1. Оргмомент Подготовка к восприятию 2. Актуализация знаний Определение темы урока. 3. Физминутка 4. Словарно-лексическая работа 5 Работа по теме урока 6 Рефлексия 7 Итог урока 8 Д/з (на выбор) | Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности. - Здравствуйте, дети! На уроке не зевать, Слушать, слышать, рассуждать, Работать дружно, отвечать - Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. - Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? Нам предстоит интересная работа. Помните: Что глаза смотрят и видят, Уши слушают и слышат, Сначала думаю, потом говорю Помню, что в классе я не один Умею слушать мнения других. Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей , но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон.. -А сейчас я проверю вашу внимательность. Найдите среди букв слова и обобщите их (Работа в парах) КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ- животные ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН- рыбы МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ- птицы Да, правильно. Птицы. Перелетные птицы подались на зимовку туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки, за ними улетели стрижи, ласточки, журавли. Последним из птиц улетают утки.( Почему?) -Кто же сможет определить тему сегодняшнего урока? - Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». 1) – А к какому жанру относится наше произведение? Докажите ( есть художественное описание природы, сравнения, олицетворение, животные разговаривают). 2) - Серая шейка – это взрослая утка или ребенок? - Есть ли у неё родители? - В какой ситуации оказалась Серая Шейка? - Одинаково ли родители относятся к своей дочери? - Вспомним разговор Утки и Селезня - Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? - А Селезень? - Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных жизненных позиции? -Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню? -Найдите в словариках описание характера утки и селезня. ( распределите и добавьте) Карточка доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие Самоотверженная Эгоистичный Заботливая Равнодушный Умеющая любить Не тревожит себя грустными мыслями Умеющая сочувствовать Не способный на жертву Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех». -В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным. -Хорошо ли находиться рядом с таким человеком? -Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему. «Танец маленьких утят».
 В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно. Но дома вы должны были найти лексическое значение этих слов. Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок - понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. - А что вы можете сказать о слове ключ? Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник Поросль – молодые побеги растений. Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Звук журавлей Подберите синоним к слову курлыкали. (кричать) Бывалые - опытные, много видавший и испытавший. Косяк – стая рыб, птиц. Зоб у птиц представляет расширение пищевода, в котором скопляется пища прежде поступления в желудок., Селезень- самец утки, супруг- это муж. Сажень – старинная русская мера длины-2м13 см. -Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку? - Какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки? 1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень 2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка 3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц (Первая главка заканчивается словами Селезня, отца Серой Шейки, который говорит, что лучше было бы, если бы Лиса совсем съела Серую Шейку. Вторая главка – словами самой Серой Шейки, которая говорит то же самое. Третья главка – словами Зайца, который уверен, что Лиса съест несчастную Серую Шейку. Автор постоянно нагнетает ощущение опасности, угрозы жизни Серой Шейки.) - Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка. - Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки? - Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? -Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такой страшной мысли? (Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.) - Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? - Какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное) -Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. - Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст! «…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? (в прибрежный камыш) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна. «…от инея пожелтели березки и покраснели осины » Листья улетают, и так же улетает кто? (Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.) «…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка. - А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - - А как автор сам подводит итог: «Вообще, хорошего было мало…» Обратите внимание на то, как автор через описание природы показывает душевное состояние Серой Шейки. - Можно сказать, что автор - хороший психолог? (Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.) - А кто это- психолог? (Психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей. ) -Какие художественные приемы использовал автор? ( сравнения-«точно кто бросил горсть гороху», «мелочь»- птицы, «серьезный, озабоченный вид Олицетворение - Лес стоял темный и молчаливый, Утка и Селезень как люди; К какому приему прибегает автор как поэт, чтобы передать отчаяние Серой Шейки? (Это прием контраста: а) «Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом». – «Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом»; б) «Была тихая-тихая звездная ночь». – «Серая Шейка была в отчаянии». в) «Наступила уже настоящая зима». – «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для неё».) В третьей части сказки появляется новый персонаж, кто он, мы сейчас узнаем 1.(Чтение 3 части по цепочке) -Кто он? (Зайчик) - Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и одиночество? -Кто поддерживал её в трудную минуту? Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг? А в жизни людей такое происходит? Посмотрите клип и послушайте песню в исполнении Вероники Долиной( см. в приложении) - Какие чувства у вас вызвала песня? - Какие чувства героя открывает песня? - Герой этой песни Серая Шейка? - Какие проблемы могли быть у героя песни, если он сравнил себя с Серой Шейкой? - О чьих чувствах говорится в песне? - Вспомните те моменты, когда вы смогли почувствовать одиночество. Поделитесь. Так же и людям, чтобы пережить одиночество, нужен кто то или что то , что их сможет поддерживать. -Закончите выражения: Сегодня на уроке мне удалось… Мне было трудно… А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. -Пожалуйста, покажите свой выбор. -Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению! 1.Придумать ненаписанную 5-ю часть сказки. 2.Найти интересные сведения о жизни уток. 3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. | Определяют собственную готовность к уроку. Осознают значимость данного урока.
Работают в парах
Выполняют взаимопроверку Анализируют увиденное, услышанное Учащиеся вспоминают жанры литературы, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки. Работа в парах (чтение по ролям). Селезень - Утка - Автор – (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать). Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой. Работа со справочником и карточкой в тетрадях, в паре. Утка Селезень Выполняют упражнения Проверка Д\З работают с записями в тетради. Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее. Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...» Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода. Её пугали одиночество и неизвестность,никто не мог объяснить, что такое зима) (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.) Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. выполнять взаимопроверку и при выполнении учебного задания. Познаватель ные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; Регулятивные: Высказывать своё предположение. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану. Личностные умения: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям. Познаватель ные умения: обогащение словарного запаса . Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха Познавательные: искать информацию, представлять найденную информацию, знать разные виды словарей Личностные: Ответственность человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы Познавательные умения: определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, и обосновывать своё мнение. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений, эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам героев. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование умений работать с текстом, находить, определять художественные приемы. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию Личностные: сопереживание прочитанному и услышанному. Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату. |