2.Актуализация знаний постановка учебной задачи(5-7 мин) | Технология учебного диалога и групповой работы. | Организационно-педагогические средства: карточки-задания. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о двух видах искусств: музыке и литературе. Но прежде, мне хотелось бы вспомнить то, что мы знаем из уроков музыки начальной школы. - Скажите, откуда появляется музыка? - Хорошо. Но ведь музыка может быть не только композиторской! - Правильно. А какой жанр народной музыки кажется вам наиболее популярным и ярким? -Согласна. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека. А ещё, это жанр, в котором два искусства - музыка и литература, неразрывно связаны друг с другом. -В карточках, которые приготовлены на ваших столах, работая в группе, попробуйте определить, какие ещё музыкальные жанры относятся к вокальной музыке и внесите их названия в таблицу? Проверка работы. – Молодцы! | -Музыку сочиняют композиторы. -Она может быть народной. -Это народная песня. Работа в группах по карточкам. Взаимопроверка по группам (обмен работами) | Вспоминаем материал начальной школы: жанры вокальной музыки. Народная музыка, «песня». |
3.Формирование новых понятий и способов действий (10-15 мин) | На данном этапе использовался проблемно- поисковый метод. Технология побуждающего учебного диалога, проблемного обучения, групповая технология. Интонационно- стилевое постижение музыки как метод музыкального воспитания. Исследовательский метод, частично-поисковый. Технологии деятельностного метода. | Русская народная песня «Во поле берёза стояла…»; басня И.Крылова «Квартет» - распечатана как раздаточный материал. | На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Назовите жанры этих произведений. -Как вы думаете, нужна ли музыке литература? - Могли бы те жанры вокальной музыки, которые вы внесли в таблицу, существовать без литературы? - Что стало бы с ними, если бы литературы не было? -Тогда, продолжая работу с таблицей, определите, какие из представленных жанров вы отнесёте к театральным? Проверка работы. -Так что же мы должны узнать и что определить сегодня на уроке? -Литература – это искусство слова, а из чего состоят слова? -Верно, а музыка из чего состоит? -И литературные и музыкальные звуки складываются в разные интонации: ласковые, печальные, взволнованные, торжественные – мы слышим их и в разговорной речи и в музыкальной. -Сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните, как называется это произведение, к какому жанру оно относится? -А теперь сядьте прямо. Давайте, сами исполним один куплет этой песни. -Как вы думаете, что станет с песней, если из неё убрать слова? -Хорошо. А что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? -Попробуем прочесть это текст без музыки. Что получилось? --А теперь обратимся к басне И. А. Крылова и прочитаем её по очереди в группах(все следят) -Ребята, о чём эта басня? -А теперь, в группах определите те слова из текста, которые относятся к искусству «музыка». -Скажите, если бы не было музыки, разве смог бы И. А. Крылов написать такую замечательную басню? -Итак, мы с вами убедились, что связь музыки и литературы очень важна. Благодаря ей, мы имеем возможность наслаждаться огромным количеством литературных и музыкальных произведений. Сюжеты, темы, образы этих искусств имеют общий источник – саму жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя музыка рассказывает нам о жизни своим, музыкальным языком, а литература – своим. | -Это произведения вокальной музыки, театральные музыкальные жанры. -Да, без стихов нельзя написать песню, романс или кантату. Композиторы вдохновляются литературой , у них появляются новые музыкальные идеи. -Не стало бы оперы, балета, мюзикла, т.к. в основе их сюжета лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т. д) Работа в карточках: определяем музыкально-театральные жанры. -Мы должны узнать, как музыка связана с литературой? Что общего между ними? В чём их родство? - Слова, как известно, состоят из звуков. -Музыка тоже состоит из звуков, только из музыкальных. -Это русская народная песня «Во поле берёза стояла…», которую исполняет хор. Исполнение 1 куплета. -В песне останется одна мелодия. -Останется один только текст, т. е. стихотворение. -Звучит «смешно» и не привычно. Исчез красивый образ русского хоровода. Нет музыкальных интонаций. Литературный текст обеднел. Читаем басню «Квартет». -Рассказывают о чём. В группах выделяют «музыкальные» слова и подчёркивают их карандашом. Организуется совместная проверка. -Конечно нет. | Через работу в группах по карточкам определили, как и какая музыка может быть связана с литературой? Определили цель урока, обозначили главные вопросы темы. Формируется познавательный интерес к постижению музыкальной культуры с помощью современных ТСО. На конкретном музыкальном и литературном примере закрепляем гипотезу о том, что стало бы с музыкой без литературы, и с литературой без музыки. |
4.Применение сформированных способов действий (умения навыки) (15-20 мин) | Использован зрительно- иллюстративный метод, проблемно- поисковый, исследовательский метод. Технология деятельностного метода, технология диалога. | Стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок»; романс М. И. Глинки «Жаворонок»; репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси» | -Найдите в раздаточном материале стихотворение русского поэта первой половины 19 века Нестора Кукольника «Жаворонок». Выразительно прочтите его. - О чем говорится в этом стихотворении? -Обратите внимание, как тонко, выразительно и душевно поэт передает настроение льющейся песни жаворонка. - Возьмите карандаши и с их помощью в тексте стихотворения подчеркните слова и фразы, которые передают всю музыкальность, красоту песни жаворонка, простор, то необъятное пространство, по которому разливается проникновенная музыка песни маленькой птички. После прочтения и обсуждения в группах выделенных слов и фраз, подводим итог: -Итак, посмотрите, как используя слово, красоту русского языка, поэт Нестор Кукольник написал такие звучащие, «поющие» стихи, «нарисовал» для нас картину русской природы -Если бы вы были композиторами, то какую по характеру музыку написали к нему? -Великого русского композитора М. И. Глинку, с творчеством которого мы уже встречались в начальной школе, привлекла скорее всего музыкальность и выразительность стихотворения «Жаворонок» Н. Кукольника: он написал музыку на слова поэта. Послушайте романс «Жаворонок» М. И. Глинки. -Как изменилось стихотворение? - Совершенно верно, стихотворение Н. Кукольника как бы обрело вторую жизнь. Его звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Произведения многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли не дойти стихи Нестора Кукольника, если бы не простая и в то же время глубокая душевная музыка «Жаворонка» М. И. Глинки. -А теперь давайте ещё раз послушаем романс. Подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать те настроения, ту выразительность и теплоту, в которые мы погружаемся, слушая романс. -Да, эти музыкальные средства в сочетании с литературным текстом передают настроения теплоты, любви, задушевности, а также передают нам ощущение простора, чистоты и безграничности пространства, которое пронзает чувственная песня жаворонка. -А теперь посмотрите на доску. Перед вами репродукция картины Александра Афонина «Небо святой Руси». -Как вы думаете, перекликаются ли настроения и образ картины с образом, раскрытым в романсе и стихотворении «Жаворонок»? -Обратите внимание, с каким большим мастерством художник передает необыкновенную высоту и чистоту русского неба, по которому, возможно разливается, «льется неисходною струей» звонкое душевное пение нашего жаворонка. -Скажите, какие средства живописи, использованные художником, помогают нам прочувствовать этот образ? - Можем ли мы с вами использовать эту картину в качестве иллюстрации к романсу Глинки «Жаворонок»? -Назовите ещё раз то общее, схожее в отношении к образу «Жаворонка» и у поэта, и у композитора, и у художника? -Совершенно верно, раскрывая один и тот же образ, разные искусства, используют свои средства выразительности, дополняют друг друга и обогащают раскрываемый образ, высвечивая разные его грани. -Так в чем же состоит родство музыки и литературы? Как эти искусства взаимосвязаны друг с другом ? | Выразительно читаем стихотворение (все следят). -Поэт рисует картину русской природы. Жаворонка называют «певцом России». Работа в группах. С помощью карандашей выделяем слова и фразы, которые подчеркивают связь музыки и литературы, передают душевное настроение, проникновенность песни жаворонка. -Светлую, лёгкую, парящую, мелодичную, напевную и т. д. Слушаем романс. -Простые, на первый взгляд строки стихотворения, зазвучали более ярко и чувственно, появился более глубокий смысл, новые яркие краски, музыка как бы дополнила тот образ, который задумал поэт и т. д. Повторное слушание. -Пение солиста в высоком регистре, мягкая плавная мелодия, в фортепианном аккомпанементе слышится имитация пения жаворонка, выразительность музыкальных интонаций, лирическая минорная ладовая окраска и т.д. -Да, перекликается (перечисляют свои варианты). -Художник использовал спокойные мягкие цвета, мы видим прозрачную высоту, чистоту русского неба. Он использует светлые, бледно-голубые, белые тона краски, постепенно высветляя пространство, которое поднимается от земли до неба… - Да, можем, так как она очень точно передает те настроения и помогает почувствовать выразительность, которую раскрывают поэт и композитор в своем произведении. -Сходство плавных мягких линий рисунка в картине и мягкость и плавность мелодии стиха и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке, верхний регистр в музыке и высота небес в картине и т. д. -Сегодня мы выяснили, что все виды искусств: и музыка, и литература, и живопись тесно связаны между собой и имеют очень много общего. - И музыка, и литература раскрывают в своих произведениях жизненные образы и темы, отражают саму жизнь. -И музыка, и литература состоят из выразительных интонаций. -Во многих литературных произведениях рассказывается о музыке, т. е. музыка становится главным действующим лицом сказок, стихов, романов и др. -И наоборот, без литературы не может существовать вокальная музыка и все музыкально-театральные жанры – опера, балет, мюзикл и т. д. | На примере романса М. И. Глинки, стихотворения Н. Кукольника и репродукции картины «Небо святой Руси» Александра Афонина выявили аналогии относительно жизненного содержания, средств выразительности музыки, литературы и живописи в данных произведениях. Подчеркнули общие черты родства музыки и литературы. Узнали, что разные виды искусств, дополняя друг друга, используют свои средства выразительности для передачи того или иного образа. |