СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ИЗО 5 класс "Зачем людям украшения"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем людям украшения

Раскрыть социальную роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.

На основе ранее изученного (в 1 и 2 четверти) материала определить области применения декоративно-прикладного искусства. На основе работы с текстом определить роль украшений в обществе разных стран

В ходе коллективного обсуждения сделать выводы о социальной роли украшений (ДПИ) в жизни общества

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ИЗО 5 класс "Зачем людям украшения"»

Технологическая карта урока ИЗО класс 5, урок 17-18

Тема

Зачем людям украшения

Цели педагогической деятельности

Раскрыть социальную роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.

На основе ранее изученного (в 1 и 2 четверти) материала определить области применения декоративно-прикладного искусства. На основе работы с текстом определить роль украшений в обществе разных стран

В ходе коллективного обсуждения сделать выводы о социальной роли украшений (ДПИ) в жизни общества

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи (планируемые образовательные результаты)

Предметный результат: Знать области применения ДПИ: украшение экстерьера и интерьера народного жилища, одежда и костюм, изготовление и декор предметов быта. Доказывать, как украшение может рассказать о роли его хозяина в обществе. Сравнивать костюмы людей разных социальных слоев (групп) древнего и современного мира. Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и как социального знака.

Метапредметные УУД: Познавательные: уметь анализировать текстовую, иллюстративную и аудиовизуальную информацию, самостоятельно и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, делать выводы.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в группах); формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место;

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: воспринимать явления окружающего мира, культуры, искусства на личностном уровне; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Методы и формы обучения

Введение в проблематику четверти; фронтальная, групповая, индивидуальная; наглядности, проблемные ситуации, выдвижение гипотез, поиск, анализ и обобщение информации

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, экран, презентация «Зачем людям украшения» (ссылка в комментариях), учебник «Изобразительное искусство.5 класс» Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. – М. :Просвещение, 2015.

Бумага А4, карандаш, ластик, учебник, раздаточный материал


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

- приветствует учеников;

- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность:

Проверяем глазками, все ли у вас на столе, правильно ли расположено

- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации: (слайд 1): что общего между этими картинками?

и др.

- организуют свое рабочее место;

- приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

- отвечают на вопрос учителя


П- выявлять сущность, особенности объектов; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме.

Р- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Л- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

2.Формулирование проблемы.

Формулирует проблему (тему) урока: Зачем людям украшения? (слайд 2)

Побуждает к постановке целей урока;

организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока;

уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Сформулированы тема и цель (конкретизировать как задачи) урока:

Зачем людям крашения.

Вспомним, что, как и зачем украшали на Руси.

Узнаем, какую роль играют украшения в жизни людей. Выполним рисунки, показывающие роль украшений в обществе.

Отвечают на вопросы:

Я пойму…

Я узнаю…

Я научусь…

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

К- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме;

Р- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;

- формулировать учебную задачу, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока;

Л- проявлять интерес к новому содержанию

3.Актуализация знаний.

Организует и направляет диалог с учащимися:

А как вы думаете, зачем людям украшения?

Записывает ответы учащихся на доске.

-

-

-

Итак, у нас есть разные мнения по проблеме урока. Какая же из версий верная? И есть ли другие ответы на этот вопрос? Попробуем вместе разобраться.

Записан список гипотез на доске (список остается на доске до конца урока, он может дополняться мелом другого цвета, по нему будем делать выводы, подводить итог)

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения, при ответе на вопрос


П-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

К-развивать диалоговой речи;

- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

Р-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Л-выказывать своё отношение к вопросам искусства, выражать свои эмоции.

Планирование деятельности.









Вспомним 3 главные вопросы искусства: что, как и зачем украшали на Руси? (слайд 3)


А используют ли украшения в других странах?

Что могут украшать там? (слайд 4)

Вспомнили материал 1 -2 четверти, определили ключевые моменты изученного материала, записаны новые версии, определи план дальнейшей работы.


- демонстрируют знания по теме; - ориентируясь на стенд в классе со своими работами, отвечают на вопросы учителя:

Экстерьер и интерьер избы, предметы быта, праздничную одежду


П-владеть приёмами отбора и систематизации материала;

К-выражать своей мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения;

Р-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Л- осознают свои возможности в учении

4.Открытие нового знания.

С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался.

В древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа

(слайды 5-7) Зачем воины разрисовывали свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени? Ради забавы?

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради «красоты»?

Вождь племени носил пышный головной убор из перьев, яркие украшения, наносил на тело татуировки. Как вы думаете, зачем?

Давайте глубже рассмотрим, какую роль играет декоративное искусство в обществе. Для этого разделимся на 3 группы

Делит класс на группы;

организует групповую исследовательскую деятельность учащихся по решению проблемы (поиск ответов на вопросы)


- все учащиеся включены в диалог;

- учащиеся распределены по группам:

в каждой группе определены консультанты (помогают формулировать ответ на вопрос данный группе), секретарь (быстро и понятно запишет выводы) и докладчик (четко представит выводы классу)

- учащиеся выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы

- сравнивают свои ответы с предложенными ранее версиями, записанными на доске









Нанося узоры, они стремились защитить себя,

повергнуть в страх своих врагов.



Каждый клык в украшении

означал убитого зверя.

Демонстрация перед соплеменниками

своей ловкости, силы.




Выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение


Определяют свою роль в группе: секретарь, консультант, докладчик работают в группах


Находят ответ на вопросы
с.106-107

1 группа: Почему шотландский король носил семицветную одежду?

2 группа: Как и зачем украшалось одеяние русского царя?

3 группа: Мог ли царь вести прием, сидя на табурете? Почему?

П-выделять существенную информацию из текста; извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

совершенствовать технику смыслового чтения.

К- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; воспитывать культуры языкового общения, уважительного отношения к культуре и традициям других стран и друг к другу, толерантности; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Р-планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

Л-развивать интерес и познавательные способности учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности


5.Первичное закрепление.

- организует ситуацию предъявления результатов:

Сейчас, Докладчики по очереди представят результаты работы группы.

Сравним их выводы с мнением искусствоведов (слайды 9-16)

Сделаем выводы.


Заслушаны выступления докладчиков. Даны ответы на возникающие дополнительные вопросы. Сформулированы выводы: И сегодня по одежде, убранству можно понять: кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен, кто невеста, а кто ее подружка. Или определить: это деловой кабинет или детская комната, праздник здесь или траур.




Выступление докладчиков от каждой группы

Проверка результата по эталону


(План: Выступает Докладчик 1 группы – дополняют – сравнивают с эталоном – делают вывод. То же для 2 и 3 групп. Общий вывод.)

П- делать выводы в результате совместной деятельности, группы;

- формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию;

- формировать умение проводить сравнение, обобщать;

К - развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы;

- слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения;

- формировать умения представлять результат своей деятельности

Р - сопоставлять выполненную работу с образцом;

Л - формировать положительную мотивацию к обучению через осознание практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности

6. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Выполните эскизы (зарисовки) людей с украшениями, которые будут подчеркивать его положение в обществе, подчеркивая это всем образным строем вещи… (слайд 20)

Отвечает на вопросы учащихся, оказывает индивидуальные консультации по выполнению творческого задания (рисунка)


Выполнен карандашный эскиз костюма: военного, свадебного, спортивного, царского, народного костюма других стран… по выбору учащихся


Определен план и сроки работы (на уроке – карандашом, дома – в цвете, гуашью), критерии оценивания (выполнен аккуратно красками, сдан вовремя)

Знакомятся с иллюстративным материалом учебника, выбирают иллюстрацию, на основе которой выполнят рисунок костюма. Ведут работу от общего к частному.

П - понимать содержание заданий, интерпретировать смысл;

- творческое применение знаний и умений;

К - формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Р - выполнять работу в соответствии с заданным планом;

- формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя;

Л - формировать интерес к изучению предмета

7. Итог урока.


Рефлексия.


Домашнее задание.

- организует подведение итога урока, рефлексию (слайд 21), оценку результатов деятельности учащихся;

Итак, зачем же людям украшения?


- комментирует домашнее задание

Д.з. выполнить эскиз, начатый на уроке, в цвете (гуашь); оценки за рисунок будут выставлены на следующем уроке

- подводит итог урока, выставляет отметки, комментирует их



Еще раз сформулирован вывод, итог урока. Выполнен самоанализ своей деятельности на уроке каждым учащимся, 4-5 человек проговорили высказывания вслух перед классом. Записано домашнее задание. Выставлены отметки самым активным ученикам

Делают вывод. Подводят итог своей деятельности. Строят высказывание:

  • - сегодня на уроке я…

  • - теперь я знаю…

  • - у меня хорошо получилось…

  • - больше всего мне понравилось…

- записывают домашнее задание в дневник, планируют свою самостоятельную деятельность, задают вопросы по домашнему заданию


П-проводить сравнение, обобщать, делать умозаключения.

Р-анализировать причины успеха (неуспеха);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Л-формировать адекватную самооценку




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!