2. Мотивация к учебной деятельности | 1. Речевая разминка Как мы должны научиться читать на уроке? (Правильно, выразительно, чётко проговаривая, хорошо). А для этого нам необходима речевая разминка. - Читаем, правильно произнося звуки. ы а о у э и Ещё раз. - Добавим эмоции и выразительности в чтение. - испугали товарища из-за угла ы - испугались сами а - удивились о - разочаровались у - задумались э - улыбнулись друг другу и. Молодцы! 2. Игра «Вспомни и назови» Сейчас мы немного поиграем в игру «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать и указать жанр. Смуглая Саша в деревне степной (Н. Некрасов поэма «Саша») Я из лесу вышел (Н. Некрасов стихотворение «Крестьянские дети») воздух усталыя силы бодрит (Н. Некрасов стихотворение «Славная осень!») - Что общего между этими произведениями? (произведения одного автора) Правильно. | Чётко артикулируют звуки. Пытаются передать голосом разную интонацию (удивления, разочарования, грусти, радости, испуга) Заслушивают отрывки из произведений, определяют жанр произведения, называют заглавие и автора произведения. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на поставленные вопросы. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: выделение существенной информации из текста П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | 1. Определение автора произведения. - Рассмотрите книги на выставке, назовите их. Что общего вы заметили? (Все книги одного автора) - Значит, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Н.А. Некрасова. 2. Сведения об авторе Что вы знаете о жизни Некрасова? – Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком 3. Определение названия произведения. - А как называется произведение, с которым мы познакомимся, догадайтесь, отгадая загадку: - Сердит! – закрыв лицо рукой, Сказал прохожий глухо. – Ударил как! – ворчал другой, Поглаживая ухо. Шла мимо бабушка с клюкой, В платок упрятав нос, Она сказала: – Ишь, какой, Кусается как пёс! И я скорей лицо прикрыл Воротником пальто. В тот день и впрямь сердитый был… Вы догадались, кто? – Какой бывает мороз? – Вам нравится морозная погода? Почему? – Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. – Вспомните, как называли зиму поэты. – Расскажите, почему зима – волшебница? – Можно ли сказать, что мороз – хозяин зимы? Почему? - А произведение, которое мы будем изучать называется так. Прочтите по схеме М | О | З | - | В | | | | | | | | Р | О | | О | | | | | | | А | Д | О | В | Е | | | | | | | - Итак, какова же тема нашего урока? (Н.А. Некрасов «Мороз-воевода») 4. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Выяснить, каким показан Мороз. Учиться правильно и выразительно читать произведение. Моделировать обложку к произведению) 5. План работы над новым произведением. - Составим план работы над новым произведением 1. Познакомиться с произведением 2. Найти приемы, используемые автором 3. Дать характеристику героя 4. Готовиться к выразительному чтению | Называют выставленные произведения. Определяют фамилию автора нового произведения Рассматривают портрет. Вспоминают известные сведения о Некрасове Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отгадывают загадку (Мороз) Трескучий, сильный, слабый – Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами – У Тютчева – чародейка, у Есенина «…щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима…». – Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован. Дети дают свои ответы Определяют название произведения Формулируют тему урока Ставят цели, используя опору Составляют план работы над новым произведением | П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой Р.: определение темы и целей урока Р: планирование действий по выполнению задач урока |
4. Первичное усвоение новых знаний | 1. Знакомство с новым произведением - Прочтите название. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». А назвал его так сам Некрасов. - Можно ли по названию стихотворения сказать, о чем пойдёт речь? - Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый) Выскажите своё мнение. - Обратите внимание на иллюстрации к данному произведению на с. 156, 157. Может быть, они вам помогут. А сейчас послушайте произведение и попробуйте определить, какое настроение передается в этом отрывке Выявление первичного восприятия – Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.) – Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.) – Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.) - Кто же является главным героем произведения? | По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста Отвечают на поставленные вопросы Прогнозируют содержание Рассматривают иллюстрации Внимательно слушают аудиозапись Отвечают на поставленные вопросы Определяют жанр произведения и тему Называют главного героя | П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; формулирование ответов на вопросы П.: анализируют и делают выводы П.: определение жанра по совокупности признаков и темы произведения |
5. Первичная проверка понимания | 1. Словарная работа У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Прочтите текст про себя. – Какие слова в тексте вам непонятны? Объясним их значение, используя словарик на с 157 2. Повторное чтение текста – Откройте учебник на с. 156 . Мы продолжаем работу с текстом произведения. Физминутка 3. Работа по тексту. Выборочное чтение - Ответьте, пожалуйста, на первый вопрос в тетради. (Это стихотворение напоминает сказку).- Чем? -А ещё какой жанр напоминает это стихотворение? (Былину). Почему?(Главный герой как богатырь с палицей) - Какой был Мороз: старый, молодой? Как вы это определили? - Как автор называет Мороза? - Какой прием использует автор? (Сравнение) - Удачно ли это сравнение? Почему? - Как Некрасов говорит о появлении Мороза? Прочтите. (1 строфа) - С чем сравнивает автор появление Мороза? - Какой прием использует Некрасов? - Зачем Воевода осматривает, обходит свои владения? Прочитайте. (2 и 3 строфа) - Радостно ли Морозу, весело или он сердит? Из каких строк это понятно? (4 строфа) - Какие слова подчеркивают силу и мощь Мороза? - Прочтите, о чём поёт Мороз – воевода? (О своей силе, о власти, о богатстве). | Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают в словарике значение незнакомых слов Пополняют словарный запас Читают текст вместе с учителем Выполняют физические упражнения под музыку Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения -Мощным, сильным, суровым Подтверждают ответ выборочным чтением – С ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв. - Сравнение. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза. – Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются. | К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя Р.: принимают и сохраняют учебную задачу П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; П. : дополняют и уточняют высказанные мнения П.: выделение существенной информации из текста К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6. Первичное закрепление | 1. Создание словесного образа Мороза – воеводы. - Итак, главный герой - Мороз-воевода. Какой он? Каким вы его себе представляете? (Строгий, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый) - Читая, я передала наше отношение к Морозу. А только ли мы так к нему относимся? А кто же ещё? (Автор) -Где, по-вашему, были владенья Мороза-Воеводы? Нарисуйте иллюстрацию. -Докажите, что он хозяин на земле. -Некрасовский Мороз одет в крестьянскую одежду? Или в боярскую? Найдите в тексте, каков он. - Прочтите стихотворение и найдите слова, которые изображают Мороза – воеводу как живое существо. (Обходит, глядит, идёт, шагает, бьёт, поёт, пойду, поступаю, не считаю, убираю) - Какой литературный приём использует Некрасов? (Олицетворение) - Что такое олицетворение? 2. Упражнение в выразительном чтении. - На какие две части можно разделить это стихотворение? (1 - шествие Мороза, 2 – песнь Мороза) - Как надо читать это стихотворение? Обе части надо читать одинаково? ( 1 часть – неторопливо, бодро, 2 часть – темп медленный, тон – величавый, гордый, несколько хвастливый, делая паузы и ставя логические ударения). А) Выразительное чтение 1 части - Выполните № 2 в тетради «Проталинки» -Какие звуки нам слышатся при чтении? -– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы. – Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин? – Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. – Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их? – Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.) Б) Выразительно чтение 2 части. -Какую песню поет Мороз? -Как называется такой прием? (Эпитет) – Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз хвастается. Прочитаем выразительно песню Мороза. – Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.) – Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт». – Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.) – Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах -Какая ещё метафора (цвет) есть в песне Мороза? - Какое же царство Мороза у Некрасова? –А картина зимы? - Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели. - Менялось ли настроение при чтении? (Да) Почему? – Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов. – А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам? 3. Работа в группах - А теперь будем работать в группах. Какие правила работы в группе? -Не забудьте определить капитана. 1 группа составит модель обложки к данному произведению 2 группа выберет подходящие к произведению иллюстрации и докажет правильность выбора 3 группа соберет пословицы и подберет подходящую к тексту пословицу - Работаем 3 мин. 1 гр. Моделирование обложки Н.А. Некрасов Мороз-воевода | 3 гр. Пословицы 1) Береги нос а) проснуться трудно. 2) В зимний холод б) в большой мороз. 3) В мороз заснуть легко, в) всякий молод. 4) Мороз не велик, г) но не навеки. 5) Мороз и железо рвёт д) да стоять не велит. 6) Заковал мороз реки, е) и на лету птицу бьёт, и слезы из людей выжимает. 4. Домашнее задание: - Выберете свой уровень задания. 1 уровень: выучить наизусть песнь Мороза 2 уровень: выучить наизусть все стихотворение Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания? | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют ответ – Властный, грозный, удалой, хвастливый. Вся земля Богат я. Читают 2–3 ученика. – Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю. Отвечают на вопросы Выразительно читать – передавать голосом мысли, чувства, настроение Выполняют задание № 2 в тетради – Словно ветер бушует, с гор побежали ручьи... Слышим треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям. – Мороз украшает все снегом, инеем. Читают «по цепочке». - Не ветер, не с гор – «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок. -Мороз поёт хвастливую песню. Эпитеты: яркое солнце, удалая песня - Мороз восхищается своим царством и богатством Знакомство с новым понятием Царство свое убираю в алмазы, жемчуг, серебро -Сказочное, волшебное, холодное, богатое – Сказочная, волшебная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться. – Разные картины – разное настроение. Читают текст стихотворения. – В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы Вспоминают правила работы в группах Моделируют обложку -Выбирают подходящие рисунки, доказывают правильность выбора Собирают пословицы и находят нужную, доказывая правильность выбора Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы | П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; формулируют ответы на вопросы; полно и точно выражают свои мысли; находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится); понимают на слух ответы обучающихся; дополняют, уточняют высказанные мнения Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор передает информацию познавательного характера, раскрывает взаимосвязи в природе; Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами Р.: контроль, оценка, П.: выбор способов решения задачи; П.: знаково-символические – моделирование обложки; П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
7. Рефлексия. | Итог урока. - Вспомните, какие цели ставили перед собой. Выполнили ли мы их? - Все ли пункты плана работы с новым произведением выполнили? - С каким произведением познакомились? - Кто его автор? - Соответствует ли наше описание Мороза, какое мы дали вначале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (не совсем) Почему? (Мы давали характеристику, не читая произведение) – Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? – Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное». - Вспомните эпиграф к нашему уроку. Соответствует ли он тому материалу, который мы сегодня изучали? Почему? – Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.) – Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…». - А что ещё вам запомнилось? Что нового для себя вы узнали? Рефлексия - Оцените смайликами свою работу над новым произведением. Красный – мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. Жёлтый – я могу лучше работать. У меня не всё получилось. Зелёный – Я молодец Я был активен на уроке, у меня всё получилось. - А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке. Разместите снежинку на той строчке, которая вам подходит: - Мне очень понравилось - Мне было интересно - Я узнал(а) новое - Мне не понравилось - Мне было скучно Вы молодцы! Спасибо вам всем за урок! | Делают выводы и обобщения. – Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо. Внимательно слушают Отвечают на вопросы, пользуясь опорой Я | повторил | узнал | запомнил | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; П.: осуществляют логические действия П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль, самооценка и оценка процесса и результатов деятельности Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить) Л.: жизненное самоопределение |