СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Основные алгоритмические структуры (цикл)"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 5  классе в рамках системно-деятельностного подхода по теме "Таблицы".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Основные алгоритмические структуры (цикл)"»

Урок информатики в 5 классе

в рамках системно-деятельностного подхода

по теме "Таблицы".


Тема, тип урока

«Таблицы»

тема в разделе «Информация вокруг нас»; урок «открытия» новых знаний


Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Базовый учебник

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ 5 класс (БИНОМ.Лаборатория знаний 2014)

Цель урока (краткое описание)

создать условия для освоения знаний о таблицах, применении их в решении задач, их построении.


Задачи урока

Обучающие:

способствовать формированию учебно-познавательной компетентности через получение знаний при создании таблицы с помощью текстового редактора (формирование понятия таблицы, элементов таблицы, построение таблицы в текстовом редакторе).

Развивающие:

способствовать развитию у учащихся коммуникативной, информационной компетенции, повышению мотивации учебной деятельности через групповую, индивидуальную форму работы на уроке и применение ИКТ (постановка и формулирование проблемы, работа с текстом, поиск и выделение необходимой информации, умение преобразовывать информацию, самостоятельная практическая работа).

Воспитательные:

развивать самостоятельность суждений, любознательность, ответственность к выполняемой работе, умение работать в группе.


Формирование УУД

Познавательные УД:

  • выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

Коммуникативные УД:

  • работать в паре и группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД:

  • формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД:

  • учиться ставить цель урока с помощью учителя, контролировать свою работу и своего товарища по эталону, планировать работу в парах и группах.

Формируемые компетенции

ценностно-смысловые компетенции:

  • умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации, нести ответственность за выбор);

общекультурные компе методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский;

практические компетенции:

  • понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение знаний, полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;

учебно-познавательные:

  • знание определений изучаемых понятий по теме;

информационные:

  • владеть навыками работы со справочной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; владеть навыками использования технических  устройств ПК и программного обеспечения;

коммуникативные:

  • уметь организовываться, представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера;

компетенции личностного самосовершенствования:

  • владеть навыками оценки и самооценки

Планируемые результаты

Предметные - представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы;

Метапредметные способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию

и делать выводы; развивать навыки сотрудничества; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации;

Личностные – содействовать формированию осознанного

интереса к изучению информатики; чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Методы обучения

иллюстративно-словесный
(беседа, обсуждение, проблема, рассказ, пример, демонстрация презентаций),

наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, практический.

Виды контроля

самооценка, взаимный контроль, контроль учителя

Основные понятия и термины

  • таблица,

  • заголовок таблицы

  • головка таблицы

  • боковик таблицы

  • строка таблицы

  • столбец таблицы

  • ячейка

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Литература

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса.
2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие 2008г
3 .www.wikipedia.ru
4 .www.school.xvatit.com

Оборудование и методическое обеспечение урока:

компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Таблицы», раздаточный материал: творческие карточки.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность

Применяемые технологии, приёмы, средства организации урока


Учителя

Ученики

1.Организацион-

ный момент. Мотивация к учебной деятельности.


Здравствуйте ребята, доброго всем утра

Чем же мы будем заниматься на уроке?

Что же будем изучать? Подсказка на 2-ом слайде. «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше»
Уильям Росс Эшби

Практически ищем тему урока. Ставим цель для данной темы.

Проверку правильности найденной темы проводим щелкнув по картинке со знаком вопроса (настроено действие исчезновения картинки). Т.О. тема урока «Таблицы»

Анализируют высказывание, приходят к выводу, что на уроке им необходимо совершить свое открытие нового.


Учащиеся самостоятельно просмотрев подсказку приходят к выводу, что тему рока можно отыскать в главном меню компьютера.

Создание психологического комфорта на начало

урока. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Мозговой штурм





2. Возникновение проблемы – выявление области незнания.

Целеполагание.


Что же такое таблицы?

Где можно найти информацию по данному вопросу? (выносим верхнюю подсказку знак восклицания справа – страница учебника)

Ставим главный вопрос (проблемный): Зачем нужны таблицы?

Приходят к выводу, что необходимо найти определение. Находим определение по учебнику.


Формулируют цель урока.

Цель: проверить готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Мозговой штурм.



Целеполагание.



3. Выполнение исследования. Открытие нового знания и способов деятельности.

Вам необходимо разбиться на 3 группы. Как это сделать вам необходимо выяснить самостоятельно и доказать почему именно так необходимо было разбиться.





На какую тему было задание? Как вы думаете, почему я дала задание на Логику? Какой посыл я вам даю на занятие?

Анализируют вытянутые ими карточки, объединяются в группы (1 группа: результат вычислений равен 1, 2 группа: результат вычислений равен, третья группа: результат вычислений равен 3).


Приходят к выводу, что необходимо быть логичными при составлении выводов. При защите материала выстроить логику ответа.

Элементы технологии проблемного обучения. Обучение в сотрудничестве.

Работа в группах.

Метод: игровой метод; сотрудничество, взаимопомощь

Цель: развитие познавательной активности, поисковой деятельности.

Прием: побуждение к диалогу.










Карточки с логическими задачами.

Делимся на 3 группы по уровням сложности. Каждая группа выполняет индивидуальное задание, выбрав свой уровень сложности.


Задания скрываются за картинками (настроено действие исчезновения картинки и появления текста)

В группе решают, какой уровень задания будут выполнять.

Распределяют роли в группе: руководитель, оформитель, хранитель времени.

Групповая дискуссия




Поисковая работа, анализ, мозговой штурм, сравнение, обобщение

Во время представления темы классу: Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания


Приложение 1.


1 группа работает с интерактивной доской: Элементы окна MS office


Переносят названия элементов на интерактивной доске.

Составляют алгоритм построения таблицы.

На следующем слайде по порядку выстраивают блоки (создают алгоритм построения диаграмм).

Взаимопроверка

Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания

Учебник

2 группа использует учебник и маркерную доску. Задание: раскрыть тему «Структура таблицы»

Головка таблицы

Строки

Боковик






















Оформляют ответ на маркерной доске в виде интеллект карты



Выполняют задания, взаимопроверка по образцу.

Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаковой форме

Прием: анализ, сравнение

Метод сопоставления

Взаимопроверка по эталону


Учебники, маркерная доска, цветные маркеры


3 группа - учебник, задачник, маркерную доску (решение логических задач с помощью таблиц)









Проверочная работа

«Решение логических задач»

Оформляют правила в виде кластера на большом листе фломастерами (при защите вывешивают на маркерную доску)




Обучающиеся самостоятельно решают примеры, а затем производят самопроверку по образцу (опустить красную линию, откроются ответы)


Справа на интерактивной доске можно написать правильное решение.

Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания






Прием: анализ, сравнение

Метод сопоставления

Взаимопроверка по эталону








Самооценка

Листы формата А3, фломастеры, карандаши, учебник, задания












4. Физминутка

Верно – встали, неверно – сели:

  • таблицы служат для создания изображений (Нет)

  • Имя строки обозначается латинской буквой (Нет)

  • Имя столбца обозначается латинской буквой (Да)

  • В таблице нельзя форматировать текст (Нет)

  • В формулу может входить текст (Нет)

  • Таблицы – простая и удобная форма представления однотипной информации


Активно обдумывают ответы, вставая или нет в зависимости от истинности высказывания.

Игровой метод

Прием: принудительная активизация мышления

Здоровьесберегающая технология



5. Выполнение пробного действия


Практическая работа



Выбирают свой уровень, выполняют в парах работу на компьютере.

Работа в парах, обучение в сотрудничестве.


Подготовленные файлы – задания на сетевом диске.

Приложение 3

6. Включение нового материала в систему знаний.


Самостоятельная работа

  1. Уровень «5» Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

  2. Уровень уровень «4»



Выполняют задания. В задании №2 самостоятельно выбирают уровень задания: на «4» или на «5». Взаимопроверка по образцу.

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаковой форме



7. Рефлексия

Поведение итогов изученного.

Какую цель мы поставили на уроке?


Совместно с учащимися озвучиваем и выносим на страницу выносные элементы – звездочки.




Работа с рефлексивным экраном.

Узнать что такое таблица, зачем она нужна.


Сверяют свои ответы с выносками на интерактивной доске.


Каждый учащийся называет одно предложение по уроку, составлено на основе рефлексивного экрана.

Прием: анализ, синтез, обобщение

Метод незаконченных предложений




8. Подведение итогов урока


Предлагает учащимся заполнить оценочный лист за урок.


Если Вы были активны на уроке, все вам было ясно, можете помочь другому человеку в изучении этой темы, то выносите на поле красный цветочек. Если у вас отмечалась средняя активность на уроке и вы можете оценить свою работу на «4» выносим желтый цветочек. Если ваша деятельность на уроке оценивается в три балла выносим синий цветочек. Если Вы испытываете затруднения в изученном вопросе, столкнулись с большими трудностями, которые не смогли преодолеть, то выносим тучку (на всех объектах настроено действие размножения).

Заполняют оценочный лист. Сдавая листы, составляют совместную рефлексивную картину урока (выносят на полянку на интерактивной доске соответствующий их деятельности на уроке объект).

Цель: самоанализ

Метод групповой дискуссии

Игровой метод

Приложение 2.


9. Домашнее задание


Домашнее задание состоит из 2-ух частей: первая часть – обязательная, вторая - творческое задание на дополнительную оценку.

Записывают д/з в дневник, самостоятельно выбирают объем д/з.

д/з в рамках системно деятельностного подхода, д/з творческого характера

Электронный дневник











ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. Деление на группы по карточкам


Прием «Жокеи и лошади».

Учащимся предлагается выбрать одну из карточек, на каждой из которых написан вопрос или ответ. Учащимся необходимо найти свою пару: вопрос – ответ.

Варианты карточек

1. Общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания, совершенные в области информационных правоотношений, то есть отношений, связанных с созданием, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском и распространением информации.

2. Информационные преступления.

3. Защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

4. Государственная тайна.

5. Сведения, имеющие различное содержание, разглашение которых может нанести ущерб различным общественным отношениям.

6. Конфиденциальная информация.

7. Непредоставление подобной информации.

8. Посягательство на доступ к открытой информации.

9. Научно-техническая информация, которая может быть использована для создания оружия массового поражения.

10. Распространение вредоносной информации


Приложение 2. Оценочный лист

Критерии для оценки

Баллы

Оценка ученика

Готовность к уроку (наличие тетради, учебника, ручки)

0 (не готов)

1 (готов частично)

2 (готов полностью)


Могу назвать элементы таблицы

0-1


Знаю основные типы данных в таблицах

0 (не знаю)

1 (знаю, но не все)

2 (знаю)


Справился с заданием на определение типов данных

«2» - «5»


Знаю определение таблицы

0 (не знаю)

1 (знаю, но не все)

2 (знаю)


Справился с заданием 1 на решение логических задач

«2» - «5»


Справился с заданием №2 практическая работа

«2» - «5»


Я самостоятельно работал на

1 (использовал помощь, не выдвигал идей)

2 (частично самостоятельно)

3 (полностью самостоятельно)

1-2-3


Я справился с практическим заданием на

«2» - «5»


Свою активность на уроке я оценил на

«2» - «5»


32 баллов – 36 баллов – «5»

25 баллов – 31 баллов - «4»

18 баллов – 24 балла – «3»




Приложение 3. Практические работы

1 группа. Необходимо построить таблицу по следующим данным:

Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука.

Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.

2 группа

Постройте таблицу по следующему образцу


№ п/п

Название озера

глубина

1.

Каспийское море

1025 м2

2.

Озеро Байкал

1640 м2

3.

Таймырское озеро

26 м2

4.

Ладожское озеро

230 м2

5.

Онежское озеро

127 м2

3 группа

Построить таблицу, озаглавить столбцы

Кто не слышал о Египетских пирамидах, Висячих садах Вавилона, Колоссе Родосском, Статуе Зевса в Олимпии, Мавзолее в Галикарнасе, Александрийском маяке или Храме Артемиды в Эфесе? Эти замечательные памятники древности, известные всем как Семь чудес света, приводили в восторг современников. Но не только в те далёкие времена зодчие, скульпторы и художники создавали рукотворные чудеса.

В Средние века были созданы такие памятники как Пещера Десяти тысяч Будд (Китай), Большое Зимбабве, храм Ангкор Ват (Камбоджа), замок Крак де Шевалье (Сирия), Солсберийский собор (Англия), крепость Альгамбра (Испания), столица ацтеков Теночтитлан. Неустанно работая и делая новые открытия, человек создал много уникальных творений, которые можно назвать чудесами нашего времени.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!