Тема «Зимние загадки». Нравится ли вам зима?
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мо-тивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | Речевая разминка | Прочитайте, пожалуйста, стихотворение ( слайд): Спит первый снег. Открыт букварь зимы. Его еще не прочитали мы, Но вот уже на чистую страницу Вспорхнула пёстрой буковкой синица. Она звенит, как маленький звонок, Как будто первый начался урок… (А.Горбунова) - Как вы понимаете выражение «открыт букварь зимы» ? - Как вы понимаете строчку «вспорхнула пёстрой буковкой синица»? -Прочитать стихотворение плавно, певуче. - Начать читать медленно и постепенно ускоряйте темп. -Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. -Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. -Прочитать стихотворение хором, в парах, индивидуально. -Прочитать стихотворение выразительно. - О каком времени года стихотворение? | Находят опорные слова | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | - Назовите признаки зимы ( наглядность, из наблюдений). -Вспомните: как назывался раздел об осени? -Как вы думаете, как может называться раздел о зиме? -Чем различаются эти времена года? -Чем вам нравится зима? Учитель. Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла художников и композиторов . Картины художников. (слайд) Перед вами репродукции картин А. Пластова, А. Саврасова,К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский. Слушание пьесы П.Чайковского «Времена года». - Настроение этого произведения? У писателей, поэтов прежних веков и нашего времени многие произведения о зиме наполнены приятным удивлением, восхищением, радостью, весельем. Радует первый снег. Приятно, когда снег искрится на солнце. Все вокруг становится каким? (используются наблюдения детей , иллюстрации, фотографии парковой зоны школы в зимнее время). -Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся с вами? -Чему мы научимся? Чему будем учиться на уроке? -Давайте прочитаем с вами об этом в учебнике на стр. 187. -Давайте сравним с вашими ответами. | Находят опорные слова Отвечают на вопросы учителя
| Фронтальная, индивидуальная Словесный, фронтальный | Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы |
| Физкультминутка | | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Задание на развитие речи. Чтение авторского текста Выборочное чтение : Зимняя викторина Отгадывание загадок | Составьте небольшой рассказ о зиме. -самостоятельное чтение текста, стр.188. - чтение текста вслух ( «цепочкой») - найти и прочитать строчки, в которых говорится, как нравится зима первому собеседнику. -Что он вспоминает летом, закрывая глаза? -Что захотелось другому собеседнику? -Что в тексте сказано о стихах? - Что нужно для того, чтобы стать поэтом? Организует работу с загадками. Стр. 189 | Сочиняют рассказ. -самостоятельное чтение текста, стр.188. - чтение текста вслух ( «цепочкой») Учиться отгадывать загадки с опорой на ключевые слова. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют структурирование знаний; выполнение логических операций. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения | Устные ответы, выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заклю чительная беседа. Выставление оценок | - Закончите предложения: •Я сегодня узнал... •Я научился... •Мне было... •Я рад... | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Приготовить народные приметы на зимнюю тему (используя детские журналы, беседу со взрослыми ) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |