СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 11 классе. Тема урока: Античная литература. Эсхил «Прометей прикованный»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 11 классе. Тема урока: Античная литература. Эсхил «Прометей прикованный»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе. Тема урока: Античная литература. Эсхил «Прометей прикованный»»

Раздел

Блок Античная литература. Эсхил «Прометей прикованный»

Тема

  1. Античная литература. Эсхил «Прометей прикованный»

Цели и задачи

Познакомить с хронологическими и географическими границами античной литературы. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения путём сопоставительной характеристики центральных образов; показать художественные особенности античной трагедии; воспитывать благородство, гуманизм.

Термины и понятия

Античность и искусство. Понятие о героическом и трагическом.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявляют интерес к изучаемой теме. Осознают успешность собственной учебной деятельности. Развивают свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Умеют работать с тестовым материалом. Выполняют учебное задание в соответствии с целями, соотносят собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Умеют формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знают особенности античной литературы, ее временные рамки, основных представителей литературы периода Античности. Знают текст трагедии Эсхила «Прометей прикованный», могут выполнять соотносительный анализ трагедии и мифа

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудиозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. Античная литература. Эсхил «Прометей прикованный»

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Формы и методы

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


Фронтальная. Беседа

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Эпиграф: Подвиг во имя людей…

Фронтальная. Беседа

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Что вы знаете об античности?

Кто такой Прометей?

Фронтальная

Беседа.

Анализ текста поэмы.

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Термин «античный» образован от латинского прилагательного antiquus («древний»). Это название стало синонимом классической древности, т.е. того мира, в лоне которого возникла европейская цивилизация.

Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII вв. до н.э. до V в. н.э. (1200 лет).

Историю греческой литературы можно разделить на следующие периоды.

Древнегреческая литература: «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; комедии Аристофана; историография Геродота; философия Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля; красноречие Демосфена, Лисийя. Её центром становятся Афины. Период деятельности Александра Македонского.

Древнеримская литература: творили Плутарх, Лукиан, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;

Это «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция; работы Сенеки, Федра, Ювенала, Апулея.

Переход к средневековью: Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Следует сказать о географических рамках античности, потому как эти вопросы были уже ранее изучены вами в школьном курсе истории и географии. Древние греки занимали весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии, Сицилию и южную часть Апеннинского полуострова. Римляне жили первоначально в Латии – области, находящейся на территории Апеннинского полуострова, однако в результате войн римская держава постепенно разрослась, и к концу I века до н. э. она занимала не только Апеннинский полуостров, но и значительную часть территории Европы, включая Грецию, часть Передней Азии, Северную Африку, Египет.

Особенности античной литературы.

- Мифологичность. Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от

- Публичность. Античной литературе присущи публичные формы существования. Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

- Музыкальность. Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. ПоэмыГомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановкитрагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

- Стихотворная форма. Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе.Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

- Традиционность. Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

- Жанровость. Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература илитературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

- Особенности стиля. Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

- Мировоззренческие особенности. Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозныхмистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности:

- Античный гуманизм. Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

- Подъем земной красоты. Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

- Философия. Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение. Историческое значение античной литературы велико и в том плане, что она оказала огромное влияние на развитие европейской литературы и, по сути, она была невозможна без великих идей античности. Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в её русле зародились и оформились такие науки, как теория литературы, историческая наука, теория красноречия, философские учения, филология, грамматика. Следует помнить, что все стихотворные размеры европейских языков основ стихосложения и носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий. «Стопа», «ритм», «метр» тоже заимствованы из греческого языка.

В 7 – 8 вв. до нашей эры широко распространяется культ Диониса, бога производительных сил природы, плодородия и вина. Культ Диониса был богат обрядами карнавального типа. Дионису был посвящен ряд традиций, с ними связано возникновение всех Жанров греческой драмы, в основу которой легли обрядовые магические игры. Постановка трагедий на праздниках, посвященных Дионису, приобрела официальный характер в конце 8 века до нашей эры в эпоху тирании.

Тирания возникла в борьбе народа против власти родовой знати, тираны управляли государством, естественно, опирались на ремесленников, торговцев и земледельцев. Желая обеспечить поддержку власти народом, тираны подтвердили культ Диониса, популярного у земледельцев. При афинском тиране Лисистрате культ Диониса стал государственным, был утвержден праздник «Великих Дионисий». Постановка трагедий была введена в Афинах с 534 года. Все античные греческие театры были построены по одному типу: под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр был построен в Афинах и вмещал в себя от 17000 до 30000 человек. Круглая площадка называлась орхестра; еще дальше – скена, помещение, в котором переодевались актеры. Сначала никаких декораций в театре не было. К середине 5 в. до н.э. к фасаду скены стали прислонять куски холста, расписанные условно «Деревья означали лес, дельфин – море, речной бог – реку». В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане. Актеры пользовались определенным уважением и выступали в масках. Один актер, мог меняя маски, исполнять мужские и женские роли.

Биографические данных об Эсхиле почти не сохранилось. Известно, что он родился в местечке Элевсине близ Афин, что он происходил из знатного рода, что отец его владел виноградниками, и что семья его принимала деятельное участие в войне с персами. Сам Эсхил, судя по составленной им для самого себя эпитафии, больше ценил себя как участника битвы при Марафоне, чем как поэта.

Нам известно также, что он около 470 г. до н.э. находился в Сицилии, где была вторично поставлена его трагедия «Персы», и что в 458 г. до н.э. он снова уехал в Сицилию. Там же он умер и был погребен.

Эсхила уже древние называли «отцом трагедии», хотя он не был первым автором трагедии. Эсхил был реформатором трагедии. Его пьесы тесно связаны, а иногда и прямо посвящены актуальным проблемам современности, а связь с культом Диониса концентрировалась у него сатировской драме. Эсхил превратил примитивную кантату в драматическое произведение тем, что ограничил роль хора и ввел в действие второго актера. Те усовершенствования, которые вносились в действие последующими поэтами, имели лишь количественный характер и не могли существенно изменить структуру драмы, созданной Эсхилом.

Введение второго актера создало возможность изображать конфликт, драматическую борьбу. Возможно, что именно Эсхилу принадлежит идея трилогии, т.е. развертывание одного сюжета в трех трагедиях, что давало возможность полнее раскрыть этот сюжет.

Эсхила можно назвать поэтом становления демократии. Во – первых начало его творчества совпадает со временем борьбы с тиранией, установления демократических порядков в Афинах и постепенной победы демократических принципов во всех сферах общественной жизни. Во – вторых, Эсхил был приверженцем демократии, участником войны с персами, активным участником общественной жизни своего города, и в трагедиях он защищал новые порядки и соответствующие им моральные нормы. Из 90 созданных им трагедий и сатировских драм до нас полностью дошло 7, и во всех них мы находим продуманную защиту демократических принципов.

Эсхил сократил роль хора и уделил больше внимания сценическому действию, чем это было до него, тем не менее хоровые партии занимают в его трагедиях значительное место, что особенно заметно при сравнении его драм с произведениями последующих трагических поэтов. Художественный приём Эсхила принято называть «немой скорбью»: герой Эсхила долго молчит, в то время как другие действующие лица говорят о нём или о его молчании, чтобы обратить на него внимание зрителя.

Миф о человеколюбивом титане Прометее, похитившем у Зевса огонь для людей, положен в основу трагедии «Прикованный Прометей» (одно из поздних произведений Эсхила).

Прометей, прикованный по приказанию Зевса к скале, в наказание за похищение огня, произносит гневные обвинительные речи в адрес богов и особенно Зевса. Не следует, однако, усматривать в этом сознательную критику религии со стороны Эсхила: миф о Прометее используется поэтом для постановки актуальных социально-этических проблем. В Афинах ещё свежи были воспоминания о тирании, и в «Прикованном Прометее» Эсхил предостерегает сограждан от возращения тирании. В лице Зевса изображен типичный тиран; Прометей олицетворяет враждебный тирании пафос свободы и гуманизма.

Активное слушание. (метод коллективного обучения «Виртуальная экскурсия»). Конспектирование



5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- Понравилась ли вам трагедия Эсхила?

- Какие сцены вас взволновали? Почему?

- Что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в борьбе, обрекающей его на гибель. - А повторять элементы строения трагедии мы будем следующим образом. На доске прикреплены карточки с составляющими трагедии. Распределите их по порядку следования. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.)

- Давайте проверим, насколько правильно вы справились с заданием.

• Пролог

• Парод

• Стасимы

• Строфа

• Антистрофа

• Эписодии

• Френ

• Эксод

- Какие из этих терминов являются антонимами? Поясните свой ответ.

Парод - эксод. Парод - вступительная песнь хора. Эксод - заключительная песня.

Строфа - антистрофа. Строфа - песня хора во время движения справа налево. Антистрофа - песня хора, сопровождающаяся движением слева направо.

- Какое значение имеют слова эписодии и стасимы?

Эписодий - сольная партия актёра. Стасимы - песни хора, исполняемые стоя.

- Какие элементы строения трагедии не встретились вам в произведении Эсхила? (Френ - поочерёдное исполнение песен солистом и хором)

- Значение какого элемента строения, встретившегося вам в трагедии, мы не рассматривали? (Эпод)

- Давайте запишем в тетрадь определение этого слова.

Эпод - хоровая партия, отличная по структуре от строфы и антистрофы.


Анализ произведения

- Для того, чтобы выяснить, чья оценка образа Прометея была более верной, мы должны с вами, рассмотрев систему персонажей, выявить основные мотивы поступков героев. Так как это задание требует обмена мнениями, предлагаю поработать в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 10 минут, после чего учитель предоставляет выступление участникам групп на определённом этапе изучения произведения.


Задания первой группе. Характеристика Прометея.

- Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?

- Каким даром обладает Прометей?

- Почему он отнял этот дар у людей? Как вы считаете, прав ли он?

- Чему научил Прометей людей?

- Знал ли Прометей о предстоящем наказании?

- Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.

- За что Прометей ненавидит Зевса?

Какая болезнь, по мнению Прометея, свойственна тиранам?


Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.

- Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?

- Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?

- Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.

- Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.

- С каким советом является Океан к Прометею?


Задание для группы № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.

- Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.

- Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?

- С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?

- Как бы вы охарактеризовали Гермеса?

Система персонажей

- Итак, рассмотрим афишу.

- Кто является главным героем трагедии? (Прометей, его имя вынесено в название произведения)

- Кто такой Прометей? Прометей - один из титанов.

Что мы узнаём о Прометее из мифов? Сообщение ученика о Прометее.


Проверка индивидуального домашнего задания №1

- Каким предстаёт пред нами Прометей на протяжении всей трагедии? Выступление первой группы.

В ходе анализа образа Прометея первой группой выясняется, что титан Прометей похитил огонь, научил людей пользоваться им и теперь несёт наказание за свой поступок. Он обладает даром предвидения, но отнимает этот дар у людей, так как считает, что трезвое приятие судьбы непосильно для людей. Учащиеся рассуждают, был ли прав Прометей, отняв дар предвидения у людей. Здесь в дискуссию могут включаться представители других групп. Учащиеся перечисляют заслуги Прометея перед людьми: научил ремёслам, искусству врачеванья и т.д.

Выясняется, что Прометей ненавидит Зевса за жестокость и несправедливость; считает, что "всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу". Дети выясняют, что Прометей, зная о предстоящем наказании, сознательно согрешил против Зевса. Снова создаётся проблемная ситуация, мотивирующая детей на дальнейшее изучение произведения.

- На сколько лагерей и по какому признаку можно разделить персонажей трагедии? (По их отношению к Прометею. Некоторые герои сочувствуют Прометею, некоторые осуждают)

Кого бы вы отнесли к сочувствующим? (Гефеста)

Работа с таблицей

Сочувствующие:

Осуждающие:

Гефест

Зевс

Океаниды

Власть и Сила

Океан

Гермес

Ио


Гефест - бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Посмотрите на экран. Атрибутами его являются клещи, кузнечные меха и пилос (шапочка мастерового) Ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание №2 дополняет рассказ учителя сообщением о Гефесте.

- Я думаю, что вторая группа поможет нам понять, почему сочувствующий Прометею Гефест всё-таки приковывает его к скале. Выступление 2 группы.

Ученики доказывают с опорой на текст, что Гефест жалеет Прометея, но бессилен что-либо сделать.

- Кого ещё можно отнести к лагерю сочувствующих?

Океаниды - дочери бога моря Океана. Океан - бог внешнего моря. Слайд3. Проверка индивидуального задания. Сообщение об Океане и Океанидах.

Вторая группа продолжает свою работу, доказывая, что Океаниды со своим отцом Океаном неравнодушны к судьбе Прометея.

- Ещё один персонаж, введённый автором - Ио (дочь морского бога Инаха.

- С какой целью ввёл автор этот персонаж? (Показать, что она тоже страдает по воле Зевса, но в отличие от сохраняющего достоинство Прометея Ио мечется, молит богов о смерти)

- Какую правду о будущем Зевса откроет Прометей Ио? (что среди потомков Ио будет человек, который положит конец правлению Зевса)

Формулирование проблемного вопроса, не раскрывающего ситуацию, а "подстёгивающего" детей к дальнейшему поиску ответа.

Почему же все сочувствующие персонажи трагедии не видят смысла в сопротивлении Прометея?

Во главе второго лагеря мы поставим персонаж, которого нет в афише, но который является главной силой, противодействующей герою.

- Кто это?

Зевс. Слайд 4.

Зевс - бог грома, верховный бог Олимпа. Именно он приказал Гефесту приковать Прометея к скале.

- Что вы знаете о Зевсе? Проверка индивидуального задания №3. Сообщение ученика о Зевсе.

- Каким же предстаёт Зевс в произведении? Выступление группы № 3.

- Можно ли сказать, что Зевс - воплощение физической силы в трагедии? (Да)

Продолжая своё выступление, ученики 3 группы называют среди осуждающих двух прислужниц Зевса: Власть и Силу. (Они называют Прометея злодеем, человеколюбцем, совершившим грех, ненавистным богам, Зевсовым врагом)

- Ещё одним посланником Зевса является Гермес.

Гермес - бог торговли, красноречия, посланник Зевса. Слайд 5.

- Обратите внимание на его атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимку с крылышками и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).

Говоря о Гермесе, дети отмечают наглое развязное поведение вестника богов, его раболепствие перед Зевсом. Но никакие угрозы и увещевания не смогли сломить Прометея, оставшегося верным себе.

- Какого участника трагедии мы ещё не называли? (Хор)

Да, на прошлом уроке мы говорили, что неотъемлемой частью трагедии был хор, который символизировал живое участие народа в драматических действиях и создавал эмоциональную атмосферу, выражая отношение к героям.

- Как относится хор к судьбе Прометея? Сочувствует или осуждает? (создание проблемной ситуации) Докажите текстом.

- Почему хор советует Прометею, "упорство бросив, искать благоразумья мудрого, покаяться пред Зевсом?" (Потому что Зевс - верховный бог, никто не вправе не подчиняться его власти, борьба с ним окончится только страданиями для непокорного)

Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам.

Беседа.

«Конструирование картины»


























Анализ








Групповая работа











































Работа с таблицей

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

Установить причины выявленных недостатков

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу? (Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден)

- А сейчас, объединившись в пары, попробуйте обобщить все сведения о героях, полученные на уроке. Результатом такой работы должен быть синквейн. 1 ряд составляет синквейн о Прометее, 2 - о Зевсе, а 3 - о хоре.

Представление парами синквейнов, обсуждение работ.

- Если Зевс - воплощение физической силы в трагедии, то какой силой обладает Прометей? Прометей - воплощение силы духовной.

- Как вы думаете, на чьей стороне правда? Кто побеждает в этом поединке? Как вы разрешили для себя эту ситуацию?

Вывод: моральная победа за Прометеем, силу его уверенности в своей правоте не сломила грубая физическая сила Зевса.

- Вспомните, что символизировал для вас Прометей в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное восприятие образа главного героя?

Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.

— Пусть Эсхил ещё не владеет искусством тонкой психологической характеристики, искусством острого диалога, но уже сквозь суровость и величие Прометея, сквозь нежность и слёзы океанид, сквозь приподнятость и возвышенность речей чувствуется страдание человека, ибо так мыслить, бороться и страдать может не бессмертный бог, а именно человек, наделённый большой душой и окрылённый благородными идеями гуманизма.

«Отец трагедии» Эсхил, живший в V веке до н. э., наполнил миф о Прометее таким страстным и живым содержанием, что трагедия потрясает нас и сегодня.

Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)

Работа в парах

Синквейн

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение об эпохе Возрождения

Самостоятельная запись

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»


«Незаконченное предложение»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!