именно движущегося, облачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у древних славян название бога «Сварога». Сливаясь с Перуном, Сварог оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались сыновьями Сварога — «Сварожичами». Такими были именно солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием«Даждь-бога»: слово, которое прежде переводили «палящий бог», а теперь переводят «дай богатство». Другое название, обозначавшее, по-видимому,того же бога солнца, было — «Хорс». Наконец, и «Велес», скотий бог, хранитель стад, смешанный впоследствии с христианским Святым Власием, был первоначально солнечным богом. Все эти названия вышнего бога были очень древни и употреблялись всеми славянами.

Жрецы еще не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, славянское «капище», не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить изображения богов, языческие идолы.



Из книги С.Ф. Платонова «Полный курс лекций по русской истории» (впервые издана в 1899 г.)

В первое время своей жизни на Ильмене и Днепре наши предки жили «каждый своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим». Родовые старейшины, по этому определению летописца, имели большую власть в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменялась собственностью семейною. Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединенные одним каким-нибудьобщим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам.



Из «Курса русской истории» В.О. Ключевского (нач. XX в.)


По-видимому, в эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере «Повесть временных лет» только эту форму изображает с некоторой отчетливостью: «...живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим». Это значит, что родственники жили особыми поселками, не вперемежку с чужеродцами. Но это едва ли были первобытные цельные родовые союзы: ход расселения должен был разбивать такое общежитие. Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе плотными кучами; но колонизация и свойства края, куда она направлялась, разрушали совместную жизнь родичей.


Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры. Но власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве среди лесов и болот. Место родовладыки в каждом дворе должен был заступить домовладыка, хозяин двора, глава семейства. В то же время характер лесного и земледельческого хозяйства, завязавшегося в Поднепровье, разрушал мысль о нераздельности родового имущества. Лес приспособлялся к промыслам усилиями отдельных дворов, поле расчищалось трудом отдельных семейств; такие лесные и полевые участки рано должны были получить значение частного семейного имущества. Родичи могли помнить свое кровное родство, могли чтить общего родового деда, хранить родовые обычаи и предания; но в области права, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связь между родичами расстраивалась все более.


Прокопий кесарийский о славянах из учебника стр. 33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!