Организация начала занятия Актуализация изученного материала | Проверить готовность класса к уроку. Беседа с учащимися. – Ребята, напоминаю, что мы изучаем социальную сферу и уже знаем, как устроена социальная структура общества. Вы узнали, что человек занимает определенное положение в обществе. Как называется оно? И человек играет разные социальные роли. –В процессе взаимодействия между людьми возникают многочисленные социальные группы. Что это такое? - Какие социальные группы бывают?
-Приведите примеры -Именно в семье в первую очередь начинается процесс усвоения определенных правил поведения. Как они называются? Правильно. И этим нормам следуют огромные массы людей. Для человека соц. Нормы - это образец поведения, а для общества они - критерии оценки этого поведения. Т.о.нарушение социальных норм осуждается обществом, а нарушение правовых норм ( законов) влечет за собой строгое наказание | Слушают учителя. Ответы учащихся: - социальный статус (приписанный и достигаемый) -ожидаемое поведение от человека, в соответствии с его соц. статусом - совокупности людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или играющих одинаковую соц. Ответы учащихся -большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные. -приводят примеры (Семья) -социальные нормы (Традиции, обычаи, моральные, правовые и т.д.) |
Организация усвоения новых знаний и способов действий. | - Предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагмент м/ф и ответить на вопросы: кто, как и какие нормы нарушает? -Если мальчик нарушает социальные нормы, то его поведение будет соответствовать общепринятым нормам? Т.е. такое поведение отклоняется от норм? - Какова же будет тема нашего урока? Слайд 1 - Тему мы определили. Теперь попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что нам предстоит узнать? Слайд 2 | Смотрят м/ф Ответы учащихся: - нарушает мальчик - -нет -да - ответы учащихся Записывают в тетради число и тему урока |
Первичное закрепление в знакомой ситуации в измененной ситуации | -Вы уже заметили, что примеров, когда люди нарушают общепринятые нормы, немало. Социологи выделяют отдельные группы форм отклоняющегося поведения Слайд 3 -Также выделяют такие формы отклоняющегося поведения, которые нарушают правовые нормы и влекут за собой правовую ответственность. Это преступления. Главное же что различает формы и проявления отклоняющегося поведения – это последствия. Предлагаю рассмотреть виды отклоняющегося поведения. Выполните задание стр. 57 №2 в Р.Т.( заполни пропуски в схеме),в учебнике с.133 -Обратите внимание, один из видов у вас уже указан. Это поведение, которое не приносит вреда. Т.е откланяется от общепринятых норм в позитивную сторону. Что сюда можно отнести? Запишите в тетерадь (спорт, героизм, новаторство, чудачество, меценатовство) -Итак, давайте проверим. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадками. Слайд 4 -Давайте сделаем вывод. Как употребление алкоголя и наркотиков влияет на поведение людей? На общество? Слайд 5 Назовите последствия приема алкоголя и наркотиков. -Теперь я порошу вас распределить негативные и позитивные формы поведения на оси социализации. Слайд 6 Скажите, если алкоголь, наркотики, курение и т.д.приносят вред и человеку, и обществу почему же люди все равно употребляют это? -Назовите причины, стр.136-137 Причин много, но они никак не могут оправдать поведение людей. | Ведут записи в тетради Приводят примеры Выполняют задание Ведут записи Взаимопроверка работ Ответы учащихся Ответы учащихся -работают с документом, отвечают на вопросы Чертят ось социализации, заполняют ее с помощью учебника. Один ученик выполняет задание на доске. Анализируют полученную информацию, делают вывод. Выполняют тест |
Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание. | Итак, мы определили, что отклоняющееся поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Такое поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. ( различные виды отклоняющегося поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.) Однако, криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, табакокурение и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Пусть нам не дано Изменить все немедля, как хочется,- Когда изменяемся мы, Изменяется мир. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. А теперь предлагаю вам сделать свой выбор. Поставьте «класс» или «лайк» под той картинкой, которая вам больше понравилась. ( На доске вывешиваются листы с надписями « Героизм», «Алкоголизм», «Чудачество», «Спорт», «Образование», «Семья», «Дружба», «Вера», «Преступление». Учащимся раздаются стикеры «Класс». Каждый ученик делает свой выбор.) До свидания. Всем спасибо за урок. | Записывают задание в дневник. Крепят стикеры под выбранным словом |