Актуализация знаний | 1. На прошлом уроке вы изучали биографию Ивана Бунина. Давайте проверим, что вы запомнили: - Когда родился поэт? - Где родился? - Он родился в крестьянской семье или дворянской? - Какие стихотворения вы уже знаете? Интересные факты: Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс. Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался. Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы. Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить. 2. Вашим домашним заданием было выучить наизусть стихотворение И.Бунина «Детство».
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна, Но как тепла, как солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. | 1. - 22 Октября 1870 - Российская Империя, Воронеж - Дворянской - 2. Некоторые ученики выходят и у доски выразительно читают стихотворение наизусть. |
Изучение нового материала | 1. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. На партах раздаточный материал (Шире, грудь, распахнись для принятия Чувств весенних - минутных гостей! Ты раскрой мне, природа, объятия, Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое, Беспредельный простор голубой! Ты, зеленое поле широкое! Только к вам я стремлюся душой! 28 марта 1886). Сейчас я вас попрошу самостоятельно прочитать его, обращая внимание на знаки препинания, затем один из вас прочитает вслух. 2. 1) Какие чувства вызывает у поэта весенняя природа? 2. Какие слова выбирает поэт, обращаясь небу, простору, полю? 3. О чём мечтает поэт? В каких строках он говорит об этом? 4. В стихотворении много обращений. Почему поэт использует обращения? Физкультминутка(видео). | 1.Читают стихотворение самостоятельно 2. 1) Поэт радуется приходу весны, торжествует. 2) Небо поэт называет высоким; простор — беспредельным; поле — широким. 3) Поэт мечтает слиться с красотою природы, душа поэта и душа природы — единое целое. «Ты раскрой мне, природа, объятия, чтоб я слился с красою твоей!», «Только к вам я стремлюся душой!» 4) Поэт одушевляет небо, простор, поле — одушевляет саму природу. Обращается к ней как к живому человеку, разговаривая с ней, восхищаясь ей. Обращения помогают увидеть, насколько тесно человек связан с природой. |
Закрепление изученного | 1. Чтение стихотворения разными способами: Весело, Сердито, Как диктор в новостях, Со страхом, Громко, Торжественно, Радостно, Тихо, Грустно, Четко, Тихо, Громко, Спокойно, Без эмоций, Со страхом, С улыбкой, Нахмурившись, Хитро(как лиса), Печально, Басом(как медведь), Счастливо, Громко, Радостно, Спокойно, Почти шепотом, Тихо. «эстафетой». 2. Давайте вспомним, что такое метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. А теперь нам нужно найти их в стихотворении. 3.Вспомните, какие бывают рифмы. Давайте определим, какой рифмой написано это стихотворение и обозначим. | 1. Метафора – скрытое сравнение. Олицетворение – свойства человека, которые переносятся на неодушевленные предметы. Эпитет – яркое, образное определение. Сравнение – сопоставление двух предметов по сходству. 2. Парные, перекрестные, охватные |