СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему "Что роднит музыку с литературой?"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской на тему "Что роднит музыку с литературой?" в виде технологической карты.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему "Что роднит музыку с литературой?"»

  1. Тема урока: «Что роднит музыку с литературой?»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Выявить общность и взаимосвязь музыки и литературы.

Задачи: Образовательные:

  • создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

  • выявить опорные направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

Развивающие:

  • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.

  • учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Воспитательные:

  • учить находить взаимосвязь искусства и жизни.

  • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Дидактическая структура урока (этапы цели примерное время в минутах)

Методы и технологии учебного взаимодействия

Средства обучения, визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке

1.Организационный момент ( 1 мин)

Организация подготовки восприятия и первичного осмысления новой информации.

Презентация к уроку; Русская народная песня «Во поле берёза стояла»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси».

Организовать работу по группам и в парах внутри групп. Проверить раздаточный материал в группах (Карточка с музыкальными жанрами, басня Крылова «Квартет», стихотворение Н. Кукольника, рефлексия).

Проверить наличие раздаточного материала (карточки с таблицей; басня «Квартет» Крылова; стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок») и подтвердить готовность к уроку.

Подвести итог готовности к уроку.

2.Актуализация знаний постановка учебной задачи(5-7 мин)

Технология учебного диалога и групповой работы.

Организационно-педагогические средства: карточки-задания.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о двух видах искусств: музыке и литературе. Но прежде, мне хотелось бы вспомнить то, что мы знаем из уроков музыки начальной школы. - Скажите, откуда появляется музыка?


- Хорошо. Но ведь музыка может быть не только композиторской!

- Правильно. А какой жанр народной музыки кажется вам наиболее популярным и ярким?

-Согласна. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека. А ещё, это жанр, в котором два искусства - музыка и литература, неразрывно связаны друг с другом.

-В карточках, которые приготовлены на ваших столах, работая в группе, попробуйте определить, какие ещё музыкальные жанры относятся к вокальной музыке и внесите их названия в таблицу?

Проверка работы. – Молодцы!









-Музыку сочиняют композиторы.




-Она может быть народной.




-Это народная песня.







Работа в группах по карточкам.



Взаимопроверка по группам (обмен работами)

Вспоминаем материал начальной школы: жанры вокальной музыки. Народная музыка, «песня».

3.Формирование новых понятий и способов действий (10-15 мин)

На данном этапе использовался проблемно- поисковый метод.

Технология побуждающего учебного диалога, проблемного обучения, групповая технология.























Интонационно- стилевое постижение музыки как метод музыкального воспитания.
































Исследовательский метод, частично-поисковый. Технологии деятельностного метода.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла…»; басня И.Крылова «Квартет» - распечатана как раздаточный материал.




















На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Назовите жанры этих произведений.


-Как вы думаете, нужна ли музыке литература?

- Могли бы те жанры вокальной музыки, которые вы внесли в таблицу, существовать без литературы?

- Что стало бы с ними, если бы литературы не было?







-Тогда, продолжая работу с таблицей, определите, какие из представленных жанров вы отнесёте к театральным?

Проверка работы.


-Так что же мы должны узнать и что определить сегодня на уроке?







-Литература – это искусство слова, а из чего состоят слова?


-Верно, а музыка из чего состоит?



-И литературные и музыкальные звуки складываются в разные интонации: ласковые, печальные, взволнованные, торжественные – мы слышим их и в разговорной речи и в музыкальной.

-Сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните, как называется это произведение, к какому жанру оно относится?


-А теперь сядьте прямо. Давайте, сами исполним один куплет этой песни.

-Как вы думаете, что станет с песней, если из неё убрать слова?

-Хорошо. А что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

-Попробуем прочесть это текст без музыки. Что получилось?








--А теперь обратимся к басне И. А. Крылова и прочитаем её по очереди в группах(все следят)


-Ребята, о чём эта басня?

-А теперь, в группах определите те слова из текста, которые относятся к искусству «музыка».



-Скажите, если бы не было музыки, разве смог бы И. А. Крылов написать такую замечательную басню?

-Итак, мы с вами убедились, что связь музыки и литературы очень важна. Благодаря ей, мы имеем возможность наслаждаться огромным количеством литературных и музыкальных произведений.

Сюжеты, темы, образы этих искусств имеют общий источник – саму жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя музыка рассказывает нам о жизни своим, музыкальным языком, а литература – своим.

-Это произведения вокальной музыки, театральные музыкальные жанры.



-Да, без стихов нельзя написать песню, романс или кантату. Композиторы вдохновляются литературой , у них появляются новые музыкальные идеи.

-Не стало бы оперы, балета, мюзикла, т.к. в основе их сюжета лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т. д)


Работа в карточках: определяем музыкально-театральные жанры.




-Мы должны узнать, как музыка связана с литературой? Что общего между ними? В чём их родство?





- Слова, как известно, состоят из звуков.

-Музыка тоже состоит из звуков, только из музыкальных.







-Это русская народная песня «Во поле берёза стояла…», которую исполняет хор.


Исполнение 1 куплета.



-В песне останется одна мелодия.

-Останется один только текст, т. е. стихотворение.

-Звучит «смешно» и не привычно. Исчез красивый образ русского хоровода. Нет музыкальных интонаций. Литературный текст обеднел.





Читаем басню «Квартет».



-Рассказывают о чём.

В группах выделяют «музыкальные» слова и подчёркивают их карандашом. Организуется совместная проверка.

-Конечно нет.

Через работу в группах по карточкам определили, как и какая музыка может быть связана с литературой?

















Определили цель урока, обозначили главные вопросы темы.













Формируется познавательный интерес к постижению музыкальной культуры с помощью современных ТСО.

































На конкретном музыкальном и литературном примере закрепляем гипотезу о том, что стало бы с музыкой без литературы, и с литературой без музыки.

4.Применение сформированных способов действий (умения навыки) (15-20 мин)

Использован зрительно- иллюстративный метод, проблемно- поисковый, исследовательский метод.

Технология деятельностного метода, технология диалога.

Стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси»






















































































-Найдите в раздаточном материале стихотворение русского поэта первой половины 19 века Нестора Кукольника «Жаворонок». Выразительно прочтите его.

- О чем говорится в этом стихотворении?




-Обратите внимание, как тонко, выразительно и душевно поэт передает настроение льющейся песни жаворонка.

- Возьмите карандаши и с их помощью в тексте стихотворения подчеркните слова и фразы, которые передают всю музыкальность, красоту песни жаворонка, простор, то необъятное пространство, по которому разливается проникновенная музыка песни маленькой птички.

После прочтения и обсуждения в группах выделенных слов и фраз, подводим итог:

-Итак, посмотрите, как используя слово, красоту русского языка, поэт Нестор Кукольник написал такие звучащие, «поющие» стихи, «нарисовал» для нас картину русской природы


-Если бы вы были композиторами, то какую по характеру музыку написали к нему?


-Великого русского композитора М. И. Глинку, с творчеством которого мы уже встречались в начальной школе, привлекла скорее всего музыкальность и выразительность стихотворения «Жаворонок» Н. Кукольника: он написал музыку на слова поэта. Послушайте романс «Жаворонок» М. И. Глинки.


-Как изменилось стихотворение?









- Совершенно верно, стихотворение Н. Кукольника как бы обрело вторую жизнь. Его звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Произведения многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли не дойти стихи Нестора Кукольника, если бы не простая и в то же время глубокая душевная музыка «Жаворонка» М. И. Глинки.

-А теперь давайте ещё раз послушаем романс. Подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать те настроения, ту выразительность и теплоту, в которые мы погружаемся, слушая романс.






-Да, эти музыкальные средства в сочетании с литературным текстом передают настроения теплоты, любви, задушевности, а также передают нам ощущение простора, чистоты и безграничности пространства, которое пронзает чувственная песня жаворонка.




-А теперь посмотрите на доску. Перед вами репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси».

-Как вы думаете, перекликаются ли настроения и образ картины с образом, раскрытым в романсе и стихотворении «Жаворонок»?






-Обратите внимание, с каким большим мастерством художник передает необыкновенную высоту и чистоту русского неба, по которому, возможно разливается, «льется неисходною струей» звонкое душевное пение нашего жаворонка.

-Скажите, какие средства живописи, использованные художником, помогают нам прочувствовать этот образ?









- Можем ли мы с вами использовать эту картину в качестве иллюстрации к романсу Глинки «Жаворонок»?






-Назовите ещё раз то общее, схожее в отношении к образу «Жаворонка» и у поэта, и у композитора, и у художника?








-Совершенно верно, раскрывая один и тот же образ, разные искусства, используют свои средства выразительности, дополняют друг друга и обогащают раскрываемый образ, высвечивая разные его грани.


-Так в чем же состоит родство музыки и литературы? Как эти искусства взаимосвязаны друг с другом ?





Выразительно читаем стихотворение (все следят).



-Поэт рисует картину русской природы. Жаворонка называют «певцом России».






Работа в группах.

С помощью карандашей выделяем слова и фразы, которые подчеркивают связь музыки и литературы, передают душевное настроение, проникновенность песни жаворонка.











-Светлую, лёгкую, парящую, мелодичную, напевную и т. д.









Слушаем романс.



-Простые, на первый взгляд строки стихотворения, зазвучали более ярко и чувственно, появился более глубокий смысл, новые яркие краски, музыка как бы дополнила тот образ, который задумал поэт и т. д.

















Повторное слушание.


-Пение солиста в высоком регистре, мягкая плавная мелодия, в фортепианном аккомпанементе слышится имитация пения жаворонка, выразительность музыкальных интонаций, лирическая минорная ладовая окраска и т.д.
















-Да, перекликается (перечисляют свои варианты).














-Художник использовал спокойные мягкие цвета, мы видим прозрачную высоту, чистоту русского неба. Он использует светлые, бледно-голубые, белые тона краски, постепенно высветляя пространство, которое поднимается от земли до неба…


- Да, можем, так как она очень точно передает те настроения и помогает почувствовать выразительность, которую раскрывают поэт и композитор в своем произведении.

-Сходство плавных мягких линий рисунка в картине и мягкость и плавность мелодии стиха и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке, верхний регистр в музыке и высота небес в картине и т. д.










-Сегодня мы выяснили, что все виды искусств: и музыка, и литература, и живопись тесно связаны между собой и имеют очень много общего.

- И музыка, и литература раскрывают в своих произведениях жизненные образы и темы, отражают саму жизнь.

-И музыка, и литература состоят из выразительных интонаций.

-Во многих литературных произведениях рассказывается о музыке, т. е. музыка становится главным действующим лицом сказок, стихов, романов и др.

-И наоборот, без литературы не может существовать вокальная музыка и все музыкально-театральные жанры – опера, балет, мюзикл и т. д.

На примере романса М. И. Глинки, стихотворения Н. Кукольника и репродукции картины «Небо святой Руси» Александра Афонина выявили аналогии относительно жизненного содержания, средств выразительности музыки, литературы и живописи в данных произведениях. Подчеркнули общие черты родства музыки и литературы. Узнали, что разные виды искусств, дополняя друг друга, используют свои средства выразительности для передачи того или иного образа.

5. Рефлексия. Итоги урока.


Раздаточный материал (карточки с вопросами)

-Сейчас, прежде чем вы получите задание на дом, проведём небольшую работу, в которой подведём итоги. Найдите в раздаточном материале карточку с названием «Рефлексия». Необходимо совместно в парах, кратко, ответить на два поставленных вопроса по теме урока. Затем ответы вынести на обсуждение в группе, при необходимости дополнить. Готовое задание озвучить (взаимопроверка с дополнениями).

Работа в группе по парам, затем меняются работами, дополняя друг друга. Отвечают на вопросы в карточке «Рефлексия»:

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? 2. В чём состоит связь музыки и литературы?

(взаимопроверка).


Выявление личностных результатов через закрепление полученных знаний о связи музыки и литературы, а также родственных чертах этих искусств.





Приложение.



Нестор Кукольник

Жаворонок

Между небом и землей 
Песня раздается 
Неисходною струей 
Громче, громче льется. 
Не видать певца полей, 
Где поет так громко 
Над подружкою своей 
Жаворонок звонкий 
Ветер песенку несет, 
А кому - не знает. 
Та, к кому она, поймет, 
От кого - узнает. 
Лейся ж, песенка моя, 
Песнь надежды сладкой... 
Кто-то вспомнит про меня 
И вздохнет украдкой. 

11 июля 1840 





Иван Андреевич Крылов

Квартет



Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

"Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. -

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!"

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

"Постойте ж, я сыскал секрет? -

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем".

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

"Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!" -

"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь".












Карточка №1

Впиши названия музыкальных жанров в таблицу.

Жанры вокальной музыки

Театральные музыкальные жанры























романс , песня, опера, мюзикл, симфония, кантата, балет, оперетта, полька, вальс, марш.







Карточка №2

Рефлексия

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём состоит связь музыки и литературы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!