СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н. А. Некрасов. Мороз-воевода (Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Н.А. Некрасов. Мороз-воевода"составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н. А. Некрасов. Мороз-воевода (Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")"»

Технологическая карта урока


Дата урока 14.12.2016 г. ФИО учителя Гудничева Лариса Владимировна, класс 3 «А»

Название урока Литературное чтение


Тема урока. Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н.А. Некрасова и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос» «Мороз-воевода; помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра); ; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексе событиям; способствовать расширению читательского кругозора; формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; формировать литературоведческие понятия; пополнять словарный запас; содействовать воспитанию интереса к родной природе; прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные:

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г. рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г. аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»); медиапроектор; экран; ноутбук; схемы для моделирования, карточки с заданиями при работе в группах; детские рисунки к стихотворению Н. Некрасова «Зеленый шум»; смайлики; снежинки для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Организация начала урока

Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Пусть ваше хорошее настроение останется с вами на протяжении всего урока. Готовы работать?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова «Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…»




Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Л.: жизненное самоопределение

Р.: привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая разминка

Как мы должны научиться читать на уроке? (Правильно, выразительно, чётко проговаривая, хорошо). А для этого нам необходима речевая разминка.

- Читаем, правильно произнося звуки.

ы а о у э и

Ещё раз.


- Добавим эмоции и выразительности в чтение.

- испугали товарища из-за угла ы

- испугались сами а

- удивились о

- разочаровались у

- задумались э

- улыбнулись друг другу и.

Молодцы!

2. Игра «Вспомни и назови»

Сейчас мы немного поиграем в игру «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать и указать жанр.

  • Дико росла, как цветок полевой

Смуглая Саша в деревне степной

(Н. Некрасов поэма «Саша»)

  • Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел

(Н. Некрасов стихотворение «Крестьянские дети»)

  • Славная осень! Здоровый, ядреный

воздух усталыя силы бодрит

(Н. Некрасов стихотворение «Славная осень!»)

- Что общего между этими произведениями?

(произведения одного автора) Правильно.






Чётко артикулируют звуки.



Пытаются передать голосом разную интонацию (удивления, разочарования, грусти, радости, испуга)





Заслушивают отрывки из произведений, определяют жанр произведения, называют заглавие и автора произведения.




Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отвечают на поставленные вопросы.





Р.: принимают и сохраняют учебную задачу












П.: выделение существенной информации из текста

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу





П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений


1. Проверка домашнего задания

- Какое произведение этого автора было задано на дом?

Проверка выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный Шум»

- Вспомните, что такое сравнения?

- Какие сравнения в стихотворении Зелёный Шум»?

(Как облако: все зелено,…

Как молоком облитые,…)

- Используя свои рисунки, расскажите, каким вы представляете Зелёный Шум?


Рассказывают о выполненной дома работе


Читают выразительно текст, находят сравнения, подтверждают их своими рисунками


К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;



3. Постановка учебной задачи


1. Определение автора произведения.

- Рассмотрите книги на выставке, назовите их. Что общего вы заметили? (Все книги одного автора)

- Значит, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Н.А. Некрасова.


2. Сведения об авторе

Что вы знаете о жизни Некрасова?

 

– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком


3. Определение названия произведения.

- А как называется произведение, с которым мы познакомимся, догадайтесь, отгадая загадку:

- Сердит! – закрыв лицо рукой, 

Сказал прохожий глухо. 

– Ударил как! – ворчал другой, 

Поглаживая ухо. 

Шла мимо бабушка с клюкой, 

В платок упрятав нос, 

Она сказала: – Ишь, какой,

Кусается как пёс!

И я скорей лицо прикрыл

Воротником пальто.

В тот день и впрямь сердитый был…

Вы догадались, кто?

– Какой бывает мороз?


– Вам нравится морозная погода? Почему?


– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. 

– Вспомните, как называли зиму поэты. 

 



– Расскажите, почему зима – волшебница?



– Можно ли сказать, что мороз – хозяин зимы? Почему? 


- А произведение, которое мы будем изучать называется так. Прочтите по схеме

М

О

З

-

В








Р

О


О







А

Д

О

В

Е








- Итак, какова же тема нашего урока? (Н.А. Некрасов «Мороз-воевода»)


4. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Выяснить, каким показан Мороз. Учиться правильно и выразительно читать произведение. Моделировать обложку к произведению)


5. План работы над новым произведением.

- Составим план работы над новым произведением

1. Познакомиться с произведением

2. Найти приемы, используемые автором

3. Дать характеристику героя

4. Готовиться к выразительному чтению


Называют выставленные произведения.

Определяют фамилию автора нового произведения



Рассматривают портрет.



Вспоминают известные сведения о Некрасове




Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.








Отгадывают загадку (Мороз)


Трескучий, сильный, слабый


– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами







– У Тютчева – чародейка, у Есенина «…щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима…».


– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.

Дети дают свои ответы



Определяют название произведения






Формулируют тему урока





Ставят цели, используя опору







Составляют план работы над новым произведением

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков


П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий


Р.: принимают и сохраняют учебную задачу




П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;






Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой


























Р.: определение темы и целей урока













Р: планирование действий по выполнению задач урока

4. Первичное усвоение новых знаний

1. Знакомство с новым произведением

- Прочтите название. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». А назвал его так сам Некрасов.

- Можно ли по названию стихотворения сказать, о чем пойдёт речь?

- Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый) Выскажите своё мнение. - Обратите внимание на иллюстрации к данному произведению на с. 156, 157. Может быть, они вам помогут.

А сейчас послушайте произведение и попробуйте определить, какое настроение передается в этом отрывке


  1. Выявление первичного восприятия

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)

– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

- Кто же является главным героем произведения?

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста


Отвечают на поставленные вопросы

Прогнозируют содержание


Рассматривают иллюстрации


Внимательно слушают аудиозапись



Отвечают на поставленные вопросы




Определяют жанр произведения и тему


Называют главного героя

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы





П.: анализируют и делают выводы









П.: определение жанра по совокупности признаков и темы произведения

5. Первичная проверка понимания

1. Словарная работа

У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Прочтите текст про себя.

– Какие слова в тексте вам непонятны?

Объясним их значение, используя словарик на с 157

2. Повторное чтение текста

– Откройте учебник на с. 156 . Мы продолжаем работу с текстом произведения.


Физминутка


3. Работа по тексту. Выборочное чтение

- Ответьте, пожалуйста, на первый вопрос в тетради.

(Это стихотворение напоминает сказку).- Чем?

-А ещё какой жанр напоминает это стихотворение? (Былину). Почему?(Главный герой как богатырь с палицей)

- Какой был Мороз: старый, молодой? Как вы это определили?

- Как автор называет Мороза?

- Какой прием использует автор? (Сравнение)

- Удачно ли это сравнение? Почему?

- Как Некрасов говорит о появлении Мороза? Прочтите. (1 строфа)

- С чем сравнивает автор появление Мороза?

- Какой прием использует Некрасов?

- Зачем Воевода осматривает, обходит свои владения? Прочитайте. (2 и 3 строфа)

- Радостно ли Морозу, весело или он сердит? Из каких строк это понятно? (4 строфа)

- Какие слова подчеркивают силу и мощь Мороза?

- Прочтите, о чём поёт Мороз – воевода? (О своей силе, о власти, о богатстве).


Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают в словарике значение незнакомых слов


Пополняют словарный запас


Читают текст вместе с учителем



Выполняют физические упражнения под музыку

Отвечают на вопросы учителя.


Аргументируют свою точку зрения

-Мощным, сильным, суровым




Подтверждают ответ выборочным чтением


– С ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв.

- Сравнение. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.






– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.


К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;


Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя


Р.: принимают и сохраняют учебную задачу


П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;


П. : дополняют и уточняют высказанные мнения


П.: выделение существенной информации из текста


К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6. Первичное

закрепление

1. Создание словесного образа Мороза – воеводы.

- Итак, главный герой - Мороз-воевода. Какой он? Каким вы его себе представляете? (Строгий, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый)

- Читая, я передала наше отношение к Морозу. А только ли мы так к нему относимся? А кто же ещё? (Автор)

-Где, по-вашему, были владенья Мороза-Воеводы? Нарисуйте иллюстрацию.

-Докажите, что он хозяин на земле.

-Некрасовский Мороз одет в крестьянскую одежду? Или в боярскую? Найдите в тексте, каков он.

- Прочтите стихотворение и найдите слова, которые изображают Мороза – воеводу как живое существо. (Обходит, глядит, идёт, шагает, бьёт, поёт, пойду, поступаю, не считаю, убираю)

- Какой литературный приём использует Некрасов? (Олицетворение)

- Что такое олицетворение?

2. Упражнение в выразительном чтении.

- На какие две части можно разделить это стихотворение?

(1 - шествие Мороза, 2 – песнь Мороза)

- Как надо читать это стихотворение? Обе части надо читать одинаково?

( 1 часть – неторопливо, бодро,

2 часть – темп медленный, тон – величавый, гордый, несколько хвастливый, делая паузы и ставя логические ударения).

А) Выразительное чтение 1 части

- Выполните № 2 в тетради «Проталинки»

-Какие звуки нам слышатся при чтении?

-– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.


– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?

– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)

Б) Выразительно чтение 2 части.

-Какую песню поет Мороз?

-Как называется такой прием? (Эпитет)

– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз хвастается. Прочитаем выразительно песню Мороза.

– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.)

– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах

-Какая ещё метафора (цвет) есть в песне Мороза?


- Какое же царство Мороза у Некрасова?


–А картина зимы?

- Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.


- Менялось ли настроение при чтении? (Да) Почему?


– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?


3. Работа в группах

- А теперь будем работать в группах. Какие правила работы в группе?

-Не забудьте определить капитана.

1 группа составит модель обложки к данному произведению


2 группа выберет подходящие к произведению иллюстрации и докажет правильность выбора


3 группа соберет пословицы и подберет подходящую к тексту пословицу

- Работаем 3 мин.


1 гр. Моделирование обложки


Н.А. Некрасов






Мороз-воевода










3 гр. Пословицы

1) Береги нос а) проснуться трудно.

2) В зимний холод б) в большой мороз.

3) В мороз заснуть легко, в) всякий молод.

4) Мороз не велик, г) но не навеки. 

5) Мороз и железо рвёт д) да стоять не велит.

6) Заковал мороз реки, е) и на лету птицу бьёт, и слезы из людей выжимает.


4. Домашнее задание:

- Выберете свой уровень задания.

1 уровень: выучить наизусть песнь Мороза

2 уровень: выучить наизусть все стихотворение


Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?


Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют ответ

– Властный, грозный, удалой, хвастливый.



Вся земля





Богат я.


Читают 2–3 ученика.

– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.







Отвечают на вопросы






Выразительно читать – передавать голосом мысли, чувства, настроение





Выполняют задание № 2 в тетради

– Словно ветер бушует,

с гор побежали ручьи... Слышим треск льда,

то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Мороз украшает все снегом, инеем.


Читают «по цепочке».

- Не ветер, не с гор

– «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.




-Мороз поёт хвастливую песню.


Эпитеты: яркое солнце, удалая песня


- Мороз восхищается своим царством и богатством



Знакомство с новым понятием









Царство свое убираю в алмазы, жемчуг, серебро

-Сказочное, волшебное, холодное, богатое

– Сказочная, волшебная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

– Разные картины – разное настроение.


Читают текст стихотворения.


– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы



Вспоминают правила работы в группах



Моделируют обложку


-Выбирают подходящие рисунки, доказывают правильность выбора



Собирают пословицы и находят нужную, доказывая правильность выбора


Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.


Делают выводы.



Отвечают на поставленные вопросы







Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы



П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,


П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)




К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия









П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей


Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой








П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;

формулируют ответы на вопросы;

полно и точно выражают свои мысли;

находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);

понимают на слух ответы обучающихся;

дополняют, уточняют высказанные мнения





Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев


Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор передает информацию познавательного характера, раскрывает взаимосвязи в природе;













Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи





Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);


К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);


К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами


Р.: контроль, оценка,

П.: выбор способов решения задачи;

П.: знаково-символические – моделирование обложки;

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков


7. Рефлексия.


  1. Итог урока.

- Вспомните, какие цели ставили перед собой. Выполнили ли мы их?

- Все ли пункты плана работы с новым произведением выполнили?

- С каким произведением познакомились?

- Кто его автор?

- Соответствует ли наше описание Мороза, какое мы дали вначале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (не совсем) Почему? (Мы давали характеристику, не читая произведение)

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное».

- Вспомните эпиграф к нашему уроку. Соответствует ли он тому материалу, который мы сегодня изучали? Почему?

– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.)

– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».

- А что ещё вам запомнилось? Что нового для себя вы узнали?

  1. Рефлексия

- Оцените смайликами свою работу над новым произведением.

Красный – мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Жёлтый – я могу лучше работать. У меня не всё получилось.

Зелёный – Я молодец Я был активен на уроке, у меня всё получилось.

- А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке. Разместите снежинку на той строчке, которая вам подходит:

- Мне очень понравилось

- Мне было интересно

- Я узнал(а) новое

- Мне не понравилось

- Мне было скучно

Вы молодцы! Спасибо вам всем за урок!


Делают выводы и обобщения.












– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

Внимательно слушают












Отвечают на вопросы, пользуясь опорой



Я

повторил

узнал

запомнил





Осуществляют самоанализ учебной деятельности


К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью


Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;


П.: осуществляют логические действия


П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль, самооценка и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!