2. Актуализация опорных знаний. | Организует повторение с целью актуализации знаний. Проверка домашнего задания — выразительное чтение стихов А. К. Толстого и А. Плещеева. -Только ли эти поэты писали о природе, весне? -Послушайте знакомые вам строки, вспомните имя поэта, чье стихотворение будем читать сегодня. 1. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром... Продолжают учащиеся. 2. Зима недаром злится... 3. Еще в полях белеет снег... 4. Есть в осени первоначальной... -Кто же написал эти стихотворения? -Конечно, это Федор Иванович Тютчев и сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его стихотворений. | -Нет. -Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. -Прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора. -А воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег. -Короткая, но дивная пора, весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера. -Ф.И Тютчев. |
3. Изучение нового материала. | Биография. Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там, на чужбине, он прожил более двадцати лет. Память о Родине, любовь к природе продиктовали ему строки, полюбившиеся впоследствии многим поколениям читателей. После возвращения в Россию Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. Тютчев был почти ровесником Пушкина. Но, когда Пушкин был уже знаменит, Тютчева мало кто знал как поэта. Пушкин один из первых оценил его стихи и в 1836 году напечатал их в своём журнале “ Современник ”. А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет ещё почти 20 лет спустя, в 1854 году, когда поэту исполнилось уже 50 лет. Стихи Тютчева высоко оценили многие поэты и писатели, например И.Тургенев писал о Тютчеве так:“ Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно ”. всюду в его стихах природа живая, деятельная, будто она сама ведёт свой календарь. Пришла зима , и в стихи Тютчева вошла сказка. — Имя другого поэта, возможно, вам тоже знакомо. Его фамилия начинается с названия последнего весеннего месяца. Биография. Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик. Родился 23 мая 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.. А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем. Чтение стихотворения А. Майкова. Словарная работа: Саван – белое одеяние для покойников. Тщедушный – слабый, хилый. Благовонных – ароматных, душистых. - В чем его необычность? На что обратили внимание? -Сколько в нем героев? -Какая Зима описана в стихотворении? - Какой представлена Весна? -Что принесла с собой красавица – весна? - Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах? -Найдите слова, которые обращены к зиме и весне. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева. -Что вы представили читая стихотворение? -О чем оно? О каком времени года? Работа с 1-й строфой. -О чем предупреждает нас первая строка? - Чей голос мы слышали в третьей строке? -Как вы понимаете строку «Принахмурилась земля?» Нарисуйте словами принахмурившуюся землю, что вы видите, что изменилось в ожидании грозы и как? Работа со 2-й строфой. - Почему описание надвигающейся грозы прерывается многоточием? - Есть ли разница между словами «зеленеющие» и «зеленее»? Подберите синоним к слову «зеленеющие» Работа с 3-й строфой. -О чем рассказывает, что рисует глагол «пробилась» — тучу или молнию? - А с чем сравнивается молния? С чем бы вы ее сравнили? Работа с 4-й строфой. -Как поэт рисует усиление грозы? Работа с 5-й строфой. Что значит «взглянуло исподлобья?» - Прочитайте строчки, в которых солнце смотрит на землю уже смело и охотно. | -А. Майков. -Весна и зима здесь изображены как живые, сказочные существа. -2 (весна и зима) -Седая, старая, тщедушная, т.е. слабая. -Она весёлая, красивая, шумная. -Она взяла с собой цветы, пение птиц, жужжание пчёл, пёстрых бабочек. -Олицетворение. -Уходи зима седая. Уж красавицы весны, колесницы золотая, мчится с горней вышины. -«Чу, …» - Растущие, поднимающиеся. - В первую очередь — тучу она плотная, тяжелая, низкая, огромная и т.д. -Тучи уходят, но краешек еще прикрывает солнце. |
5. Закрепление. | - Сколько раз гром пугал и солнце, и землю, и нас, читателей, в стихотворении? - Как, с помощью каких слов передает поэт состояние тревоги, волнения в природе? - Как менялось настроение в стихотворении? Выразительное чтение стихотворения. Отгадайте две загадки. 1. На дворе горой, а в избе водой. 2. Бежит, звенит, о весне кричит. -Как вы думаете, снегу или ручейку больше понравились бы стихи Тютчева, Толстого, Майкова, Плещеева? Почему? | Отвечают на вопросы. -Снег. -Ручей. |