СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока МХК 8 класс по теме "Киевская Русь - начало всех начал"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе Л.А.Рапацкой. Раздел "Культура Древней Руси".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока МХК 8 класс по теме "Киевская Русь - начало всех начал"»

Ф.И.О. Плотникова Татьяна Павловна

Предмет: МХК

Класс: 8

Тип урока: комбенированный.




Тема

Киевская Русь – начало всех начал.

Цели и задачи

Образовательные: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси. Выявить обстоятельства выбора веры.

Развивающие: развить умение самостоятельно работать с произведениями искусства, отбирать и обобщать материал, развить образное представление, логическое мышление, фантазию учащихся.

Воспитательные: воспитать чувство прекрасного, уважение к традициям и культуре своей страны, культуру восприятия произведений искусства


Межпредметные связи

История, ИЗО

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Рабочая программа

Презентация, видеоролики, дидактический раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.













Технологическая карта урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительной эмоциональной направленности.

Организую учащихся, контролирую их готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: создание условий для выявления «Чего мы еще не знаем?»

Показ видеоролика отрывок из м/ф «Князь Владимир»

Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию.

Вступительное слово учителя. Догадались ли вы куда и в какое время мы отправляемся?

-Как зарождалась русская культура?

-Будут ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие культуры после принятия христианства?

-Что оказало влияние на ее развитие?

-Как повлияло христианство на развитие культуры? - эти вопросы будут в центре нашего внимания.




-Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия. Русь принимает христианство в его православном варианте. Когда это произошло? Как это было?

Работа с текстом (приложения 1,2)

- Как происходило принятие христианства на Руси? Спокойно ли принимали его язычники-славяне?


- Итак, принятие христианства стало решительным поворотом, разрывом с предыдущей языческой традицией. Вместе с новой религией на Русь приходит новая художественная система. Византийская система, построенная на прочном фундаменте светской и церковной власти, пришлась весьма кстати ко двору князя Владимира. Для утверждения могущества нарождающегося государства Киевской Руси незаменимым оказалось искусство. Какие же это виды искусства?

- Итак, роскошь и торжественность архитектуры Византии послужили образцом при возведении каменных соборов в Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма (показать схему). В плане такой храм представляет собой квадрат, внутри находится 4 столба или опоры, которые держат купол. Таким образом, в нем виден главный символ христианства - крест и купол как символ неба. Подобный тип храма также называется храм на 4-х столбах или опорах. Какие элементы храма вам известны?

Работа с таблицей I. Задание: можно выполнить одно из нескольких видов:

-желающие показывают их на иллюстрации;

-остальные - соотносят названия и их определения







Известно, что храм нужно украсить. Какова же художественная система росписи византийского храма? Задача: установить связь конструктивных и художественных элементов росписи.



Просматривают ролик.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.



Отвечают на вопросы учителя.

(Примерные ответы учащихся:

Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом языческие традиции. Русь была открыта для влияний. Именно Византия сначала была предметом освоения, затем нормой и образцом для подражания, затем традиции творчески перерабатывали. Таким образом, ее культура была синтетической, то есть вбирала в себя различные культурные направления, оставаясь при этом самобытной, сохраняла национальные черты.)

Работают с текстом, отвечают на вопросы по содержанию текста.

-В 988 году. Рассказ о посольстве Владимира во все страны. Лишь в Византии послы «почувствовали себя на небесах».


-«Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,.. некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили... и сошлось там людей без числа».







- Архитектура.(обосновывают)


















Работают с таблицей I: терминология, соотнесение, повторяют определения.

Купол-завершение храма

Барабан-цилиндр, на котором держится купол

Опора-колонна

Неф-продольное внутреннее помещение храма

Абсида-внешние выступы с наружной стороны храма, место, где располагается алтарь

Алтарь-священное место в храме

Работа с таблицей II. Художественная система росписи храма.

Самостоятельно соединяют стрелками элементы храма и изображения, которые, по их мнению, следует поместить здесь. Затем проверка с классом по выяснению верности размещения, постараться разъясняя конструктивную роль архитектуры и место размещения изображений святых. В тетради записать «Византийская система».

Купол-Христос

Барабан-Апостолы Парус-Евангелисты Стены-Иконы с земной жизнью Христа Абсида, внутри-алтарь - Богоматерь

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование цели; логические: формулирование проблемы; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

3. . Изучение нового

Цели: поиск оптимального решения учебной задачи

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Работают в группах. Делают сообщения по теме урока. Проводят сравнение Константинопольской и Киевской Софии, выявляют существенные признаки сходства и различия объектов.

(Первая проблемная группа представляет общую информацию о соборе Святой Софии в Киеве.

Просматривают фрагмент видеофильма «Фрески Софии Киевской» В. Кикты.

Вторая группа рассказывает о мозаике Софии Киевской.

Третья о фресках Софии Киевской.

Четвертая группа – иконы Софии Киевской.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

IV. Закрепление нового

Цель: проверка усвоения ключевых понятий, умения распознать храмы

Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Задаю вопросы с целью проверки усвоения основных понятий.

Что мы узнали об архитектуре Софии Киевской?

- При каком князе построена: Владимир, Ярослав, Всеволод, Андрей Боголюбский;

-Что означает количество глав: чертова дюжина, Христос с учениками, возраст князя, количество строителей;

- О чем рассказывают изображения?

- Тип изображения Богоматери в соборе: Элеуса, Оранта, Одигитрия, Знамение?

- Ее название киевлянами: Нерушимая стена, Неопалимая купина, Вседержительница.








-Перечислить отличительные черты храма.



Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Фронтальная работа.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы по теме.

* Русь является наследницей византийских традиций.

* Русские мастера творчески переработали византийскую систему и наполнили новым содержанием.

*Языческие традиции постоянно напоминают о себе в русском искусстве.

*Искусство создано безвестными мастерами.

*Архитектура - ведущий вид искусства, который выражает идеи своего времени.

*При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное образное воплощение и содержание.

*Главный принцип - красота.

* Древнерусская культура является частью духовной культуры человечества.

  • многоглавие

  • пирамидальность

  • растет вверх - принцип иерархии

  • ритм объемов - собирание к центру

  • пропорциональность - ощущение гармонии


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: развитие умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.


Заключительное слово учителя.

Итак, в искусстве X-XII вв. русский народ увековечил свою молодость, любовь к родной земле. Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как эпоха, которая породила это искусство. И оно входит в духовную культуру современного человека как определенная ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национальной истории.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Составить кроссворд с новыми терминами.



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

В заключении читают стихи:
О, Русь святая! Чтоб всегда
Ты яркою звездой сияла,
И Православье прославляла,
Немало вложено труда,
Людских надежд и упований,
Молитв священных и страданий.
Немало полегло народу
За твою славу и свободу.
И, думалось, на сотни лет
Твоё величье и рассвет…

О, Русь! – спрошу тебя с укором,
Зачем разбита ты раздором?!
Зачем князь князю говорит,
Что разделиться час велит?!
И прежде сильная Держава -
У ног врага. А где же слава,
Что недругов слепую рать
Так заставляла трепетать?!
Былые трусы стали смелы,
Уже готовы луки, стрелы,
Чтоб поразить ими сердца,
Чтоб у детей отнять отца,
И сына, чтоб лишилась мать,
Чтоб землю кровью пропитать.
Невинной кровью… Как понять
Твое крушенье до конца?
Что это? Промысел Творца,
Или ошибка предков наших?
Но в прошлом всё. Испита Чаша.


Коммуникативные: умение и достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!