2. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели. Цель: создание условий для выявления «Чего мы еще не знаем?» | Показ видеоролика отрывок из м/ф «Князь Владимир» Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию. Вступительное слово учителя. Догадались ли вы куда и в какое время мы отправляемся? -Как зарождалась русская культура? -Будут ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие культуры после принятия христианства? -Что оказало влияние на ее развитие? -Как повлияло христианство на развитие культуры? - эти вопросы будут в центре нашего внимания. -Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия. Русь принимает христианство в его православном варианте. Когда это произошло? Как это было? Работа с текстом (приложения 1,2) - Как происходило принятие христианства на Руси? Спокойно ли принимали его язычники-славяне? - Итак, принятие христианства стало решительным поворотом, разрывом с предыдущей языческой традицией. Вместе с новой религией на Русь приходит новая художественная система. Византийская система, построенная на прочном фундаменте светской и церковной власти, пришлась весьма кстати ко двору князя Владимира. Для утверждения могущества нарождающегося государства Киевской Руси незаменимым оказалось искусство. Какие же это виды искусства? - Итак, роскошь и торжественность архитектуры Византии послужили образцом при возведении каменных соборов в Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма (показать схему). В плане такой храм представляет собой квадрат, внутри находится 4 столба или опоры, которые держат купол. Таким образом, в нем виден главный символ христианства - крест и купол как символ неба. Подобный тип храма также называется храм на 4-х столбах или опорах. Какие элементы храма вам известны? Работа с таблицей I. Задание: можно выполнить одно из нескольких видов: -желающие показывают их на иллюстрации; -остальные - соотносят названия и их определения Известно, что храм нужно украсить. Какова же художественная система росписи византийского храма? Задача: установить связь конструктивных и художественных элементов росписи. | Просматривают ролик. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Отвечают на вопросы учителя. (Примерные ответы учащихся: Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом языческие традиции. Русь была открыта для влияний. Именно Византия сначала была предметом освоения, затем нормой и образцом для подражания, затем традиции творчески перерабатывали. Таким образом, ее культура была синтетической, то есть вбирала в себя различные культурные направления, оставаясь при этом самобытной, сохраняла национальные черты.) Работают с текстом, отвечают на вопросы по содержанию текста. -В 988 году. Рассказ о посольстве Владимира во все страны. Лишь в Византии послы «почувствовали себя на небесах». -«Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,.. некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили... и сошлось там людей без числа». - Архитектура.(обосновывают) Работают с таблицей I: терминология, соотнесение, повторяют определения. Купол-завершение храма Барабан-цилиндр, на котором держится купол Опора-колонна Неф-продольное внутреннее помещение храма Абсида-внешние выступы с наружной стороны храма, место, где располагается алтарь Алтарь-священное место в храме Работа с таблицей II. Художественная система росписи храма. Самостоятельно соединяют стрелками элементы храма и изображения, которые, по их мнению, следует поместить здесь. Затем проверка с классом по выяснению верности размещения, постараться разъясняя конструктивную роль архитектуры и место размещения изображений святых. В тетради записать «Византийская система». Купол-Христос Барабан-Апостолы Парус-Евангелисты Стены-Иконы с земной жизнью Христа Абсида, внутри-алтарь - Богоматерь | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование цели; логические: формулирование проблемы; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование |
3. . Изучение нового Цели: поиск оптимального решения учебной задачи | Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Работают в группах. Делают сообщения по теме урока. Проводят сравнение Константинопольской и Киевской Софии, выявляют существенные признаки сходства и различия объектов. (Первая проблемная группа представляет общую информацию о соборе Святой Софии в Киеве. Просматривают фрагмент видеофильма «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. Вторая группа рассказывает о мозаике Софии Киевской. Третья о фресках Софии Киевской. Четвертая группа – иконы Софии Киевской. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
IV. Закрепление нового Цель: проверка усвоения ключевых понятий, умения распознать храмы | Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение. Задаю вопросы с целью проверки усвоения основных понятий. Что мы узнали об архитектуре Софии Киевской? - При каком князе построена: Владимир, Ярослав, Всеволод, Андрей Боголюбский; -Что означает количество глав: чертова дюжина, Христос с учениками, возраст князя, количество строителей; - О чем рассказывают изображения? - Тип изображения Богоматери в соборе: Элеуса, Оранта, Одигитрия, Знамение? - Ее название киевлянами: Нерушимая стена, Неопалимая купина, Вседержительница. -Перечислить отличительные черты храма. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Делают выводы по теме. * Русь является наследницей византийских традиций. * Русские мастера творчески переработали византийскую систему и наполнили новым содержанием. *Языческие традиции постоянно напоминают о себе в русском искусстве. *Искусство создано безвестными мастерами. *Архитектура - ведущий вид искусства, который выражает идеи своего времени. *При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное образное воплощение и содержание. *Главный принцип - красота. * Древнерусская культура является частью духовной культуры человечества. многоглавие пирамидальность растет вверх - принцип иерархии ритм объемов - собирание к центру пропорциональность - ощущение гармонии | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: развитие умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. | Заключительное слово учителя. Итак, в искусстве X-XII вв. русский народ увековечил свою молодость, любовь к родной земле. Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как эпоха, которая породила это искусство. И оно входит в духовную культуру современного человека как определенная ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национальной истории. Выставление оценок. Домашнее задание. Составить кроссворд с новыми терминами. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. В заключении читают стихи: О, Русь святая! Чтоб всегда Ты яркою звездой сияла, И Православье прославляла, Немало вложено труда, Людских надежд и упований, Молитв священных и страданий. Немало полегло народу За твою славу и свободу. И, думалось, на сотни лет Твоё величье и рассвет…
О, Русь! – спрошу тебя с укором, Зачем разбита ты раздором?! Зачем князь князю говорит, Что разделиться час велит?! И прежде сильная Держава - У ног врага. А где же слава, Что недругов слепую рать Так заставляла трепетать?! Былые трусы стали смелы, Уже готовы луки, стрелы, Чтоб поразить ими сердца, Чтоб у детей отнять отца, И сына, чтоб лишилась мать, Чтоб землю кровью пропитать. Невинной кровью… Как понять Твое крушенье до конца? Что это? Промысел Творца, Или ошибка предков наших? Но в прошлом всё. Испита Чаша.
| Коммуникативные: умение и достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |