СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Литературного чтения в 3 классе Тема:Нравственный смысл произведения Д.Мамина Сибиряка «Серая Шейка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный конкурс методических разработок «Современный урок»

Направление: начальное образование.

Технологическая карта

урока Литературного чтения в 3 классе

Тема:Нравственный смысл произведения Д.Мамина Сибиряка «Серая шейка»

                           УМК «Программа развивающего обучения ЗанковаЛ.В.».

Цели: продолжить работу над произведением; развивать умение ориентироваться в тексте; отрабатывать навыки выразительного чтения, умение делить текст на смысловые части.

Задачи урока: 1.Продолжить знакомство с творчеством автора, содержанием сказки.

                            2.Развитие умений анализировать поступки героев, с целью выявления

                               мотивов поступков.

                            3.Воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;

заботливого   отношения друг к другу; совместного сопереживания;

                   воспитание умения слушать другого.

Технологии: технология критического мышления, элементы здоровьесберегающей

технологии, личностно-ориентированное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Литературного чтения в 3 классе Тема:Нравственный смысл произведения Д.Мамина Сибиряка «Серая Шейка»»

Районный конкурс методических разработок «Современный урок»







Направление: начальное образование.



Технологическая карта

урока Литературного чтения в 3 классе

Тема:Нравственный смысл произведения Д.Мамина Сибиряка «Серая шейка»

УМК «Программа развивающего обучения ЗанковаЛ.В.».
























Автор: Какышова А.В.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Березниковская средняя школа»




2016 г.

Литературное чтение

Урок составлен к учебнику В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 3 класс ч. I,

система Л.В. Занкова


Нравственный смысл произведения Д. МАМИНА-СИБИРЯКА «СЕРАЯ ШЕЙКА»

Цели: продолжить работу над произведением; развивать умение ориентироваться в тексте; отрабатывать навыки выразительного чтения, умение делить текст на смысловые части.

Задачи урока: 1.Продолжить знакомство с творчеством автора, содержанием сказки.

2.Развитие умений анализировать поступки героев, с целью выявления

мотивов поступков.

3.Воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;

заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания;

воспитание умения слушать другого.

Технологии: технология критического мышления, элементы здоровьесберегающей

технологии, личностно-ориентированное обучение.

Планируемый результат Планируемые результаты:

Предметные - учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки; развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект; находить средства художественной выразительности в читаемом тексте. Умение выявлять

особенности главных героев: речь, характер, поступки героев, отношения друг с другом.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные – анализ художественного текста, выделение главной мысли; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение прихода зимы на иллюстрациях, в музыке, через произведения.

Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке; научить определять главную мысль(идею) произведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; развивать умение работать в парах, группах.

Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками; проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;

Оборудование

Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint, раздаточный материал для работы в парах и группах, учебник, тетрадь.

Технологии

На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Оборудование: портрет Д. Мамина-Сибиряка.

Ход урока.




Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Оргмомент

Подготовка к восприятию



















2. Актуализация знаний

Определение темы урока.























































































































3.

Физминутка









4.

Словарно-лексическая работа


























5

Работа по теме урока

























































































































































6

Рефлексия














7

Итог урока







8

Д/з (на выбор)


Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности.

- Здравствуйте, дети!

На уроке не зевать,

Слушать, слышать, рассуждать,

Работать дружно, отвечать

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

Нам предстоит интересная работа.

Помните:

Что глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.




Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей , но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон..

-А сейчас я проверю вашу внимательность. Найдите среди букв слова и обобщите их

(Работа в парах)

КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ- животные

ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН- рыбы

МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ- птицы


Да, правильно. Птицы.

Перелетные птицы подались на зимовку туда, где больше солнца и длиннее день.

Сначала улетели кукушки, за ними улетели стрижи, ласточки, журавли. Последним из птиц улетают утки.( Почему?)

-Кто же сможет определить тему сегодняшнего урока?


- Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».


1) – А к какому жанру относится наше произведение? Докажите ( есть художественное описание природы, сравнения, олицетворение, животные разговаривают).

2) - Серая шейка – это взрослая утка или ребенок?

- Есть ли у неё родители?


- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери?


- Вспомним разговор Утки и Селезня


- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?
















- А Селезень?



- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных жизненных позиции?


-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?














-Найдите в словариках описание характера утки и селезня.

( распределите и добавьте)

Карточка

доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие Самоотверженная Эгоистичный

Заботливая Равнодушный

Умеющая любить Не тревожит себя грустными мыслями

Умеющая сочувствовать Не способный на жертву



Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.


Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».

-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным.


-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?



-Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему. «Танец маленьких утят».



В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно. Но дома вы должны были найти лексическое значение этих слов.

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок - понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

- А что вы можете сказать о слове ключ?

Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник

Поросль – молодые побеги растений.

Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Звук журавлей

Подберите синоним к слову курлыкали. (кричать)

Бывалые - опытные, много видавший и испытавший.

Косяк – стая рыб, птиц.

Зоб у птиц представляет расширение пищевода, в котором скопляется пища прежде поступления в желудок., Селезень- самец утки, супруг- это муж.

Сажень – старинная русская мера длины-2м13 см.

-Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?











- Какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?


1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень


2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка


3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

(Первая главка заканчивается словами Селезня, отца Серой Шейки,

который говорит, что лучше было бы, если бы Лиса совсем съела Серую Шейку. Вторая

главка – словами самой Серой Шейки, которая говорит то же самое. Третья главка –

словами Зайца, который уверен, что Лиса съест несчастную Серую Шейку. Автор

постоянно нагнетает ощущение опасности, угрозы жизни Серой Шейки.)


- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.


- Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки?







- Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? -Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такой страшной мысли? (Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.)

- Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? - Какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное)


-Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

- Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!

«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? (в прибрежный камыш) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.


«…от инея пожелтели березки и покраснели осины » Листья улетают, и так же улетает кто? (Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.)

«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.

- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

- - А как автор сам подводит итог:

«Вообще, хорошего было мало…»

Обратите внимание на то, как автор через описание природы показывает душевное состояние Серой Шейки.

- Можно сказать, что автор - хороший психолог? (Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.)

- А кто это- психолог? (Психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей. )

-Какие художественные приемы использовал автор? ( сравнения-«точно кто бросил горсть гороху», «мелочь»- птицы, «серьезный, озабоченный вид

Олицетворение - Лес стоял темный и молчаливый, Утка и Селезень как люди;


К какому приему прибегает автор как поэт, чтобы передать отчаяние Серой Шейки?

(Это прием контраста:

а) «Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым

лесом». – «Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом»;

б) «Была тихая-тихая звездная ночь». – «Серая Шейка была в отчаянии».

в) «Наступила уже настоящая зима». – «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная

Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для неё».)

В третьей части сказки появляется новый персонаж, кто он, мы сейчас узнаем

1.(Чтение 3 части по цепочке)

-Кто он? (Зайчик)

- Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и одиночество?

-Кто поддерживал её в трудную минуту? Важно, чтобы в трудную минуту рядом был

друг?

А в жизни людей такое происходит?


Посмотрите клип и послушайте песню в исполнении Вероники Долиной( см. в приложении)

- Какие чувства у вас вызвала песня?

- Какие чувства героя открывает песня?

- Герой этой песни Серая Шейка?

- Какие проблемы могли быть у героя песни, если он сравнил себя с Серой Шейкой?

- О чьих чувствах говорится в песне?

- Вспомните те моменты, когда вы смогли почувствовать одиночество. Поделитесь.

Так же и людям, чтобы пережить одиночество, нужен кто то или что то , что их сможет поддерживать.


-Закончите выражения:

Сегодня на уроке мне удалось…

Мне было трудно…


А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый.

-Пожалуйста, покажите свой выбор.

-Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать.


Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!


1.Придумать ненаписанную 5-ю часть сказки.

2.Найти интересные сведения о жизни уток.

3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.



Определяют собственную готовность к уроку.










Осознают значимость данного урока.








Работают в парах





Выполняют взаимопроверку







Анализируют увиденное, услышанное











Учащиеся вспоминают жанры литературы,

классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки.

Работа в парах




(чтение по ролям).

Селезень -

Утка -

Автор –


(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.



Работа со справочником

и карточкой в тетрадях, в паре.




Утка Селезень


































Выполняют упражнения











Проверка Д\З работают с записями в тетради.

























Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее. Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»











Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.




Её пугали одиночество и неизвестность,никто не мог объяснить, что такое зима)




























(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)



































Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы.


Личностные:

имеют мотивацию

к учебной

деятельности.










Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. выполнять взаимопроверку и при выполнении
учебного задания.









Познаватель

ные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;








Регулятивные: Высказывать своё предположение. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану.





Личностные умения:


Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям.

Познаватель

ные умения:

обогащение словарного запаса

.

































Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха



Познавательные:

искать информацию, представлять найденную информацию,

знать разные виды словарей






Личностные:


Ответственность человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы






















Познавательные умения:

определять зависимость

состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора, и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать группе при выполнении учебного задания;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные:

понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений,

эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам героев.







































































Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Формирование умений работать с текстом, находить, определять художественные приемы.







Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом


Коммуникативные

УУД: умение формулировать свое мнение и позицию

Личностные:

сопереживание прочитанному и услышанному.











Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату.


Вероника Долина



Какие тут шутки,
Когда улетает семья?
Последствия жутки -
Об этом наслышана я.
Судьба не копейка!
Мне попросту не повезло.
Я Серая Шейка,
И мне перебили крыло.

Семья улетает.
Прощайте, прощайте, семья!
Меня угнетает,
Что сестры сильнее, чем я.
- Взлетай, неумейка! -
Мне эхо с небес донесло.
Я Серая Шейка,
И мне перебили крыло.

Гляжу близоруко,
Гляжу безнадежно во мглу.
Но я однорука
И, значит, лететь не могу.
- Счастливо, счастливо! -
Кричу я вдогонку семье.
Тоскливо, тоскливо
Одной оставаться к зиме.

Тоскливо и жутко
Готовиться к лютой зиме.
Последняя утка!
Последняя утка на этой земле...
- Судьба не копейка! -
Мне здешние птицы твердят.
Я Серая Шейка!
Пускай меня лисы съедят.

Приложение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!