- Понравился ли вам очерк? - Каково ваше впечатление от прочитанного? - Какие мысли и чувства вызвал у вас очерк Короленко? Анализ эпиграфа. - Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев? К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл. - Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов? Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия. - Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс». Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется. - Назовите героев. (Ян Залуский, мальчики, родители, военный доктор Дударев, пан Уляницкий, долгоусый Матвей). - как развивается сюжет очерка? Сюжет развивается стремительно: глава 1 – полусказка – полусон, глава 2 – мир пошатнулся (вторжение Павла), глава 3 – мир разрушился (сцена во дворе). - Вспомним, что такое композиция? Всего 4 части, и идея очерка о предназначении человека словно «сшивает» все части, пронизывая «ткань» произведения. - Какую особенность в построении очерка вы заметили? (Очерк начинается и заканчивается одной и той же сценой, а именно, ловлей рыбы в бочке, но в последней сцене перед нами уже совсем другие мальчики.) Беседа по 1 главе рассказа. Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы. - Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа? Настраивает на серьезное прочтение рассказа. Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека). - От чьего лица ведется повествование? От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет. - Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада. Вопрос: Почему автор говорит об атмосфере «полусна и полусказки», царившей здесь? Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать. - Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.) - Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях? Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями. - Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика). - Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик? Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека - Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает? Калеки-феномена. - Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему? Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу. - Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата? Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно. Стилистические особенности произведения. Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам? Подымались, устаревшее слово. Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока. - 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается? «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой. Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае». Беседа по 2-ой главе рассказа. - Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава? Завязкой. Краткий пересказ учащимися второй главы. - Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову. Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия. - Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте? Для выразительности языка рассказа. - Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу? Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость. Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова. - Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел? Нет, не оставит. Эти чувства будут другие. Беседа по 3 главе рассказа. В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма. - Как разворачиваются действия 3 главы? мальчики приходят во двор своего дома. - Кого из второстепенных персонажей они там видят?1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания. 2. пан Уляницкий – фальшивый человек; 3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней. 4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление; 5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала. - Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука? Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души. Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь. - Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма? Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы. - Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова. 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику. - Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает? Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу. - Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния? Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен. - Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд? Когда он смотрит на детей. - Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать». Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь. Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей. - В чем парадокс изречения Яна Залусского? Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание. А теперь давайте пофилософствуем. - Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и парадоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу? (Много у самого феномена счастья? Он зарабатывает на своём уродстве, чтобы прокормить семью, вспомним старика нищего и девочку. Да, человек создан для счастья, «только счастье не всегда создано для него».) А теперь вернёмся к определению Ожегова. - Почему же определение Ожеговым парадокса здесь более уместно? (Потому что и сам феномен – парадокс (второе значение слова).) |