Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мухтоловская средняя общеобразовательная школа № 2»
Районный этап епархиального конкурса
методических разработок
«Свет истины»
Номинация: урок
по ОРКСЭ модуль ОПК в 4 классе,
Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»
Общие сведения об авторе | |
ФИО | Галкина Светлана Ивановна |
Район | Ардатовский |
Место работы | МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2» |
Должность | Учитель истории |
Общая информация | |
Модуль | ОПК |
УМК | Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы А.Я.Данилюк Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, - М., «Просвещение», 2012 г. Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г. |
Тема урока | Как христианство пришло на Русь |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Ознакомление с развитием православной культуры в истории России. Задачи: Формировать знания о деятельности князя Владимира, направленной на распространение христианства на Руси и её историческом значении; знания о понятиях церковь и крещение, и их значимости в жизни человека; Совершенствовать умения и навыки индивидуальной и групповой работы, анализа текста, иллюстративного материала, обобщения; Развивать самостоятельность и осознания значимости деятельности исторических личностей и чувство религиозного единения |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор |
Дидактическое обеспечение | Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, конспект, тетрадь, раздаточный материал, презентация, учебный диск. |
Планируемые результаты урока | |
Личностные | Развитие самостоятельности и чувства религиозного единения, развитие эстетических чувств |
Предметные | Знания о деятельности князя Владимира, направленной на распространение христианства на Руси; знания о понятиях церковь и крещение, и их значимости в жизни человека |
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Овладение логическими действиями анализа текста и иллюстративного материала, поиска, выделения необходимой информации, овладение навыками осознанного построения речевых высказываний |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Фронтальный опрос, тесты для контроля |
Литература и интернет – ресурсы | |
Основная | Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г. |
Дополнительная | А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времён до конца XVI века учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, - М., «Просвещение», 2011 г.; Александр Ананичев Михаил книга – подарок, - М., «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005 г. Герои русской истории, - М., Белый город, 2005 г. На благо Родины. Жития святых о верности Отчизне и Вере / ж-л Православное слово №2 (44) май 2010 г./ Повесть временных лет, Арзамас, 1999 г. |
Интернет – ресурсы | |
ЭОРы | Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева Основы духовно – нравственной культуры народов России . Основы православной культуры 4-5 классы, - М., «Просвещение», 2012 г. |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этапы урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приёмы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД | Методы, приёмы, формы |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие обучающихся, эмоциональный настрой, вводные в тему вопросы: Представителями какой религии мы являемся? Как вы думаете наши далёкие предки тоже были христианами? Хотели бы вы узнать как они стали христианами? | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы | Коммуникативные, познавательные | устный; фронтальный опрос |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в проблемном действии | Корректирует выступление обучающихся, демонстрирует слайды с учебного диска, задаёт вопросы для выделения главного материала или понятий: - какую религия исповедования славяне? - при каком князе и когда принято христианство? - почему из многих религий Владимир выбрал христианство? | Ролевая игра: кудесник, князь Владимир, послы, отправленные князем изучать разные религии ( дети излагают материал, полученный на предыдущем уроке в качестве индивидуального задания); Другая группа отвечает на вопросы | Личностные (развитие навыков сотрудничества со сверстниками, воспитание и доверия и уважения к истории); метапредметные (адекватное использование речевых средств для решения познавательных задач) | Устный, наглядный; ролевая игра, фронтальный опрос |
3.Выявление места и причины затруднения | Задаёт вопросы: - какой обряд нужно совершить, чтобы стать христианином? - как вы думаете с радостью ли люди совершали обряд крещения при Владимире? | Отвечают, если возникает затруднение, читают материал в рубрике «Это интересно» о крещении | Личностные, познавательные | Печатно – словесный, устный; |
4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | Распределяет раздаточный материал по двум группам (крещение киевлян в Днепре), каждая группа получает по одному вопросу к тексту: - как происходило крещение киевлян? - как восприняли идею крещения наши предки? Проводит физкультминутку | Работают сообща в группах, отвечают на поставленный вопрос | Коммуникативные, познавательные | Печатно - словесный; Анализ документа; Групповая работа |
5.Реализация построенного проекта | Задаёт вопросы: - как видите было много трудностей во времена принятия христианства, почему же не отступили? - что принесло христианство на Русь? (предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и почитать текст со стопами). Объясняет два значения понятия церковь, демонстрирует слайды из презентации по православным храмам сопровождая чтением текстом из учебника стр. 60 - 61 | Читают материал на стр.60 – 61 и рассматривают илл., отвечают на вопросы: - единение славян; - развитие образование; - строительство храмов; - стремление людей к святости; - приобщение людей к прекрасному Записывают в словарь значения понятия церковь | Познавательные, личностные | Печатно – словесный, наглядный; Анализ иллюстративного материала, Фронтальный опрос |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Задаёт вопрос: - За что князь Владимир получил прозвища в истории Святой, Красное Солнышко? | Отвечают на вопрос: - сам крестился - ввёл христианство на Руси; - изменился его характер, стал мягче; - строил храмы | Личностные, коммуникативные | Устный; обобщение материала, фронтальный опрос |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Даёт инструкцию по заполнению кластера в форме солнца (заготовки могут приготовить сами дети или учитель), помогает тем, у кого возникли затруднения, записывает на доске содержание кластера после окончания работы учениками (это может сделать ученик, закончивший работу первым) | Заполняют кластер «Христианство принесло на Русь» | Познавательные, регулятивные | Наглядный; Составление кластера |
8.Включение в систему знаний и повторение | Что узнали нового? Чем обязаны Владимиру? Что объединяет нас с далёкими предками | Отвечают на вопросы | Личностные, познавательные | Устный; Фронтальный опрос |
9. Рефлексия учебной деятельности | Раздаёт каждому ученику маленькое солнышко и облако для проведения рефлексии, если на уроке было всё понятно и интересно, то дети в рабочей тетради приклеивают солнце, если интересно, но сложно, то рядом с солнцем облако, если сложно и не интересно, то облако на солнце. Даёт инструкцию по выполнению д /з, некоторые учащиеся получают дополнительные задания подготовить сообщения о православных святых (об Александре Невском, Тверском князе Михаиле и др.); в учебнике стр. 58 – 61, вопросы устно. | Записывают д/з в дневники, берут справочную литературу у учителя | личностные | |
При разработке данного урока мною были использованы следующие методы обучения:
1.По источнику познания:
- устный
- печатно – словесный
- наглядный
2. По уровню познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный
- частично – поисковый
Основные функции данных методов:
1.Организация восприятия учебной информации учащимися;
2. Организация мыслительной деятельности обучающихся;
3. Обеспечение конкретных учебно – познавательных ситуаций;
4. Глубокое усвоение знаний на уровне творческого применения.
На занятиях данного урока предусматривается использование следующих форм познавательной деятельности обучающихся:
элементы ролевой игры;
обсуждение выступлений одноклассников;
анализ источников;
самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом;
подготовка выступлений с использованием разнообразных источников информации;
Приложение.
Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:
Владимир: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, хуля все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они и чудно слышать их, и каждому любо их послушать. Рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы к уму приложите, что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу».
И понравилась речь их князю и всем людям.
Выбрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им:
«Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились и, придя к ним, увидели их скверные дела и поклонение в мечети и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир:
«Идите ещё к немцам, также приглядитесь, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил, с какой целью они пришли. Они же обо всём ему рассказали. Услышав их рассказ, царь обрадовался и оказал им в тот же день великую честь. А на следующий день послал к патриарху, говоря ему:
Царь: «Пришли русские, разузнать о вере нашей. Приготовь церковь и клир и сам оденься святительные ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Выслушав это, патриарх повелел созвать клир, совершил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, устроили пение и хоры. И пошел с ними в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же изумились, удивляясь, хвалили службу их. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им:
«Идите в землю вашу». И отпустили их с дарами великими и честью. Они же вернулись в землю свою.
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
Владимир: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали:
Послы: «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселия, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, кто вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Сказали же бояре:
Бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей». И спросил Владимир:
Владимир: «Где примем крещение?»
Они же сказали:
Бояре: «Где тебе любо».
Пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И остановился Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко горожане.
И вот муж корсунянин именем Анастас пустил стрелу, написав на ней:
Анастас: «Перекопай и перейми воду, идущую по трубам из колодца, которые находятся за тобою с востока».
Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал:
Владимир: «Если сбудется это – крещусь!»
Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать:
Владимир: «Ваш славный город уже взял. Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому».
И услышав это, опечалились цари. И послали ему ответ:
Цари: «Не положено христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное обретёшь, и с нами единоверен будешь. Если же этого не сделаешь, то не отдадим сестру за тебя».
Выслушав это, сказал Владимир посланникам царей:
Владимир: «Скажите царям вашим: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи…Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня».
И согласились цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти.
Анна: «Как в полон иду, - говорит. – Лучше бы мне здесь умереть».
Но села в корабль, расцеловалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И прибыла в Корсунь, и вышли корсуняне на встречу ей с поклоном, и внесли её в город, и посадили в палате.
По Божественному проведению разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И весьма затужил, и не разумел, что сделать. И послала к нему царица сказать:
Анна: «Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей; если же не крестишься, то не избавишься от своего недуга».
Услышав это, Владимир сказал:
Владимир: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский».
И повелел крестить себя. И только крестившись, Владимир тот час же прозрел и прославил Бога:
Владимир: «Теперь узнал я истинного Бога».
Раздаточный материал.
После этого вернулся Владимир в Киев и послал по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: « Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам. Где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.
7