Урок по теме: «Нужны ли нам нитраты?». 8 класс
Цель урока: создать условия для развития личности обучающихся через обобщение темы «Соли», ознакомление с нитратами, через практические умения по распознаванию нитратной продукции.
Тип урока: комбинированный
Время реализации занятия: 40 минут
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный, использование компьютерных технологий
Формы и методы диагностики: заполнения листа самооценки
Средства обучения: компьютер, Surfase, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 8 класс", карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, микролаборатория, карточки с формулами солей
Реактивы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте, пробирки, пипетки, свежевыжатый сок свеклы, моркови, картофеля
Межпредметные связи: биология, экология
Изучение материала проходит на базе имеющихся знаний о солях, их классификации, свойствах, РИО
Технологическая карта изучения темы
Предмет: химия
Класс: 8
Тип урока:
Цели:
Формировать УУД:
- Личностные УУД:
- Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- Коммуникативные УУД:
определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели,
поиск и выделение информации,
анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащийся знает определение, классификацию, физические и химические свойства солей, способы получения, применение;
Знает качественные реакции на нитрат-ион;
Умеет распознавать нитратную продукцию, правильно выбирать продукты без нитратов;
Знает особенности накопления нитратов в овощах;
Умеет составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства солей;
Знает воздействие нитратной продукции на организм человека;
Знает способы снижения концентрации нитратов;
Личностные:
Учащийся умеет работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
Активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;
Проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство;
Умеет управлять своей познавательной деятельностью;
Метапредметные:
Учащийся использует основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
Умеет генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умеет определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
Использует различные источники для получения химической информации;
Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм, стимулировать познавательный интерес. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к осознанному восприятию материала. | | | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: смыслообразование |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. (3 мин) Цель: сформулировать тему урока, конкретизировать задачи урока, ожидаемые результаты. | Высказывают свои предположения о теме урока, отвечая на вопросы учителя. Получают новую информацию и сравнивают её с полученной ранее. Учащиеся формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Предлагает определить тему урока. Рассказывает о веществах (не называя их). «Угадай – ка»: 1. Эти вещества используют при получении стекла, в производстве лекарств, при производстве колбас. Их добавляют в ветчину, сыр и др. копчености из рыбы и мяса. Добавка обладает способностью восстанавливать цвет переработанного мяса. 2. Используются при производстве взрывчатых веществ, в пиротехнике, как компонент ракетного топлива. 3. Основное применение – удобрения (селитры). 4. Поступают в организм человека с водой и овощами. В организме превращаются в нитриты и нитрозамины. Передозировка вызывает хронический бронхит, гипертонию, заболевания сердца и сосудов, тяжелые проявления аллергии, рак желудка. 5. Это соли азотной кислоты. После ответов учащихся озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися. | Отвечают на вопрос, формулируют цель урока | Делать выводы и умозаключения | Познавательные УУД: логические: анализ, синтез Коммуникативные УУД: определение цели Регулятивные УУД: прогнозирование |
III. Актуализация опорных знаний (5 мин) Цель: воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом, оценка уровня подготовленности учащихся. | Оценивают себя по 10-бальной шкале. Выполняют интерактивные задания на компьютере. Определяют формулы средних солей среди предложенных веществ. Выбирают формулы нитратов среди предложенных веществ. Находят ошибки в формулах предложенных солей. | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о свойствах солей. Если это необходимо объясняет, где допущены ошибки. | Оценивают свои знания по 10-бальной шкале. Выполняют интерактивные задания. | Знать определение солей, уметь определять формулы средних солей среди предложенных, называть их, правильно составлять формулы солей | Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция |
IV. Изучение нового материала (6 минут) Цель: овладение учащимися новыми знаниями и способами действий | Знакомятся с качественными реакциями на нитрат-ионы. Повторяют технику безопасности. | Знакомит учащихся с качественными реакциями на нитрат-ион. Напоминает о технике безопасности в кабинете химии. Рассказывает о способах определения нитрат – ионов. Первый способ – взаимодействие нитратов с концентрированной серной кислотой и медью. Показывает видеосюжет. Второй способ – с помощью дифениламина. Проводит демонстрацию эксперимента: взаимодействие нитрата калия с дифениламином. Организует обсуждение. | | На практике применять полученные знания | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация; Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей |
V. Физкультминутка (1 мин.) | Участвуют в физкультминутке. Встают с места, находят формулы солей, снимают карточки с формулой соли, называют её. Выходят к доске только те ребята, у которых формулы нитратов. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Проводит физкультминутку. Предлагает оглянуться вокруг себя, найти и снять карточки с формулами солей, которые прикреплены в разных местах кабинета химии. А затем просит выйти к доске только тех ребят, у которых формулы нитратов. | | Отличать формулы солей среди других классов неорганических соединений | Личностные: знание основ здорового образа жизни |
VI. Закрепление нового. (20 мин) Цель: осознание и осмысление учебного материала, умение на практике использовать полученные знания, выполнение творческих заданий | Определяют нитраты в предложенных растительных объектах (в соке свёклы, моркови и картофеля). Кусочек растительного объекта и каплю полученного растительного сока помещают на предметное стекло и добавляют в него несколько капель раствора дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов; при отсутствии нитратов сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов – темно-синяя. Находят информацию в Surfase и разрабатывают рекомендации о том, что делать, если в продукции действительно присутствуют нитраты. Оформляют работу в виде практических советов «Как уберечь себя от нитратов». В ходе работы создают многоуровневую книжку, содержащую практические советы, необходимые для жизни. Выступают с отчетом о проделанной работе. | Организует работу обучающихся в парах. При проведении исследований предоставляет учащимся право выбора. Предлагает обязательно исследовать сок свёклы и по желанию – сок моркови и сок картофеля. Организует обсуждение. Предлагает найти информацию в Surfase и разработать рекомендации о том, что делать, если в продукции действительно присутствуют нитраты, а также оформить работу в виде практических советов «Как уберечь себя от нитратов». Предлагает рассказать о проделанной работе. Дополняет, если это необходимо, учащихся. Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний. Предлагает вернуться к названию темы урока и ответить на вопрос: «Нужны ли нам нитраты?». | Работа в парах: 1.Определить нитраты в предложенных растительных объектах с помощью дифениламина. 2. Найти информацию и разработать рекомендации о том, что делать, если в продукции действительно присутствует избыток нитратов. 3. Оформить работу в виде практических советов “Как уберечь себя от нитратов”. В ходе работы создают многоуровневую книжку, содержащую практические советы, необходимые для жизни. | Давать определения изученных понятий; делать выводы и умозаключения, структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; на практике применять полученные знания. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Познавательные УУД: поиск и выделение информации. анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Интегративные УУД: связь с биологией, экологией. Личностные УУД: самоопределение Познавательные УУД: общеучебные, логические универсальные действия Регулятивные УУД: Прогнозирование, коррекция |
VII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность | Оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают свои знания по теме по 10-бальной шкале. | Создает условия для оценки деятельности на уроке. Оценивает работу учеников. | Оценивают свои знания по 10-бальной шкале. | | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
VIII. Домашнее задание (1 мин.) | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник. | Записывает на доске и комментирует домашнее задание. Благодарит за урок. | Повторить тему «Соли». Индивидуальные творческие задания. Подготовить сообщения: составить синквейн о нитратах. | Делают выбор уровня и вида Д/З. | Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения) |
Литература:
Влияние нитратов на организм человека http://www.vashaibolit.ru/5011-vliyanie-nitratov-na-organizm-cheloveka.html
Дорофеева Т. И. Эти двуликие нитраты //Химия в школе. – 2002. - №5. - с. 43 - 45.
Иванова Т. Н. Химия и экология //Химия в школе. – 2010. - №7. - с. 28.
Муравьёв А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. – Санкт – Петербург, 2003.
Нитраты в овощах http://falsifikat.net/ovoshhi-i-frukty/nitraty-v-ovoshhax-kak-ix-ubrat.html
Нитраты в продуктах питания http://www.eda-eda.info/nitrati.html
Русецкая О. П. Пища, которую мы едим //Химия в школе. - 2008. - №5. - с. 19 - 24.
Чижевский А. Е. Я познаю мир. Экология. – М.: Просвещение, 1997.
Приложение к уроку
Приложение 1
Лабораторный опыт
Обнаружение нитратов в растительных объектах
Цель: оценить качество продуктов питания и определить степень их безопасности для здоровья
Реактивы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте, пробирки, пипетки, свежевыжатый сок свеклы, моркови, картофеля
Ход работы
К капле растительного сока добавляют несколько капель раствора дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов. При отсутствии нитратов сок не изменяет цвет. При небольшом количестве нитратов ( 0,001 мг/л) появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов (100 мг/л) – темно-синяя.
Цвет | Концентрация |
Бледно-голубое окрашивание | 0,001 мг/л |
Голубое окрашивание | 1 мг/л |
Синее окрашивание | 100 мг/л |
ПДК NO3 - | 40-45 мг/л |
Вывод:
Приложение 2
Самооценка учащихся в начале и в конце урока
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Знаю определение солей | Смогу отличить соли от других классов неорганических веществ (от кислот, оснований, оксидов) | Знаю номенклатуру солей, смогу назвать предложенные соли | Знаю порядок составления формул солей | Смогу составить формулы солей и назвать их | Смогу записать уравнения электролитической диссоциации солей и дать названия ионов | Знаю классификацию солей, типичные свойства нормальных солей: взаимодействие их с кислотами, щелочами, другими солями и металлами | Знаю классификацию солей, типичные свойства нормальных солей, знаю, какие растения относятся к накопителям нитратов, знаю, как обнаружить нитрат-ион в растворе с помощью качественных реакций | Знаю классификацию солей, типичные свойства нормальных солей, в чем заключается отрицательное воздействие нитратов на организм человека, смогу определить нитратную продукцию с помощью качественных реакций и знаю, как избавиться от нитратов в продуктах питания | Знаю свойства солей, их классификацию, номенклатуру, получение, применение, смогу записать молекулярные уравнения возможных реакций, протекающих в растворах, и записать соответствующие им ионные уравнения, знаю качественные реакции на нитрат-ион, сульфат-ион, хлорид-ион, смогу определить нитратную продукцию с помощью качественных реакций и знаю, как избавиться от нитратов в продуктах питания |
На начало урока -
На конец урока -
Считаю, что мне это пригодится.
Приложение 3
Интерактивные задания на компьютере (этап актуализации опорных знаний)
Слайд №2
Слайд №1
Слайд №3
Краткий обзор литературы
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью, психолого-педагогических технологий.
Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Использование более совершенных педагогических технологий позволяет мне на уроке и во внеурочной деятельности оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения (эвристический метод, исследовательский метод). Предпочтение отдаю тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно донести до учеников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её и решает.
В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. Вовлечённый в исследовательскую деятельность ребёнок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознаёт смысл и результат своих усилий (А. К. Осницкий, 1986. с. 41). Только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка.
Познавательный интерес – «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» (Г. И. Щукина, 1971). Познавательный интерес начинается с любопытства, любознательности, а на высшей ступени развития может перерасти в привычку к систематическому труду.
Рассмотрим методические приемы создания проблемных ситуаций, которые приводит Селевко Г. К. в статье «Современные образовательные технологии»:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например: командира, юриста, финансиста, педагога);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.
В заключении хотелось бы отметить несомненные преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебе, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения, творческое сотрудничество учителя и учащегося. Групповая организация работы учащихся приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в коллективе.
Литература:
Махмутов М. И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.
Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. – М.: Знание, 1986.
Селевко Г. К. http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/problemnoe_obuchenie/12-1-0-49#.WRAdtDdSDcs
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.
Якиманская Н. С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979.