СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе Тема урока Юмор в рассказе К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе Тема;" Юмор в пассказе Паустовского "Кот Ворюга""

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе Тема урока Юмор в рассказе К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»»

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе

Тема урока: Юмор в рассказе К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»


Тип урока: изучение нового материала

Использование технологии: технология продуктивного чтения.

Форма организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: Выявить юмористические особенности рассказа. Использованные художественные приемы.

Учебные задачи: ввести в круг чтения произведение Паустовского, учить работать с текстом: самостоятельно читать, делить на части, составлять план, учить понимать главную мысль, содержание произведения; учить выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках, дать понятие юмористического рассказа, отрабатывать навык чтения.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

    1. Учащиеся научатся самостоятельно отвечать на вопросы по тексту, делать соответствующие выводы

    2. Научатся приемам предугадывания содержания текста по его заглавию, фамилии автора, опорным словам.

    3. Формируется навык выборочного чтения

    4. Формируется умение видеть отношение автора к героям через их характеристики.

    5. Формируется умение оценивать поступки героев.

    6. Воспитывается любовь и заботливое отношение к животным.

    7. Формируется умение наблюдать и подмечать необычное в обычном, смешное в обыденном.

  • Личностные:

  1. проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  2. понимает причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;

  3. Даёт оценку своей работе и работе одноклассников на уроке

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  1. определяет цель и задачи урока с помощью выполнения задания;

  2. учится работать с текстом на каждом этапе.

Познавательные:

  1. делает выводы о результатах работы на уроке;

  2. находить средства выразительности.

Коммуникативные:

  1. Слушает и понимает речь других;

  2. Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

  3. Умение работать в группе.

Задачи педагога:

  1. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;

  2. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

  3. Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

Результат

формируемые УУД

Организационный этап

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в деятельность урока

Приветствие.

 

 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.


.


Проверяют свою готовность к уроку, учатся налаживать эмоциональный контакт друг с другом и с учителем.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Личностные: самоопределение к деятельности, настрой на урок.


Актуализация знаний

Включение учащихся в учебную деятельность










1слайд

Психологический настрой на урок.

- Посмотрите в окно. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

- Какое настроение вызывает такая погода?

- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

-

Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте

улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.


Посмотрите на слайд.

Ребус

,100 С

кий

- Рассмотрите ребус.

- Какое слово зашифровано?

- Кто догадался?

- Как догадались?

- А кто такой Паустовский?























Отгадывают ребус (Паустовский)

Формулируют ответы на вопросы.

Коммуникативные:

Умение работать с ребусом, объяснять полученные ответы.

Познавательные:

Использование полученных знаний при ответе


Работа с текстом до чтения































Постановка учебной задачи

2слайд

Формирование умения предугадывания содержания текста




3слайд

















4 слайд







Мотивация к учебному действию, выявление вопроса, который требует ответа


5 слайд

Теперь попробуем в столбике имён найти имя писателя. Для этого

Соедините фамилии и имена.

Корней Иванович Маршак

Самуил Яковлевич Драгунский

Константин Георгиевич Чуковский

Виктор Юзефович Паустовский

- Итак, назовите полное имя и фамилию писателя Паустовского. Запомните все полное имя писателя.


Работа с портретом

- На нашем уроке есть маленькая портретная галерея.( М. Лермонтов, И.Крылов, Д. Драгунский)

- Кто найдёт среди этих портретов портрет К.Г. Паустовского?

- А кто догадался, почему мы начали урок с разговора об этом писателе?


Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Семья была большая и разнообразная. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Костя Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет.

За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины. Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину.  Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. 
за свои книги был награжден тремя орденами и медалью.


- Посмотрите на слайде обложки книг писателя. О чем эти книги?

- О чём писал Паустовский?

- Видимо, и мы сегодня будем читать о природе или животных.

- А о чём именно, вам поможет догадаться загадка.


Как написать слово «мышеловка» тремя буквами? (кот)

- Так о ком же будет наш рассказ?





- Рассказ называется «Кот-ворюга». Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

Тема: «Кот-ворюга» К. Паустовский.

А теперь внимательно послушайте стихотворение и определите цель нашего урока.

Цель: Наша цель

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно

И так цель нашего урока найти смешное в рассказе «Кот –ворюга» и объяснить с помощью чего писатель передал эти чувства и настроение.

Дети соотносят фамилии и имена.

Рассказ уч-ка


Дети находят портрет писателя, анализируют его фото, вспоминают или предугадывают что можно сказать о писателе по его фото.



Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи урока.

Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока

Регулятивные:

Умение анализировать задание и выполнить необходимое соотношение.

Познавательные: применение знаний при выполнении задания

Коммуникативные:

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Формулировка ответа на поставленный вопрос.










Регулятивные:

Формулировать и сохранять учебную задачу и цель;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Выдвижение предположений о предполагаемой теме урока.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Работа с заголовком

















6 слайд


Организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения


-Давайте попробуем догадаться, о чём пойдёт речь в этом рассказе по его заголовку.

-Посмотрите на доску: вор, воришка, ворюга.

- Прочитайте эти слова.

- Чем они отличаются? Какой оттенок имеют?

- Вор – человек или животное, которые воруют.

Воришка – безобидное слово, с оттенком ласки.

- Ворюга – оттенок недоброжелательности, злости. Это ярый вор, опытный, наглый.

- Подумайте и скажите, за что автор мог назвать кота – ворюгой?



Регулятивные:

Умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам.

Осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные:

Уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Работа с опорными словами

7 слайд


Организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения


- Прочитайте опорные слова, которые написаны на доске:

кот, воровал, попался, накормили, перестал воровать, хозяин, сторож.

-Эти слова взяты из текста, попробуйте по ним догадаться, что будет происходить в рассказе с котом-ворюгой?

- Итак, ребята, слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.

-Как проверить наши предположения?

Учащиеся высказывают свои предположения. Ни одна из версий не отстраняется от рассмотрения, для того, чтобы выяснить кто же всё-таки оказался прав.





8 слайд



А читаем мы сегодня так 1) слушаем аудиозапись, 2) слушаем учителя, 3) слушаем товарищей и не забываем следить по тексту.



Первичное чтение

Организация первичного знакомства с текстом


Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.


Слушание текста


аудио запись и хорошочит. уч-ки

Регулятивные:

Выполнение учебных действий

Познавательные:

Осознанно воспринимать полученную информацию.



Физминутка











Словарная работа


Психологическая разгрузка


 Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. И покачайте головой. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту и отрицательно качаем головой..

  • -У него бесшумная походка.

  • -Прекрасный нюх.

  • -Умывается собственной лапой.

  • - Любит плавать.

  • -Хорошо видит в темноте.

  • -Называют другом человека.

  • -Любит гулять сам по себе.

  • -Дружит с собаками.



кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла

погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов

Прорва – у Паустовского - название реки

тесовая крыша – крыша из тёса

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

лаз - это узкое отверстие, ход, ведущий куда-то

заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место

плотица – небольшая пресноводная рыба

шиворот – за ворот, за воротник

подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

бухало – производить сильный и глухой звук

припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (потеря сознания, судороги)

отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности










Проверка первичного восприятия






























Первичный анализ текста




















































Создание мотива для перечитывания


-Почему вы улыбались, даже смеялись, когда читали этот рассказ?

- Какие чувства и настроение возникло после рассказа?

- Назовите действующих лиц рассказа?

- Каким был кот в начале рассказа?

И кто же оказался более точным в своих предположениях?

- Что помогло догадаться?


- А для чего нужно уметь предугадывать? Где нам это может пригодиться?

Смешной рассказ о коте - беспризорнике. Написан с добрым юмором. Оптимистичный, так как предполагается, что в ответ на доброе к нему отношение любое живое существо будет испытывать благодарность. Автор верит, что даже в голодном Коте есть благородство, смелость, великодушие, способность привязаться к добрым людям.

Произведения, которые вызывают наш смех, называются

юмористическими. Что такое юмор?

Обратимся к записи на доске(или словарь учебника).

Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков


Паустовский оживляет кота (использует приём очеловечивания) он наделяет его качествами человека. Найди в тексте описания действий, прочитайте не называя о ком они говорят.

(обворовывал нас каждую ночь, ловко прятался, пронесся приседая, украл со стола кусок ливерной колбасы, уронил колбасу, противно выл без всякого утомления, вцепился мертвой хваткой, отчаянно упирался, ждал, зажмурив глаза)

Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчишка-хулиган и забияка.










Ответы на вопросы.

Подготовка к осмысленному анализу текста















Выбирают экспертов




Регулятивные:

Умение предугадывать содержание произведения Осуществлять взаимоконтроль,

Умение строить последовательную цепочку рассуждений, составлять опорную схему по тексту.

Коммуникативные:

Уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Деление на группы















Анализ произведения









































































Каждая из них разрезается на 7-8 частей. Все части перемешиваются.

Собрав открытку, группа выбирает себе командное место.









Задания для групп

Для всех – найти описание иллюстрации в тексте.


1.Составить план рассказа.

2. Найти в тексте слова и предложения, описывающие кота.

3. Инсценирование отрывка.

4. Отметить в тексте художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения «очеловечивание»)



Почему же кота назвали ворюгой?

- Расскажите о его проделках.

- Чем закончилась вся эта история?

- Скажите, ребята, а могла ли эта история закончиться по-другому? Как?

- Что же предотвратило беду?


1 ) Внешний вид ( рыжий

кот , разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинками на животе, с зелёными нахальными глазами”


2) - Действия и поступки. ( обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался )

3) Авторская оценка: Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж среди бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот-беспризорник


Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания его характера. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост — память о былых приключениях. Цветовой контраст — зелёные глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота — важная деталь характеристики кота как необычного героя.


  • Отметить в тексте художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения «очеловечивание»)

Эпитеты — слово или целое выражение, которое помогает обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Сравнения- сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим…


Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое


Вцепился мертвой хваткой

Грабеж средь бела дня

Смотрел дикими глазами

Действовало на нервы

Зеленые нахальные глаза

Кот подскочил как фут.мяч

Кот выл как подземный дух

Петух как резиновый мяч

Кот потерял совесть

Куры стонали, переругивались

Кот ругался

Петух икал, стонал

План рассказа (примерный)

1) Проделки кота.
2) Мы поклялись поймать кота.
3) Кот на берёзе.
4) Помощь Лёньки.
5) Кот больше не ворует.


Работа с текстом

Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Ученики составляют критерии оценок:

-сотрудничать;

-соблюдать дисциплину.

-слушать друг друга

Регулятивные

- умение работать с текстом, находить нужные отрывки,

Уметь составлять план.

Познавательные:

Понимать прочитанное, делать соответствующие выводу.


Коммуникативные:

Умение договариваться, слушать и слышать друг друга.

Проверка работы в группах


Оценивание работы групп( смайлики)


смайлики


Выразительное чтение

Анализ текста после выразительного чтения.


























Слайд 12


Оценка чтения детей


- Поднимите руки , у кого появилось желание перечитать о проделках кота, которые при чтении вызвали улыбку на ваших лицах.






Прежде чем мы будем отвечать на ? по тексту, для более глубокого восприятия содержания предлагаю посмотреть наиболее яркие моменты


Я показываю слайд, а вы пробуете найти подходящий отрывок в тексте.

- Кто ещё вас насмешил в этом рассказе?

- Найдите эти отрывки и попробуйте прочитать их выразительно, пытаясь передать авторский юмор, состояние героев, лёгкую насмешку над ними и где-то сострадание, жалость.




































Личностные:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника.

Познавательные:

Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос.

Коммуникативные:

Умение договариваться, слушать и слышать друг друга


Тест по группам «Самый внимательный читатель»

Слайд 21


  • Жанр этого произведения:

  • сказка;

  • рассказ;

  • повесть.

  • От имени кого ведется повествование?

  • Леньки;

  • кота;

  • автора.

  • Кто главный герой рассказа?

  • Ленька;

  • кот;

  • голенастый петух.

  • Удалось установить, что у кота разорвано ухо:


  • через 2 дня;

  • через 2 недели;

  • через неделю.В кукане жирных окуней было:

  • 5;

  • 10;

  • 7;

  • Кот полез с колбасой:

  • на дуб;

  • на березу;

  • на тополь.

  • Поесть давали коту:

  • сметану ;

  • рыбу;

  • молоко;

  • жареную свинину.

  • Кот свалился с березы:

  • как камень;

  • как футбольный мяч.

Проверка теста.




Итог урока. Рефлексия.

Формулирование основной мысли.


Итак, ребята, с каким же произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Как мы работали, чтобы сделать этот вывод?

- Что сегодня на уроке было для вас интересным?

- Что показалось трудным? Почему?

-

Смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение.

-Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого


Д/з –

-Написать юмористическую зарисовку о своем коте(кошке)

- нарисовать кота в начале и в конце рассказа.

-передать рассказ от имени кота.


А теперь те кому урок понравился встанут и поаплодируют себе, за то что хорошо работали, зрителям, за то что внимательно слушали и мне чтобы успокоить ))

Те же, кому было скучно положите голову на парту и заскучайте.








Приложение


1.Составить план рассказа.

2. Найти в тексте слова и предложения, описывающие кота.

3.Инсценирование отрывка.

4. Отметить в тексте художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения «очеловечивание»)



Составить подробное описание главного героя

Давайте попробуем собрать все эти кусочки и попробуем составить полную характеристику кота-ворюги.

- Как будем действовать, чтобы выполнить это задание?


- Вспомните, по какому плану делается характеристика – описание.

Текст рассказа может подсказать вам пункты планы.


- Теперь подготовим рабочие материалы к данному плану.

- Назовите слова и выражения, которые говорят, что К.Г. повествует о коте, как о человеке, «очеловечивает» его.


План:

- внешний вид;

- черты характера;

- поведение ворюги.(действия)

-авторская оценка:




Эпитеты — слово или целое выражение, которое помогает обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Сравнения- сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим…


Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое



















А что всегда испытывает кот? (страх, ужас)

-Прочтите нужный отрывок про себя и приготовьтесь показать, как кот попался?

1.Выберете кота(кто сможет ярко и красиво, правдоподобно изобразить.)

2. Выберете Леньку.(обговорите, что он должен делать)

3. Другие присутствующие.

4.Слова автора.




Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Семья была большая и разнообразная. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине. С 6-го класса гимназии он уже сам преподавал на дому. После окончания гимназии учился в университете. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Костя Паустовский написал свой первый рассказ в возрасте 19 лет.

За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках своей Родины. Паустовский написал много рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину.  Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки. 
за свои книги был награжден тремя орденами и медалью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!