1 этап: «Организационный» Определение темы урока (5 -7 мин) | Приветствует. Предлагает сформулировать тему урока . №1. Учитель формулирует и задает вопросы: Что такое кремний? Где применяют кремний? Встречались ли вы в быту с кремнием? Какие соединения кремния вы знаете? Где они встречаются и применяются? Смогут ли Растения, животные, человек жить без кремния? Учитель не корректирует ответы, не исправляет, дает возможность на высказывание разных мнений, с целью стимулирования к работе и поиска истины на протяжении всего урока. В финале урока полученные знания позволят учащимся самостоятельно понять правильность своих предположений. №2. Проблемный вопрос: Согласны ли вы с утверждением В.И. Вернадского «Кремний вырисовывается в мироздании, как элемент, обладающий исключительным значением»? (На слайде изображен портрет ученого и цитата). | Заканчивают предложения. Делают записи на планшете. Формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, спорят, предлагают разные варианты ответов. В течение урока учащиеся доказывают справедливость высказывания ученого, в конце урока делают вывод. | Ответы на вопросы. Закончи предложение. Прием №1. Проблемный диалог: побуждающий. Прием №2. Прием проблемного обучения. Фаза вызова. Метод: формирования интереса к учению. Прием №1 «Тонкий и толстый вопрос». Цель: повторить и закрепить знания учащихся по ранее изученным темам; побудить интерес к работе; способствовать нахождению закономерностей для формулировки темы. Технология «Покопаемся в памяти». Учитель на слайде прописывает вопросы для определения темы урока, по ранее изученным темам. Положительно заряженный ион. Элемент пятого периода ПСХЭ, щелочной металл. Лантаноид в ядре его атома 63 протона. Автор ПЗ. Вещества, которые не проводят электрический ток. Разновидность атомов элементов с одинаковым зарядом ядра. Твердое вещество серого цвета, галоген. Учащиеся отвечают на вопросы. Из заглавных букв составляют и формулируют тему урока. Прием №2. «Ассоциация». (Корзина идей). Цель: на стадии актуализации знаний обсуждаемой темы урока определить и выяснить содержание информации, которой обладают обучающиеся путем организации индивидуальной и групповой работы. Технология. Учитель: задает вопросы: «О чем пойдет речь на уроке? Что вы знаете о кремнии, его соединениях, применении? Что вы хотели бы узнать нового? Учащиеся: отвечают на вопросы; формулируют цель урока; обмениваются информацией в парах. Затем совместно выбирают наиболее приемлемую формулировку цели урока. | Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи. Формирует умение постановки проблемы и ее решение. |
2.Этап: «Открытие новых знаний» ( 10 мин.) | Раздает задания парам. | Выполняют задания. Готовят выступления и делают выводы. | «Фаза осмысления». Метод: самоуправления учебными действиями. Цель: нахождение закономерностей; анализ объекта с целью выделения признаков. Прием №3. «Дискуссия». Цель: рождение истины. Технология. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием: 1. Характеристика химического элемента по плану. 2. Нахождение в природе (ознакомление с природными соединениями кремния). 3. Физические свойства кремния (составление кластера). 4. Химические свойства кремния. 5. Роль кремния в жизни животных и растений. 7. Применение кремния (составление кластера). За 10 минут группам необходимо подготовить выступление. От них требуется: составить план выступления; сформулировать цель работы; сделать выводы. Каждой группе дается на выступление не более трех минут, за которые нужно отстоять свою правоту, ответить на вопросы других групп. Составление кластеров если есть необходимость.
Прием №4. «Кластер». Цель: умение графически представить информацию. Технология. Две группы составляют кластер по темам «Физические свойства кремния», «Применение кремния». | Регулятивные: постановка цели и анализ условий достижения цели. Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество. |
Этап: «Подведение итогов». (15 мин). | Выслушивает ответы. Координирует деятельность учащихся. | Сообщение учащихся о проделанной работе. Выводы. Запись информации в тетрадь. | Монолог. Диалог. Демонстрация опытов. Слайд-шоу. Презентации. Прием №6. Лабораторная работа. «Ознакомление с природными силикатами». «Ознакомление с продукцией силикатной промышленности». Цель: повторить Т/Б. Закрепить знания и навыки по проведению лабораторных опытов. Технология. Выполнение опытов на физические свойства кремния и химические свойства кремния по инструкции. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Предметные: формирование умений устанавливать связи между реально происходящими химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы познавательной деятельности. |
Этап: «Итог урока». (3 мин). | Координирует. Направляет. | Заполняют лист рефлексии. Комментируют. | Монолог учащихся. Цель: умение оценить свою работу на уроке. Технология. Используя технологическую карту, самостоятельно заполненную на уроке, оценивают свою деятельность. Делают выводы. Что усвоено, что повторить, на что обратить внимание. | |