Тема | Проблема ума в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума». |
Цель | Раскрыть одну из основных проблем комедии «Горе от ума». |
Задачи | Актуализация ранее полученных знаний. Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему. |
Формируемые УУД | Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания. |
Основные понятия | Проблема, конфликт, характер литературного героя |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.; под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008. Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm Сервис http://www.tagxedo.com Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/ Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru Онлайн-тесты на сайте: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | | | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы. Что такое проблема? | Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения. | Работа со словарями: http://slovari.yandex.ru/ | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла? Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. | Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока. | Обучающимся предложены высказывания: Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард) Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций). Вопросы: К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии. | Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: 1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум? 2 группа – проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек. 3 группа – проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения? 4 группа – сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему. | 1 группа Составление кластера на тему «Ум», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в понятие ума. 2 группа Представление высказываний Чацкого об уме. 3 группа Представления «фамусовскго общества» об уме. 4 группа Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему? | Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев; Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей; Работа с выдержками из критических статей. | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования. | Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п. | | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VI. Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя онлайн тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx | Отвечают на вопросы теста, | Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов и даже получить сертификат за прохождение теста). | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций) | Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа | Создание письменного высказывания и его представление | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | | Формирование навыков рефлексии |
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради. Задание 2 уровня: Сочинение "Моё послание Чацкому". | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок | | |