СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии "Нужны ли нам нитраты?"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для развития личности обучающихся через обобщение темы «Соли», ознакомление с нитратами, через практические умения по распознаванию нитратной продукции.

Тип урока: комбинированный

Время реализации занятия: 40 минут

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная

Методы обучения:  проблемный, эвристический, экспериментальный, использование компьютерных технологий

Формы и методы диагностики: заполнения листа самооценки

Средства обучения: компьютер, Surfase, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 8 класс",  карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, микролаборатория, карточки с формулами солей

Реактивы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте, пробирки, пипетки, свежевыжатый сок свеклы, моркови,     картофеля

 

Межпредметные связи: биология, экология

 

Изучение материала  проходит на базе имеющихся знаний о солях, их классификации, свойствах, РИО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии "Нужны ли нам нитраты?"»


Урок по теме: «Нужны ли нам нитраты?». 8 класс


Цель урока: создать условия для развития личности обучающихся через обобщение темы «Соли», ознакомление с нитратами, через практические умения по распознаванию нитратной продукции.

Тип урока: комбинированный

Время реализации занятия: 40 минут

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный, использование компьютерных технологий

Формы и методы диагностики: заполнения листа самооценки

Средства обучения: компьютер, Surfase, мультимедийный проектор, учебник О.С. Габриелян "Химия. 8 класс", карточки-инструкции для проведения лабораторного опыта, микролаборатория, карточки с формулами солей

Реактивы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте, пробирки, пипетки, свежевыжатый сок свеклы, моркови, картофеля


Межпредметные связи: биология, экология


Изучение материала  проходит на базе имеющихся знаний о солях, их классификации, свойствах, РИО


Технологическая карта изучения темы

Предмет: химия

Класс: 8

Тип урока:

Цели:

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

  • мотивация учения,

  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

- Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,

  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,

  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,

  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия,

  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Познавательные УУД:

  • формулирование познавательной цели,

  • поиск и выделение информации,

  • анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.


Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся знает определение, классификацию, физические и химические свойства солей, способы получения, применение;

Знает качественные реакции на нитрат-ион;

Умеет распознавать нитратную продукцию, правильно выбирать продукты без нитратов;

Знает особенности накопления нитратов в овощах;

Умеет составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства солей;

Знает воздействие нитратной продукции на организм человека;

Знает способы снижения концентрации нитратов;


Личностные:

Учащийся умеет работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

Активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;

Проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство;

Умеет управлять своей познавательной деятельностью;


Метапредметные:

Учащийся использует основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Умеет генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

Умеет определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Использует различные источники для получения химической информации;

Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цель: подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм, стимулировать познавательный интерес.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы.


Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к осознанному восприятию материала.


Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные: смыслообразование


II. Формулирование темы урока, постановка цели.

(3 мин)

Цель: сформулировать тему урока, конкретизировать задачи урока, ожидаемые результаты.

Высказывают свои предположения о теме урока, отвечая на вопросы учителя. Получают новую информацию и сравнивают её с полученной ранее.

Учащиеся формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь.


Предлагает определить тему урока. Рассказывает о веществах (не называя их). «Угадай – ка»:

1. Эти вещества используют при получении стекла, в производстве лекарств, при производстве колбас. Их добавляют в ветчину, сыр и др. копчености из рыбы и мяса. Добавка обладает способностью восстанавливать цвет переработанного мяса.

2. Используются при производстве взрывчатых веществ, в пиротехнике, как компонент ракетного топлива.

3. Основное применение – удобрения (селитры).

4. Поступают в организм человека с водой и овощами. В организме превращаются в нитриты и нитрозамины. Передозировка вызывает хронический бронхит, гипертонию, заболевания сердца и сосудов, тяжелые проявления аллергии, рак желудка.

5. Это соли азотной кислоты.


После ответов учащихся озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися.


Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

Делать выводы и умозаключения

Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез

Коммуникативные УУД:

определение цели

Регулятивные УУД:

прогнозирование


III. Актуализация опорных знаний

(5 мин)

Цель: воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом, оценка уровня подготовленности учащихся.



Оценивают себя по 10-бальной шкале. Выполняют интерактивные задания на компьютере. Определяют формулы средних солей среди предложенных веществ.

Выбирают формулы нитратов среди предложенных веществ. Находят ошибки в формулах предложенных солей.

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о свойствах солей. Если это необходимо объясняет, где допущены ошибки.


Оценивают свои знания по 10-бальной шкале. Выполняют интерактивные задания.

Знать определение солей, уметь определять формулы средних солей среди предложенных, называть их, правильно составлять формулы солей

Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция

IV. Изучение нового материала

(6 минут)

Цель: овладение учащимися новыми знаниями и способами действий

Знакомятся с качественными реакциями на нитрат-ионы. Повторяют технику безопасности.

Знакомит учащихся с качественными реакциями на нитрат-ион. Напоминает о технике безопасности в кабинете химии. Рассказывает о способах определения нитрат – ионов. Первый способ – взаимодействие нитратов с концентрированной серной кислотой и медью. Показывает видеосюжет. Второй способ – с помощью дифениламина. Проводит демонстрацию эксперимента: взаимодействие нитрата калия с дифениламином. Организует обсуждение.

На практике применять полученные знания

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация;

Познавательные УУД:

анализ с целью выделения признаков,

установление причинно-следственных связей


V. Физкультминутка

(1 мин.)

Участвуют в физкультминутке. Встают с места, находят формулы солей, снимают карточки с формулой соли, называют её. Выходят к доске только те ребята, у которых формулы нитратов. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


Проводит физкультминутку. Предлагает оглянуться вокруг себя, найти и снять карточки с формулами солей, которые прикреплены в разных местах кабинета химии. А затем просит выйти к доске только тех ребят, у которых формулы нитратов.


Отличать формулы солей среди других классов неорганических соединений

Личностные: знание основ здорового образа жизни

VI. Закрепление нового.

(20 мин)

Цель: осознание и осмысление учебного материала, умение на практике использовать полученные знания, выполнение творческих заданий


Определяют нитраты в предложенных растительных объектах (в соке свёклы, моркови и картофеля).

Кусочек растительного объекта и каплю полученного растительного сока помещают на предметное стекло и добавляют в него несколько капель раствора дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов; при отсутствии нитратов сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов – темно-синяя.

Находят информацию в Surfase и разрабатывают рекомендации о том, что делать, если в продукции действительно присутствуют нитраты.

Оформляют работу в виде практических советов «Как уберечь себя от нитратов».

В ходе работы создают многоуровневую книжку, содержащую практические советы, необходимые для жизни.

Выступают с отчетом о проделанной работе.



Организует работу обучающихся в парах. При проведении исследований предоставляет учащимся право выбора. Предлагает обязательно исследовать сок свёклы и по желанию – сок моркови и сок картофеля. Организует обсуждение.

Предлагает найти информацию в Surfase и разработать рекомендации о том, что делать, если в продукции действительно присутствуют нитраты, а также оформить работу в виде практических советов «Как уберечь себя от нитратов».

Предлагает рассказать о проделанной работе. Дополняет, если это необходимо, учащихся. Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний.

Предлагает вернуться к названию темы урока и ответить на вопрос: «Нужны ли нам нитраты?».

Работа в парах:

1.Определить нитраты в предложенных растительных объектах с помощью дифениламина.

2. Найти информацию и разработать рекомендации о том, что делать, если в продукции действительно присутствует избыток нитратов.

3. Оформить работу в виде практических советов “Как уберечь себя от нитратов”.

В ходе работы создают многоуровневую книжку, содержащую практические советы, необходимые для жизни.

Давать определения изученных понятий;

делать выводы и умозаключения, структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

на практике применять полученные знания.


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации.

анализ с целью выделения признаков,

установление причинно-следственных связей


Интегративные УУД: связь с биологией, экологией.


Личностные УУД: самоопределение

Познавательные УУД: общеучебные, логические универсальные действия

Регулятивные УУД:

Прогнозирование, коррекция


VII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке.

Оценивают свои знания по теме по 10-бальной шкале.

Создает условия для оценки деятельности на уроке. Оценивает работу учеников.

Оценивают свои знания по 10-бальной шкале.




Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

VIII. Домашнее задание (1 мин.)

Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник.

Записывает на доске и комментирует домашнее задание.

Благодарит за урок.


Повторить тему «Соли».


Индивидуальные творческие задания.

Подготовить сообщения:

составить синквейн о нитратах.


Делают выбор уровня и вида Д/З.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)












Литература:

  1. Влияние нитратов на организм человека http://www.vashaibolit.ru/5011-vliyanie-nitratov-na-organizm-cheloveka.html

  2. Дорофеева Т. И. Эти двуликие нитраты //Химия в школе. – 2002. - №5. - с. 43 - 45.

  3. Иванова Т. Н. Химия и экология //Химия в школе. – 2010. - №7. - с. 28.

  4. Муравьёв А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Экологический практикум. – Санкт – Петербург, 2003.

  5. Нитраты в овощах http://falsifikat.net/ovoshhi-i-frukty/nitraty-v-ovoshhax-kak-ix-ubrat.html

  6. Нитраты в продуктах питания http://www.eda-eda.info/nitrati.html

  7. Русецкая О. П. Пища, которую мы едим //Химия в школе. - 2008. - №5. - с. 19 - 24.

  8. Чижевский А. Е. Я познаю мир. Экология. – М.: Просвещение, 1997.

























Приложение к уроку

Приложение 1


Лабораторный опыт


Обнаружение нитратов в растительных объектах


Цель: оценить качество продуктов питания и определить степень их безопасности для здоровья


Реактивы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте, пробирки, пипетки, свежевыжатый сок свеклы, моркови, картофеля


Ход работы


К капле растительного сока добавляют несколько капель раствора дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов. При отсутствии нитратов сок не изменяет цвет. При небольшом количестве нитратов ( 0,001 мг/л) появляется светло-голубая окраска, а при большом количестве нитратов (100 мг/л) – темно-синяя.


Цвет

Концентрация

Бледно-голубое окрашивание

 0,001 мг/л

Голубое окрашивание

 1 мг/л

Синее окрашивание

100 мг/л

ПДК NO3 -

40-45 мг/л







Вывод:



Приложение 2

Самооценка учащихся в начале и в конце урока


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Знаю определение солей

Смогу отличить соли от других классов неорганических веществ (от кислот, оснований, оксидов)

Знаю номенклатуру солей, смогу назвать предложенные соли

Знаю порядок составления формул солей

Смогу составить формулы солей и назвать их

Смогу записать уравнения электролитической диссоциации солей и дать названия ионов

Знаю классификацию солей, типичные свойства нормальных солей: взаимодействие их с кислотами, щелочами, другими солями и металлами

Знаю классификацию солей, типичные свойства нормальных солей,

знаю, какие растения относятся к накопителям нитратов, знаю, как обнаружить нитрат-ион в растворе с помощью качественных реакций

Знаю классификацию солей, типичные свойства нормальных солей, в чем заключается отрицательное воздействие нитратов на организм человека, смогу определить нитратную продукцию с помощью качественных реакций и знаю, как избавиться от нитратов в продуктах питания


Знаю свойства солей, их классификацию, номенклатуру, получение, применение, смогу записать молекулярные уравнения возможных реакций, протекающих в растворах, и записать соответствующие им ионные уравнения, знаю качественные реакции на нитрат-ион, сульфат-ион, хлорид-ион,

смогу определить нитратную продукцию с помощью качественных реакций и знаю, как избавиться от нитратов в продуктах питания



На начало урока -


На конец урока -



Считаю, что мне это пригодится.



Приложение 3

Интерактивные задания на компьютере (этап актуализации опорных знаний)



















Слайд №2


Слайд №1

























Слайд №3


















Краткий обзор литературы


Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью, психолого-педагогических технологий.

Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Использование более совершенных педагогических технологий позволяет мне на уроке и во внеурочной деятельности оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения (эвристический метод, исследовательский метод). Предпочтение отдаю тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно донести до учеников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её и решает.

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. Вовлечённый в исследовательскую деятельность ребёнок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознаёт смысл и результат своих усилий (А. К. Осницкий, 1986. с. 41). Только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка.

Познавательный интерес – «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» (Г. И. Щукина, 1971). Познавательный интерес начинается с любопытства, любознательности, а на высшей ступени развития может перерасти в привычку к систематическому труду.

Рассмотрим методические приемы создания проблемных ситуаций, которые приводит Селевко Г. К. в статье «Современные образовательные технологии»:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например: командира, юриста, финансиста, педагога);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.

В заключении хотелось бы отметить несомненные преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебе, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения, творческое сотрудничество учителя и учащегося. Групповая организация работы учащихся приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в коллективе.






Литература:


  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.

  2. Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. – М.: Знание, 1986.

  3. Селевко Г. К. http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/problemnoe_obuchenie/12-1-0-49#.WRAdtDdSDcs

  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.

  5. Якиманская Н. С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!