СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: В.Г. Короленко «Парадокс» (главы по выбору учителя). (2 ч)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: В.Г. Короленко «Парадокс»  (главы по выбору учителя). (2 ч)

  1. В.  Г.  К о р о л е н к о. «Парадокс». Слово о писателе. Образы  маленьких  фантазеров  и  «феномена». Анализ 1-3 глав
  2. Глубокая  вера  в возможности разума и души человека. Анализ 4 главы. Теория литературы.  Роль композици и в раскрытии авторской концепции.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: В.Г. Короленко «Парадокс» (главы по выбору учителя). (2 ч)»

6


Раздел

В.Г. Короленко «Парадокс» (главы по выбору учителя). (2 ч)

Тема

  1. В. Г. К о р о л е н к о. «Парадокс». Слово о писателе. Образы маленьких фантазеров и «феномена». Анализ 1-3 глав

  2. Глубокая вера в возможности разума и души человека. Анализ 4 главы. Теория литературы. Роль композиции в раскрытии авторской концепции.

Цели и задачи

Развивать представление о Короленко как о писателе и гражданине, изучить понятие об очерке и его разновидностях; уметь определять идею произведения и средства ее раскрытия; уметь сопоставлять произведение и личный жизненный опыт. Развитие навыков анализа эпического произведения; умений характеризовать героев на основе их поступков. Формирование оптимистического взгляда на жизнь; воспитание отзывчивости и милосердия.

Термины и понятия

Очерк, парадокс, феномен

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. В. Г. К о р о л е н к о. «Парадокс». Слово о писателе. Образы маленьких фантазеров и «феномена». Анализ 1-3 глав

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Актуализировать знания учащихся о некоторых фактах биографии и творчества В.Короленко

Сегодня мы не будем четко, датировано отслеживать периоды жизни и творчества Короленко. Попробуем просто внести дополнительный штрих в портрет писательской эпохи, попробуем через личность В.Г.Короленко раскрыть для себя то время. Возможно, вы откроете для себя нечто новое.

Мы уже с вами говорили о том, что Короленко был из тех редких личностей, которые “не могли молчать”, если видели зло, независимо от того, в какой форме оно проявлялось.

“Вы шпион, негодяй и идиот”, - бросил в глаза надзирателю Короленко-гимназист. А Короленко-студент вместе с двумя товарищами понесет директору Петровской земледельческой и лесной академии в Москве заявление с протестом против порядков в этом учебном заведении. Нетрудно догадаться, чем это закончилось: ссылка в Москву, затем на Урал, потом в Сибирь и в Якутию. Не совсем удобен для властей оказался этот человек.

Без сомнения, этот человек рано приобрел у властей репутацию “беспокойного человека”. В 1892 году в Нижегородской губернии случился страшный голод. Люди умирали целыми семьями. Причиной голода стало неурожайное лето. Но власти всю вину за случившееся взвалили на народ, обвинив его в пьяном разгуле и лени. В.Короленко своими глазами видел (он был здесь в ссылке), что дело обстоит не так, как представляют власти. И, видя, людскую трагедию Короленко вмешивается в события. Он пишет серию очерков под названием “В голодный год”. Но словом в защиту несчастных людей не ограничивается – он начинает кормить их: организует сбор денег в помощь голодающих, открывает для них столовые.

А история семерых крестьян из удмуртского села Мултаново?! Вы просто не представляете, до каких масштабов дошел произвол властей. Не мог Короленко молчать тогда. Позднее он напишет серию очерков “Мултановское дело”. Мултановцев обвинили в ритуальном убийстве и осудили (дважды) на каторжные работы. Присутствуя на суде и наблюдая за осужденными, В.Короленко понял, что эти люди невиновны. Он лично принимается за расследование дела обвиняемых. Вскоре, изучив дело, добивается третьего слушания и выступает в суде в качестве защитника. Очевидцы свидетельствуют: “почти все присутствовавшие плакали”, когда слушали Короленко. Его речь потому и не сохранилась, что стенографистки перестали писать – они плакали.

Да, после четырех лет тюрьмы осужденные были оправданы. Но сам писатель после суда тяжело заболел. Сказалось эмоциональное напряжение. Кроме того, переживания за несчастных мултановцев совпали с глубоко личным горем: “В то время, когда я готовился к речи и не спал ночи от тяжелых предчувствий, моей девочке (младшей дочери) уже не было на свете”. На ее похороны он не смог из-за суда попасть.

Репутация “защитника” привела к тому, что создалась… такая традиция: что бы ни случилось, беги к Короленко. Ему в самом деле многое удавалось. И это становилось известно во всем мире.

Так обстояло дело и с евреем Бейлисом, жившим в Киеве. Его тоже обвинили в ритуальном убийстве мальчика (1911 г.) за этим делом, которое тянулось два года, следили тысячи людей в России и за ее пределами. Бейлису, а в его лице вообще всем евреям, противостояла мощная государственная машина. Бороться с ней было трудно, и тогда защитники Бейлиса обратились к Короленко с просьбой вмешаться в этот процесс. Короленко не отказал. Он приехал из Полтавы в Киев, приступил к изучению дела. По ходу расследования он написал 15 статей и повернул колесо судебной машины в сторону справедливости. Бейлис был оправдан.

Будучи твердым в убеждениях и мужественным в поступках, Короленко оставался при этом человеком добрым и мягким. Писатель Вересаев рассказывал, что однажды, просматривая после болезни скопившуюся почту, Короленко обнаружил письмо начинающего автора. Тот писал, что “если не получит ответа до 14 марта, то застрелится”. А было уже 17 марта. Короленко сильно встревожился. Сам еще больной, он поехал к автору и … застал его укладывающем чемоданы.

Отзывчивость Короленко на чужую беду, доброту его сердца видели и ценили не только те, кого он выручал в жизни, но и его знаменитые современники.

“Беседовал с Короленко. Умный и хороший человек,” - записал в своем дневнике Л.Толстой.

“Завтра будет у меня Короленко. Это хорошая душа”, - читаем в письме А.Чехова писателю Д.Григоровичу.

В письме к А.Плещееву Чехов пишет: “Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем, весело”.

К пятидесятилетию писателя Чехов отправляет телеграмму: “Дорогой, любимый товарищ, превосходный человек. Сегодня с особенным чувством вспоминаю Вас. Я обязан Вам многим. Спасибо”.

Короленко был благодарен Чехову за добрые слова.

Перед нами высвечивается незаурядная в своих реакциях на события и людей личность, которая с юных лет находила в себе мужество противостоять злу, хотя это было и нелегко, потому что чаще всего зло исходило от людей, обличенных властью, а значит – сильных.

И еще, при любой власти Короленко оставался патриотом. Свой гражданский долг он видел в защите конкретного человека. Именно из отношения к каждому человеку, по его убеждению, и складывается авторитет державы. Но власти, как вы понимаете, не любили Короленко.

Короленко был человеком своего времени. Попробуйте, основываясь на фактах, дать характеристику эпохи, в которой жил и творил писатель.

Любой писатель, и Короленко здесь не исключение, интересен прежде всего своим художественным творчеством

Сегодня у нас с вами еще одна встреча с произведением В.Г. Короленко «Парадокс». На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл этого произведения очень глубок. Попробуем сегодня разобраться, что к чему в этом произведении.

Прежде всего «Парадокс» – это очерк. Сам Короленко именно так определяет жанр своего произведения. Почему? Потому что очерк, по мнению самого автора, рисует и истолковывает жизнь, факты жизни.

После того, как мы поработаем с этим произведением, мы ответим на вопрос: «Почему все-таки Короленко назвал своё произведение очерком»?

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Работа по теории литературы:

• Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило опирается на реальные факты, описывает реальные события и реально существовавших людей.

• Рассказ – произведение малой эпической формы, в котором повествуется обычно об одном событии, составляющем отдельный эпизод в жизни человека.

Словарная работа:

С. И. Ожегов

• Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщенное умозаключение.

• Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

• Оптимист – человек оптимистического склада.

• Парадокс – странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

• Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, плохое.

• Пессимист – человек пессимистического склада.

• Тональность – основная эмоциональная настроенность в художественном произведении.

• Феномен – о человеке или явлении выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?

- Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия. Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.

- Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство В.Короленко в создании сюжета; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- Понравился ли вам очерк?

- Каково ваше впечатление от прочитанного?

- Какие мысли и чувства вызвал у вас очерк Короленко?

Анализ эпиграфа.

- Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев? К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

- Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов? Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.


Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.

- Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс». Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.

- Назовите героев. (Ян Залуский, мальчики, родители, военный доктор Дударев, пан Уляницкий, долгоусый Матвей).

- как развивается сюжет очерка? Сюжет развивается стремительно: глава 1 – полусказка – полусон, глава 2 – мир пошатнулся (вторжение Павла), глава 3 – мир разрушился (сцена во дворе).

- Вспомним, что такое композиция? Всего 4 части, и идея очерка о предназначении человека словно «сшивает» все части, пронизывая «ткань» произведения.

- Какую особенность в построении очерка вы заметили? (Очерк начинается и заканчивается одной и той же сценой, а именно, ловлей рыбы в бочке, но в последней сцене перед нами уже совсем другие мальчики.)


Беседа по 1 главе рассказа.

Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

- Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа? Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

- От чьего лица ведется повествование? От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

- Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Вопрос: Почему автор говорит об атмосфере «полусна и полусказки», царившей здесь? Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

- Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

- Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях? Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

- Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

- Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик? Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

- Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает? Калеки-феномена.

- Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему? Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

- Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата? Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.


Стилистические особенности произведения.

Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам? Подымались, устаревшее слово.

Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

- 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается? «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.

Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».


Беседа по 2-ой главе рассказа.

- Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава? Завязкой.

Краткий пересказ учащимися второй главы.

- Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову. Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

- Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте? Для выразительности языка рассказа.

- Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу? Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

- Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел? Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

Беседа по 3 главе рассказа.

В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

- Как разворачиваются действия 3 главы? мальчики приходят во двор своего дома.

- Кого из второстепенных персонажей они там видят?1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания. 2. пан Уляницкий – фальшивый человек; 3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней. 4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление; 5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.

- Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука? Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

- Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма? Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

- Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова. 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.

- Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает? Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

- Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния? Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

- Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд? Когда он смотрит на детей.

- Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать». Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

- В чем парадокс изречения Яна Залусского? Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.


А теперь давайте пофилософствуем.

- Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и парадоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу? (Много у самого феномена счастья? Он зарабатывает на своём уродстве, чтобы прокормить семью, вспомним старика нищего и девочку. Да, человек создан для счастья, «только счастье не всегда создано для него».)

А теперь вернёмся к определению Ожегова.

- Почему же определение Ожеговым парадокса здесь более уместно? (Потому что и сам феномен – парадокс (второе значение слова).)

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание учащимися содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Основная мысль очерка: «Человек создан для счастья, как птица для полета» - звучит из уст человека, обиженного судьбой. Тем самым утверждается законность естественного стремления каждого человека к счастью.

Как автор рисует счастье?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дочитать повесть.

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 2. Глубокая вера в возможности разума и души человека. Анализ 4 главы. Теория литературы. Роль композиции в раскрытии авторской концепции.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Кратко пересказать содержание 4 части.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Беседа по 4 главе рассказа.

- Какова роль 4 главы в композиции рассказа? Развязка

- Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение? Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

- Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он? «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.

Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

- Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям? Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

- Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом. Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».

- Чем заканчивается повествование? Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.

И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармони мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее рассказа Короленко «Парадокс». Подтвердятся ли они словами и мыслями самого писателя. Давайте посмотрим: (Учитель открывает слова на стенде до этого закрытые ватманом) «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Мы говорили о том, что дети столкнулись с действительностью в лице Павла, который показал всю неприглядность их детских фантазий. А с какой действительностью столкнулись дети в лице феномена? Может ли подобная ситуация произойти с вами? Как вы повели бы себя в данной ситуации?


Используя текст, заполнить таблицу

Реакция людей на действия феномена

Выражение глаз и лица Яна Залуского

  • скептическая улыбка сплывала с её лица, и в синих глазах её уже мелькало какое-то испуганное сожаление

  • лакей Павел один загоготал нелепо и громко.


  • большие, проницательные, бегающие глаза

  • острый взгляд, точно гвоздь

  • саркастический взгляд, будто ищет в толпе жертву.


- Какую реакцию у людей произвела встреча с феноменом?

- Что можно сказать о поведении толпы?

- Для чего автор уделяет так много внимания выражению глаз и феномена?

- Реальна такая встреча в жизни?

- Как бы вы вели себя в данной ситуации?

- Каково ваше отношение к поведению людей?

Дискуссия. “Как понимаем счастье мы и как понимает его писатель”.

Условия счастья

1. Материальное благополучие; не роскошь, но и не бедность, тем более не нищета.

1. Можно ли говорить о счастье самого Залуского? или его поводыря? или нищего с девочкой?

2. Любовь к близким и забота о них.

2. Вспоминаем семью мальчиков, заботу калеки о племянниках, в которых, может быть, он находит утешение.

3. Чувство уважения к образу мысли, к внутреннему миру человека.

3. Пусть детские, но оттого не менее горькие переживания мальчиков, когда лакей Павел своим приземленным прагматизмом разрушил их сказочные мечты.

4. Свобода (человек сравнивается с птицей).

4. Свободен ли наш герой в своих мыслях, действиях?


6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание уч-ся проблематики повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям


Так какой же урок получили мальчики и мы читатели?

Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него».

Актуален ли очерк сегодня?

Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

Внимание ребят обращается на инвалидов в нашей современной жизни. Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, изучают иностранные языки, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов.

Изменилось ли ваше восприятие очерка?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Читать М. Горький «Старуха Изергиль»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!