СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему: "Мастерство исполнителя. Музыкальный инструмент – гитара."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представление о музыкальном инструменте – гитара. Познакомить с творчеством исполнителей С. Рихтер, Д. Кабалевский, М. Ростропович, Б. Окуджава, В. Высоцкий

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  2. расширить представление о музыкальной культуре своей Родины;
  3. воспитывать толерантное, уважительное отношение к культуре других стран и народов.

 

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально- осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;
  2. уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
  3. планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  2. сформировать основы музыкальной культуры на материале произведений С. Рихтера, Д. Кабалевского, М. Ростраповича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого;
  3. сформировать первоначальные представления о мастерстве исполнителя, её роли в духовно- нравственном развитии человека.
  4. Познакомить с понятиями мастерство, вдохновение, композитор, исполнитель, слушатель.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему: "Мастерство исполнителя. Музыкальный инструмент – гитара."»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока музыки,

проведенного 25.04.2017 г. в 4 «В» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Дубовой Татьяной Сергеевной

Учитель: Остапчук Е.Н..

Методист: Шевченко Е.И.

_____________________

(подпись)









Зерноград

2017

Класс: 4 «А»

Тема урока: «Мастерство исполнителя. Музыкальный инструмент – гитара.»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: расширить представление о музыкальном инструменте – гитара. Познакомить с творчеством исполнителей С. Рихтер, Д. Кабалевский, М. Ростропович, Б. Окуджава, В. Высоцкий

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  2. расширить представление о музыкальной культуре своей Родины;

  3. воспитывать толерантное, уважительное отношение к культуре других стран и народов.


направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально- осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;

  2. уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);

  3. планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  2. сформировать основы музыкальной культуры на материале произведений С. Рихтера, Д. Кабалевского, М. Ростраповича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого;

  3. сформировать первоначальные представления о мастерстве исполнителя, её роли в духовно- нравственном развитии человека.

  4. Познакомить с понятиями мастерство, вдохновение, композитор, исполнитель, слушатель.


Оснащение урока:

Музыкальный ряд: Д. Тухманов «День Победы», В. Осошник «А закаты алые», Е. Плотникова «О той весне»,С. Рихтер «Революционный этюд» Ф. Шопен, Д. Кабалевский «Школьные годы», М. Рострапович «», Б. Окуджава «Пожелание друзьям», В. Высоцкий «О друге».

Зрительный ряд: Презентация, видеофрагменты

Материалы для учащихся: Учебник по музыке, слова песни

Материалы для учителя (оборудование):Учебник, технологическая карта, презентация, аудио и видео материал



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности.

Организует психологический настрой на урок.

Вход на урок под музыку Д. Тухманова «День Победы»

Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Валерия Алексеевна. Присаживайтесь.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Ребята, какое настроение передала вам музыка, под которую вы вошли в класс?

Как называется это произведение?





Присаживаются



Внимательно слушают


Ответы детей



«День Победы

Р.: целеполагание

Л.: самоопределение


Поощрение










Беседа

2. Актуализация опорных знаний

Известно много исполнителей песен о войне.

К примеру песню под которую вы сегодня вошли в класс «День Победы» написал российский композитор Давид Тухманов, а первый, кто ее исполнил Народный артист Советского союза Лев Лещенко. Давайте еще раз ее прослушаем.

Что для вас значит праздник День Победы?

Давайте споем эту песню.

Какие песни о ВОВ вы знаете?

Я вам предлагаю. Спеть песню «Закаты алые», «Все о той весне»

Слушают учителя








Слушают песню


Отвечают на вопросы


Поют песню


Беседа

Наблюдение за музыкой



Метод размышления о музыке


Интонационно-стилевого постижения музыки

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание






3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности):

3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа)









































































































































































































3.2.2.Музыкально-ритмические движения (музыкально-двигательная разминка)



3.3. Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности)





3.3.1. Вокально-хоровая работа (повторение или разучивание песни)




Мы с вами сейчас выступали в роли композиторов или исполнителей?

Для того, чтобы стать хорошим исполнителем, сделать? Каким мастерством должен овладеть исполнитель, чтобы стать самым лучшим?

Верно. Как вы думаете о чем мы с вами поговорим сегодня?

Как вы думаете что такое мастерство?

Мастерство – способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности.

Я хочу вас познакомить с Мастером своего дела, исполнителем Святославом Рихтером. Святослав Теофиловчи Рихтер – один из крупнейших музыкантов прошлого века. Его отец Теофил Даниилович сам был пианистом и начал учить своего сына игре на фортепиано, когда тому было 7 лет. Но он не играл как все обычно гаммы и этюды, он играл большие и сложные произведения. Уже в 15 лет он зарабатывал игрой на фортепиано. Но впервые выступил с оркестром в 30 лет. Именно с этого времени отсчитывается его слава. Его исполнение было настолько высокого уровня, что сейчас всех пианистов оценивают по шкале «Рихтера» - самой сложной шкале исполнительства.

Интересно: во время своих сольных выступлений он требовал выключать весь свет в зале, чтобы освещались только лишь ноты.

Хотите ли вы увидеть как играет этот замечательный пианист? Обратите внимание с какими эмоциями он играет «Революционный марш» Сергея Рахманинова

Давайте просмотрим видео фрагмент его выступления. (просмотр видео)

Итак, какие же эмоции на ваш взгляд испытывал Святослав Рихтер во время исполнения?

Какие чувства у вас вызвало его исполнение?

Какие выразительные средства музыки он использовал? Почему это произведение назвали «Революционный марш»

Как вы думаете

Что такое вдохновение?

Вдохновение - это уникальное состояние человека, движущее на максимальном уровне реализацию таланта.

Свой талант с помощью вдохновения реализовывал советский композитор Дмитрий Кабалевский.

Дмитрий Борисович написал семь инструментальных концертов, пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог – всё это Дмитрий Кабалевский. Его творчество изучается во всех школах. Он был удостоен множества наград. Несмотря на его популярность он начал заниматься музыкой не в раннем детстве, а в 15 лет, будучи уже подростком. Дмитрий Кабалевский очень любил детей и написал для них очень много сочинений.

Интересно: Дмитрий Борисович озвучивал многих советских фильмах. Также он возглавлял множество конкурсов и фестивалей юных талантов. Даже я когда училась в музыкальной школе играла его произведения.

Поскольку он очень любил детей и много писал для них, я предлагаю вам посмотреть запись его произведения «Школьные годы», где он дирижирует оркестром и хором.

Какие музыкальные инструменты вы увидели на видео?

Какие эмоции вы испытывали при прослушивании этого произведения?

Сегодня мы познакомимся с еще одни замечательным исполнителем Мстиславом Растроповичем.

Мстислав Ростропович – всемирно известный виолончелист и дирижер, пламенный защитник прав человека, без которого невозможно представить себе современный мир музыки. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, сделали его одной из выдающихся фигур нашего времени.

Мстислава Ростроповича, его имя включено в число \"сорока бессмертных\" - почетных членов Академии искусств Франции 

Творческая жизнь Мстислава Леопольдовича была богата: как камерный музыкант он выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой - оперной певицей Галиной Вишневской; много лет выступал в дуэте с Владимиром Горовицем, Иегуди Менухиным, Мартой Аргерих.

Интересно: Журналист пришел в Московскую консерваторию и получил разрешение присутствовать на уроке Ростроповича. Через полчаса он выбежал из аудитории в слезах. Когда туда заглянул проректор, он увидел удивительную картину. В аудитории сидело несколько учеников, но Ростропович не обращал на них никакого внимания. Он был всецело занят одной виолончелисткой, исполняющей какое-то произведение. Он стоял перед нею на коленях и обливался слезами. Рыдали и все остальные студенты в аудитории.



Я предлагаю вам прослушать исполнение Мстислава Растроповича произведение «…», сразу подумайте над вопросом: на каком инструменте играет Мстислав Растропович?

Что такое виолончель?

Какое настроение передало вам это исполнение?

Кто такой виолончелист?

Виолончель инструмент какого вида?

Мы с вами прослушали произведения исполнителя и композитора. Кто в мире музыки главнее?

Какие струнные музыкальные инструменты вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с гитарой. Первые гитары появились еще во втором тысячилетии до н.э. Ее предшественники имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. По мере распространения гитара меняла названия: кифара, хитара и многое другое. Гитары бывают испанские, русские семиструнные и шестиструнные, классические. В России гитара появилась в 18 веке и была это испанская гитара, позже, в 19 веке, появилась русская семиструнная гитара. Гитара состоит из корпуса, грифа и головы. Каждая часть имеет свои детали. Самый обычный материал для изготовления гитары – это фанера, а самый качественный и дорогой – красное дерево или клен.

Один из лучших композиторов – исполнителей – гитаристов был Владимир Высоцкий. Владимир Высоцкий родился в семье военного связиста и переводчицы. Всю ВОВ провел в оккупациях и бегствиях. После развода родителей сранствовал по миру то с отцом, то с матерью. Он сам сочинял и исполнял свою музыку. Однажды, уже будучи взрослым и имея популярность он отдыхал в Сочи где его обокрали. Артист обратился в милицию, но, вернувшись в номер, обнаружил там похищенные вещи и записку: 
"Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности". Как вы думаете, может кто-то знает, как называются люди, которые поют или исполняют свои сочинения. (барды). И Владимир Высоцкий был и будет великим бардом.

Послушайте одно из его стихотворений «Корабли постоят»

Корабли постоят и ложатся на курс,

Но они возвращаются сквозь непогоды. Не пройдет и полгода - и я появлюсь, Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода.

Возвращаются все, кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и преданных женщин.

Возвращаются все, - кроме тех, кто нужней.

Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

Но мне хочется думать, что это не так, - Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.

Я, конечно, спою, я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.



Давайте прослушаем его «Песню о друге». И подумайте актуальна ли эта песня в наше время? Почему?

Что вы почувствовали при прослушивании песни?

Физминутка (видео)





Мы сегодня с вами познакомились с интересными людьми. Каждый из них писал и играл на своем инструменте. Я вам предлагаю разгадать кроссворд.





Один из композиторов и исполнителей гитаристов был Булат Окуджава. Булат Шалвович Окуджава (1924 – 1997) – писатель (поэт, прозаик), сценарист, автор песен и музыки. 
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 года в Москве в семье, эмигрировавшей из Грузии. Первое образование в биографии Булата Окуджавы было получено в школе Тбилиси, но в русскоязычном классе. В 16 лет стал работать учеником токаря в Тбилиси. Во время Великой Отечественной войны добровольно отправился на фронт, где был ранен. 
Первая песня Окуджавы была написана на Северо-Кавказском фронте в 1943 году, однако не сохранилась. Вторая песня в биографии Окуджавы была написана в 1946 году. 
Высшее образование получил в государственном университете Тбилиси, по окончанию которого стал работать учителем. Первые выступления в биографии Окуджавы, на которых он пел песни на свои стихи и музыку, состоялись в 32 года. Примерно в это время Булат сочиняет самые известные свои песни. 

Первый альбом его песен вышел в 1968 году во Франции.

Давайте послушаем и разучим его песню «Пожелание друзьям»




Исполнителей


Стать мастером

Мастерством исполнителя

О мастерстве исполнителя

Высказывают свои предположения

Слушают



Слушают учителя и смотрят фотографии






















Да




Смотрят видео-фрагмент



Высказывают свое мнение



Отвечают









Воспринимают информацию от учителя



























Слушают


Отвечают на вопросы







Слушают учителя






































Слушают исполнение


Отвечают


Человек, который играет на виолончели.

Струнно-смычковый муз. инструмент








Скрипка, гитара, контрабас, альт


Слушают учителя


























































Слушают песню

Отвечают



Выполняют физ. Упражнения







Разгадывают кроссворд








Слушают учителя




























Разучивают песню




Р.: планирование


П.: постановка и формулирование проблемы


К.: постановка вопросов




П.: поиск и выделение необходимой информации






















К.: уметь выражать свои мысли




















П.: поиск и выделение необходимой информации























К:слушание музыкальных фрагментов


К.: уметь выражать свои мысли






П.: поиск и выделение необходимой информации



































К:слушание музыкальных фрагментов



К.: уметь выражать свои мысли




Р. поиск ответов на вопросы.







П.: поиск и выделение необходимой информации


























































К:слушание музыкальных фрагментов











П:элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.






П.: поиск и выделение необходимой информации
























К:выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками




Беседа, объяснение

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации





Рассказ

Иллюстрация























Наблюдение за музыкой


Метод размышления о музыке




Беседа, рассказ












Рассказ

Иллюстрация
























Наблюдение за музыкой


Метод размышления о музыке


Беседа


Рассказ

Иллюстрация






































Наблюдение за музыкой


Метод размышления о музыке


Беседа














Рассказ


























































Наблюдение за музыкой

Иллюстрация



Беседа







Беседа




































Интонационно-стилевого постижения музыки

4. Рефлексия учебной деятельности

Что сегодня нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы

Р.: оценка

Повторение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!