СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кожа, её строение и значение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Кожа, её строение и значение". Цель урока: сформировать представление о покровной системе человека и ее значении. 

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая  речь);
  2. Наглядный (демонстрация микро и макрообъектов);
  3. Проблемно - поисковый (карточки с вопросами, работа с учебником, учебно-тематической картой).

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока "Кожа, её строение и значение»

Предмет биология

Класс 8

Тема и номер урока в теме: «Кожа, её строение и значение». Урок №41 (первый в теме «Кожа»).

УМК "Биология" под ред. И.Н. Пономаревой.

Цели урока:

Предметные: сформировать представление о покровной системе человека и ее значении.

Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы

Личностные: создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного отношения к природе

Задачи:

  • Обучающие

  • изучить особенности строения кожи;

  • раскрыть связь строения органа с выполняемыми функциями;

  • выработать навыки установления связи между макро – и микроструктурами.

  • Развивающие

  • развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать, исследовательскую компетентность, самостоятельную деятельность учащихся;

  • развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  • Воспитательные

  • воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к своему здоровью;

  • воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к животным;

  • воспитывать умение выслушивать мнение друг друга.

Тип урока: комбинированный (по способам организации деятельности)

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая речь);

  2. Наглядный (демонстрация микро и макрообъектов);

  3. Проблемно - поисковый (карточки с вопросами, работа с учебником, учебно-тематической картой).



Используемые технологии: исследовательский метод обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебно-тематические карты, живые объекты, микроскопы, готовые микропрепараты прдольного среза кожи с волосами, презентация.

Этап урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Комуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Организация класса

Настроить учащихся на урок. Придать им позитивный настрой.

1 минута

Организует работу класса с использованием пространства школы.

- Предлагаю всем выйти из кабинета в коридор. Не забудьте взять свои секретные задания………….. Встаньте рядом друг с другом. Образуйте полукруг. Поздороваемся друг с другом как принято в кругу биологов. Для этого повернитесь к своему партнёру лицом… улыбнитесь друг другу…пожмите друг другу руки…посмотрите на меня…улыбнитесь мне…я улыбаюсь вам.


нравственно-этическая ориентация


определение цели, функций участников, способов взаимодействия

мобилизация сил и энергии,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

2.Актуализация знаний

Подвести учащихся к формулировке темы и цели урока


5 минут

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока

-Приготовьте свои секретные задания…. Вновь повернитесь к своему напарнику и задайте друг другу вопросы, которые написаны на ваших карточках. После того как прозвучат оба вопроса и каждый из пары получит ответы, вы обмениваетесь секретными заданиями и отправляетесь на встречу с новым партнёром. И так несколько раз, пока не прозвенит колокольчик. Начинает партнер, у которого…длиннее волосы. Внимание…начали!

- Вы поняли о чём шла речь? Поделитесь со всеми своими мыслями…

- Для того, чтобы более глубоко погрузиться в изучение данной темы, я приглашаю вас в нашу лабораторию.

- Перед вами на лабораторных столах лежат планшеты с рабочими листами. Заполните титульную страницу. Запишите свою фамилию, имя и тему урока.

- Я уверена, что вам известны некоторые факты о коже. Расскажите своему напарнику по столу, что вам известно. У каждого будет по 10 секунд.

- Запишите свою личную цель на этот урок.

актуализация субъективного опыта учащихся о коже,

формулирование темы и цели урока


повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива.

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владеть монологической и диалогической формами речи 

взаимоконтроль процесса выполнения задания,

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

целеполагание


3. Работа над новым материалом

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися новых знаний.

Развить умение находить ответы на проблемные вопросы.

Подвести обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с различной информацией


5 минут





10минут











5 минут






















5 минут




















7 минут



Организация работы обучающихся в группах.

- Вы обратили внимание на небольшие картинки на ваших рабочих листах? У них два назначения. Первое – поднять вам настроение. Второе – секретная миссия. Оглянитесь вокруг. Осмотрите интерьер лаборатории…по моему сигналу, вы встанете, возьмете в руки планшет с рабочим листом и ручку, и направитесь в ту часть лаборатории, где находится соответствующий символ. Внимание! Начали.

- На своих рабочих листах вы найдёте таблицу. Используя подсказки и наблюдая за живыми объектами, каждая группа заполняет свою часть таблицы. На работу отводится 1 минута.

- Спасибо. Работа закончена. Самый высокий участник каждой группы, сделайте шаг вперёд…. Поздравляю, вы спикеры. Начиная с команды «Рыбы» (обвожу рукой команды в порядке выступления), спикеры оглашают результаты работы своей группы. А участники других групп, заносят информацию в свои таблицы

- Я благодарю всех за работу. Занимайте ближайшее к вам свободное место за лабораторным столом…. Проанализируйте полученные данные и сформулируйте как изменялись кожные покровы позвоночных животных в процессе эволюции. В каком направлении? У вас 2 минуты. Время пошло.

- Оцените все свою работу. Максимальное количество баллов 4. Проставьте баллы на рабочем и оценочном листах


Организация индивидальной работы обучающихся во время лабораторного практикума.

- Кожа человека имеет достаточно сложное строение. Убедимся в этом в ходе лабораторной работы. Откройте разворот рабочего листа. Слева расположены задания, а справа – дополнительный, справочный материал. Ваша задача с помощью микроскопа изучить строение кожи человека. Сравнить с изображением в левой части рабочего листа и ответить на вопросы, используя справочный материал. На работу у вас будет 10 минут. Время пошло.

- Сверим результаты.

Организация проверки выполнения заданий в виде фронтальной беседы.

- Эпидермис включает в себя 5 слоёв эпителиальных клеток. В нём можно выделить мёртвые (ороговевшие) клетки и живые (способные к делению) клетки. ……, как тебе кажется, в какой части эпидермиса расположены живые клетки?

- они прилегают к дерме. Дерма, или собственно кожа, представляет собой соединительную ткань, в которой располагаются (слайд 10, анимация на каждый объект) кровеносные капилляры, рецепторы (нервные окончания), фолликулы (корни) волос, потовые и сальные железы, а также мышечные волокна (гладкомышечные).

- Ну и гиподерма, подкожно-жировая клетчатка – жировые скопления, пронизанные кровеносными капиллярами. Для того, чтобы доказать наличие большого количества кровеносных капилляров в коже, достаточно сжать кончик указательного пальца. ……., что ты наблюдаешь?

- Оцените все свою работу. Максимальное количество баллов 4.

Организация работы учащихся в парах по изучению значения кожи.

- С функциями кожи будем знакомиться в два этапа. На первом этапе вы работаете в парах. В рабочем листе вы видите 5 пословиц и поговорок, в которых заложен тайный смысл. Ваша задача, прочитав все пословицы и поговорки, обсудив с напарником, разгадать какую функцию кожи они в себе скрывают. При затруднении вы можете воспользоваться текстом учебника §41. Функцию кожи вы записываете в соответствующую строчку таблицы. У вас 2 минуты. Время пошло.

- При ответе сначала зачитываем пословицу или поговорку, а затем называем функцию (спрашиваю 5 человек по одной функции)

- Оцените все свою работу. Максимальное количество баллов 2.




Организация практической работы учащихся по изучению функций кожи.

- Приступаем ко второму этапу. Мы будем исследовать функции ВАШЕЙ кожи на практике.

Помещаем левую руку перед собой, правой рукой аккуратно захватываем кожу в области запястья…оттягиваем вверх…отпускаем. ……, что ты наблюдал(а). Предполагаемый ответ: Растяжимость (эластичность), прочность кожи.

- Возьмите в руки свои телефоны. Протрите экран о рукав. Чистый? Приложите экран телефона ко лбу. Посмотрите на экран. Что вы наблюдаете? ………? Предполагаемый ответ: Следы пота, кожного сала. Я: Какую функцию кожи это характеризует? Предполагаемый ответ: Выделение.

- Для выполнения следующего эксперимента, вы встаёте со своих мест и образуете 4 колонны по 5 человек. Кто в пиджаке, снимите его, пожалуйста… Те, кто завершает колонны, получают от меня карточки с определёнными символами. Вы эти символы никому больше не показываете. По моему сигналу, вы нарисуете свой символ пальцем на спине стоящего впереди вас человека. Задача следующих участников, получив символ, таким же образом передать его дальше. Пока он не дойдёт до первого в колонне человека. Как только вы (показываю на 1-х в колонне игроков), получаете такое письмо, бежите к доске и заносите свой символ в эту таблицу, под своим номером (показываю руками порядок), 1, 2,3,4. Итак. Начали. Что же у нас получилось? Предполагаемый ответ: КОЖА. Какое свойство кожи мы сейчас испытали? Предполагаемый ответ: чувствительность, осязание. Какие структуры кожи осуществляли данную функцию? Предполагаемый ответ: рецепторы. Нервные окончания. Как вы думаете, почему некоторым из вас не удалось почувствовать символы, понять, что им передавали? Предполагаемый ответ: потому, что рецепторы распределены в коже не равномерно. Я: На спине рецепторов гораздо меньше, чем на ладонях. Ведь ночью путь к холодильнику мы нащупываем в полной темноте ладонями, а не спиной.

актуализация субъективного опыта учащихся о эволюции кожных покровов позвоночных животных,

формулирование вывода в каком направлении шла эволюция кожных покровов












умение работать с микроскопом,

умение сопоставлять, сравнивать микропрепарат с изображением кожи человека,

анализировать результаты сравнения,

изучить строение кожи человека



актуализация полученных учащимися новых знаний о строении кожи
















формирование знания о функциях кожи,

умение определять функции кожи по косвенным признакам














актуализация полученных учащимися новых знаний о значении кожи




повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива,

почувствовать себя частью живой природы через наблюдения за животными














нравственно-этическая ориентация













нравственно-этическая ориентация,

умение преодолевать смущение
















смыслообразование,

развитие логического мышления,

нравственно-этическая ориентация













нравственно-этическая ориентация,

повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива






поиск и выделение информации,

анализ с целью выделения признаков,

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты,

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,

установление причинно-следственных связей







поиск и выделение информации,

анализ с целью выделения признаков,

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты,

выбор оснований и критериев для сравнения





осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности















установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование



















установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование
















































 инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

соблюдать очередность























взаимодействовать с учителем и сверстниками,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной форме











взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме,





























развитие навыков сотрудничества со сверстниками,































инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владеть монологической и диалогической формами речи 
















взаимоконтроль и самоконтроль процесса выполнения задания,

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

анализ полученных результатов,

формулирование вывода









предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации



контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него,

взаимоконтроль и самоконтроль процесса выполнения задания








постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

взаимоконтроль и самоконтроль процесса выполнения задания


постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

анализ полученных результатов,

формулирование выводов




4. Рефлексия

Обеспечить осмысление обучающимися новых знаний.


Организация индивидуальной работы учащихся по подведению итогов урока

- вернёмся к вашим рабочим листам (показываю образец). Запишите три главных факта о коже, которые вы сегодня узнали. Два факта, которые вас удивили. И один вопрос, который вы хотите задать учителю. На это у вас 3 минуты. Время пошло…В зависимости от того, сколько времени остаётся до конца урока, спрашиваю 3-х, 4-х человек. Я: Благодарю. Оцените все свою работу на уроке. Максимальное количество баллов 10.

актуализация полученных учащимися новых знаний о строении и значении кожи


смыслообразование,

развитие логического мышления,

нравственно-этическая ориентация


установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование


выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме,

владеть монологической и диалогической формами речи 

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

анализ полученных результатов,

формулирование выводов

5. Итог урока

Домашнее задание, вы получите на таких вот листах (показываю образец). Вы выполняете любое из предложенных заданий. Ответы можете присылать мне в электронном виде на мою электронную почту, которая указана на этом же листе. На обратной стороне небольшой информационный подарок.

Давайте попрощаемся с вами так как это принято у биологов. Повернитесь друг к другу лицом… улыбнитесь друг другу…пожмите друг другу руки…посмотрите на меня…улыбнитесь мне…спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания!!!.


смыслообразование,

повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива


Сотрудничество со сверстниками и педагогом

мобилизация сил и энергии,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!