СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОПК "Как христианство пришло на Русь"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОПК "Как христианство пришло на Русь"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мухтоловская средняя общеобразовательная школа № 2»



Районный этап епархиального конкурса

методических разработок

«Свет истины»





Номинация: урок

по ОРКСЭ модуль ОПК в 4 классе,

Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»













Общие сведения об авторе


ФИО

Галкина Светлана Ивановна

Район

Ардатовский

Место работы

МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2»

Должность

Учитель истории



Общая информация


Модуль

ОПК

УМК

Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы А.Я.Данилюк Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, - М., «Просвещение», 2012 г.

Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г.

Тема урока

Как христианство пришло на Русь

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Ознакомление с развитием православной культуры в истории России.

Задачи:

  • Формировать знания о деятельности князя Владимира, направленной на распространение христианства на Руси и её историческом значении; знания о понятиях церковь и крещение, и их значимости в жизни человека;

  • Совершенствовать умения и навыки индивидуальной и групповой работы, анализа текста, иллюстративного материала, обобщения;

  • Развивать самостоятельность и осознания значимости деятельности исторических личностей и чувство религиозного единения

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор

Дидактическое обеспечение

Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, конспект, тетрадь, раздаточный материал, презентация, учебный диск.



Планируемые результаты урока


Личностные

Развитие самостоятельности и чувства религиозного единения, развитие эстетических чувств

Предметные

Знания о деятельности князя Владимира, направленной на распространение христианства на Руси; знания о понятиях церковь и крещение, и их значимости в жизни человека

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Овладение логическими действиями анализа текста и иллюстративного материала, поиска, выделения необходимой информации, овладение навыками осознанного построения речевых высказываний

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный опрос, тесты для контроля



Литература и интернет – ресурсы


Основная

Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г.

Дополнительная

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времён до конца XVI века учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, - М., «Просвещение», 2011 г.;

  2. Александр Ананичев Михаил книга – подарок, - М., «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005 г.

  3. Герои русской истории, - М., Белый город, 2005 г.

  4. На благо Родины. Жития святых о верности Отчизне и Вере / ж-л Православное слово №2 (44) май 2010 г./

  5. Повесть временных лет, Арзамас, 1999 г.


Интернет – ресурсы


ЭОРы

Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева Основы духовно – нравственной культуры народов России . Основы православной культуры 4-5 классы, - М., «Просвещение», 2012 г.



План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приёмы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

Методы, приёмы, формы

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся, эмоциональный настрой, вводные в тему вопросы:

Представителями какой религии мы являемся? Как вы думаете наши далёкие предки тоже были христианами? Хотели бы вы узнать как они стали христианами?

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы

Коммуникативные, познавательные

устный; фронтальный опрос

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в проблемном действии

Корректирует выступление обучающихся, демонстрирует слайды с учебного диска, задаёт вопросы для выделения главного материала или понятий:

- какую религия исповедования славяне?

- при каком князе и когда принято христианство?

- почему из многих религий Владимир выбрал христианство?

Ролевая игра: кудесник, князь Владимир, послы, отправленные князем изучать разные религии

( дети излагают материал, полученный на предыдущем уроке в качестве индивидуального задания);

Другая группа отвечает на вопросы

Личностные (развитие навыков сотрудничества со сверстниками, воспитание и доверия и уважения к истории); метапредметные (адекватное использование речевых средств для решения познавательных задач)

Устный, наглядный;

ролевая игра, фронтальный опрос

3.Выявление места и причины затруднения

Задаёт вопросы:

- какой обряд нужно совершить, чтобы стать христианином?

- как вы думаете с радостью ли люди совершали обряд крещения при Владимире?

Отвечают, если возникает затруднение, читают материал в рубрике «Это интересно» о крещении

Личностные, познавательные

Печатно – словесный, устный;

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Распределяет раздаточный материал по двум группам (крещение киевлян в Днепре), каждая группа получает по одному вопросу к тексту:

- как происходило крещение киевлян?

- как восприняли идею крещения наши предки?

Проводит физкультминутку

Работают сообща в группах, отвечают на поставленный вопрос

Коммуникативные, познавательные

Печатно - словесный;

Анализ документа;

Групповая работа

5.Реализация построенного проекта

Задаёт вопросы:

- как видите было много трудностей во времена принятия христианства, почему же не отступили?

- что принесло христианство на Русь? (предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и почитать текст со стопами).

Объясняет два значения понятия церковь, демонстрирует слайды из презентации по православным храмам сопровождая чтением текстом из учебника стр. 60 - 61

Читают материал на стр.60 – 61 и рассматривают илл., отвечают на вопросы:

- единение славян;

- развитие образование;

- строительство храмов;

- стремление людей к святости;

- приобщение людей к прекрасному



Записывают в словарь значения понятия церковь

Познавательные, личностные

Печатно – словесный, наглядный;

Анализ иллюстративного материала,

Фронтальный опрос










6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задаёт вопрос:

- За что князь Владимир получил прозвища в истории Святой, Красное Солнышко?

Отвечают на вопрос:

- сам крестился

- ввёл христианство на Руси;

- изменился его характер, стал мягче;

- строил храмы

Личностные, коммуникативные

Устный;

обобщение материала,

фронтальный опрос

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт инструкцию по заполнению кластера в форме солнца (заготовки могут приготовить сами дети или учитель), помогает тем, у кого возникли затруднения, записывает на доске содержание кластера после окончания работы учениками (это может сделать ученик, закончивший работу первым)

Заполняют кластер «Христианство принесло на Русь»

Познавательные,

регулятивные

Наглядный;

Составление кластера

8.Включение в систему знаний и повторение

Что узнали нового? Чем обязаны Владимиру? Что объединяет нас с далёкими предками

Отвечают на вопросы

Личностные,

познавательные

Устный;

Фронтальный опрос

9. Рефлексия учебной деятельности

Раздаёт каждому ученику маленькое солнышко и облако для проведения рефлексии, если на уроке было всё понятно и интересно, то дети в рабочей тетради приклеивают солнце, если интересно, но сложно, то рядом с солнцем облако, если сложно и не интересно, то облако на солнце. Даёт инструкцию по выполнению д /з, некоторые учащиеся получают дополнительные задания подготовить сообщения о православных святых (об Александре Невском, Тверском князе Михаиле и др.); в учебнике стр. 58 – 61, вопросы устно.

Записывают д/з в дневники, берут справочную литературу у учителя

личностные






При разработке данного урока мною были использованы следующие методы обучения:

1.По источнику познания:

- устный

- печатно – словесный

- наглядный

2. По уровню познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

- репродуктивный

- частично – поисковый

Основные функции данных методов:

1.Организация восприятия учебной информации учащимися;

2. Организация мыслительной деятельности обучающихся;

3. Обеспечение конкретных учебно – познавательных ситуаций;

4. Глубокое усвоение знаний на уровне творческого применения.

На занятиях данного урока предусматривается использование следующих форм познавательной деятельности обучающихся:

  • элементы ролевой игры;

  • обсуждение выступлений одноклассников;

  • анализ источников;

  • самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом;

  • подготовка выступлений с использованием разнообразных источников информации;

























Приложение.

Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

Владимир: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, хуля все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они и чудно слышать их, и каждому любо их послушать. Рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы к уму приложите, что ответите?»

И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу».

И понравилась речь их князю и всем людям.

Выбрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им:

«Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились и, придя к ним, увидели их скверные дела и поклонение в мечети и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир:

«Идите ещё к немцам, также приглядитесь, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил, с какой целью они пришли. Они же обо всём ему рассказали. Услышав их рассказ, царь обрадовался и оказал им в тот же день великую честь. А на следующий день послал к патриарху, говоря ему:

Царь: «Пришли русские, разузнать о вере нашей. Приготовь церковь и клир и сам оденься святительные ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Выслушав это, патриарх повелел созвать клир, совершил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, устроили пение и хоры. И пошел с ними в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же изумились, удивляясь, хвалили службу их. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им:

«Идите в землю вашу». И отпустили их с дарами великими и честью. Они же вернулись в землю свою.

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:

Владимир: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали:

Послы: «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселия, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, кто вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Сказали же бояре:

Бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей». И спросил Владимир:

Владимир: «Где примем крещение?»

Они же сказали:

Бояре: «Где тебе любо».

Пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И остановился Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко горожане.

И вот муж корсунянин именем Анастас пустил стрелу, написав на ней:

Анастас: «Перекопай и перейми воду, идущую по трубам из колодца, которые находятся за тобою с востока».

Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал:

Владимир: «Если сбудется это – крещусь!»

Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать:

Владимир: «Ваш славный город уже взял. Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому».

И услышав это, опечалились цари. И послали ему ответ:

Цари: «Не положено христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное обретёшь, и с нами единоверен будешь. Если же этого не сделаешь, то не отдадим сестру за тебя».

Выслушав это, сказал Владимир посланникам царей:

Владимир: «Скажите царям вашим: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи…Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня».

И согласились цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти.

Анна: «Как в полон иду, - говорит. – Лучше бы мне здесь умереть».

Но села в корабль, расцеловалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И прибыла в Корсунь, и вышли корсуняне на встречу ей с поклоном, и внесли её в город, и посадили в палате.

По Божественному проведению разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И весьма затужил, и не разумел, что сделать. И послала к нему царица сказать:

Анна: «Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей; если же не крестишься, то не избавишься от своего недуга».

Услышав это, Владимир сказал:

Владимир: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский».

И повелел крестить себя. И только крестившись, Владимир тот час же прозрел и прославил Бога:

Владимир: «Теперь узнал я истинного Бога».

Раздаточный материал.

После этого вернулся Владимир в Киев и послал по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: « Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам. Где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!