Тема урока «Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС»
Урок истории Отечества в 9 классе
Педагог Дунаева Любовь Николаевна
Краткое описание идеи занятия – данный урок курса «История Отечества» идёт третьим уроком в новой теме. Но если учитывать три урока по Всеобщей истории, то данный урок уже в общей теме 6-ой. На уроке изучаются новые моменты (реабилитация, освоение целины, борьба за власть после смерти Сталина И. В.), но и уже знакомые понятия закрепляются: культ личности, тоталитарное государство. На уроке дети работают с текстом учебника, преобразовывают его в таблицу, план, конспект.
Цели урока для учащихся:
В результате занятия учащиеся смогут (образовательные):
- назвать причины проведения реформ в СССР после смерти И. В. Сталина;
- дать определение понятиям «реабилитация», «культ личности»;
- охарактеризовать основные направления реформ, предпринятых Л. П. Берия и Г. М. Маленковым;
- проанализировать историческое значение ХХ съезда КПСС и роль в Н. С. Хрущёва в принятии решений съезда;
Продолжить формирование умений и навыков (развивающие):
- самостоятельно работать с текстом, выделять главное,
- преобразовывать текст учебника в таблицу;
Задуматься и выразить собственную точку зрения (собственное мнение) по поводу проблемы развития деревни в послевоенные десятилетия, преодоления «культа личности».
Цели урока для учителя:
- называть и характеризовать альтернативы политического развития после смерти И. В. Сталина; - - устанавливать причины проведения реформ в СССР после смерти И. В. Сталина;
- развивать умения работы с историческими документами.
Основные понятия (словарь) урока:
реабилитация, освоение целинных земель, культ личности.
Ресурсы:
- учебник Загладина Н. В., Минакова С. Т. «История Отечества» 9 класс Москва, «Русское слово», 2011 год;
- «Энциклопедия для детей» том 5, часть 3. Москва «Аванта+», 1995 год
- проектор, ноутбук;
- мультимедийная презентация Power Point;
Ход занятия
Этапы урока | Содержание конспекта |
1 этап. Организационный момент | В день похорон Н. С. Хрущева писатель А. Злобин отметил в своем дневнике: «Хрущев освободил не только 10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас. И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе». В чём состояло историческое значение ХХ съезда КПСС для всего населения огромной страны, для её будущего? |
2 этап. Опрос учащихся по заданному на дом материалу | Индивидуально (устно): 3 человека: 1. Какие методы использовались в СССР для послевоенного восстановления экономики? Какой была новая идеологическая линия Сталина И. В. в 1946/47 годах? Как можно объяснить новую волну репрессий в 1948-1953гг. Тесты (индивидуально – письменно): в ПРИЛОЖЕНИИ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | В | А | А | Б,В | А, Г. Д | Б | В | Б | |
3 этап. Изучение нового учебного материала | 1.У истоков политики реформ. Работа с текстом учебника (активизация класса) стр 244-245: Используя текст учебника, укажите причины проведения реформ в СССР после смерти И. В. Сталина Перед ближайшими соратниками И. В. Сталина, занявшими ведущие позиции в руководстве страны, стояли задачи: • реформировать систему, созданную И. В. Сталиным; отказаться от массового террора; внести коррективы в социально-экономическую политику; сделать приоритетными экономические стимулы к труду; Работа с текстом учебника (активизация класса) стр 245-247: Используя текст учебника, составьте текстовую таблицу «Реформы в середине 50-х годов» Область реформирования | Суть реформы | Лидер (проводник реформы) | Внешняя политика | Не исключалась возможность отказа от прежнего курса в германском вопросе: | Л. П. Берия | арест Л. П. Берии 26 июня 1953г. на заседании Президиума Совета министров СССР. (документ в ПРИЛОЖЕНИИ) Берия был обвинен в подготовке государственного переворота и вместе с рядом других руководителей МВД и МГБ расстрелян в декабре 1953г. Сельское хозяйство | Была вдвое снижена сумма сельскохозяйственного налога; Ликвидировалась задолженность колхозов по выплатам прежних лет; Повышались закупочные цены; Разрешалось увеличивать размер приусадебного участка; | Г. М. Маленков | Промыш- ленность | Потребовал: Пересмотра 5-летнего плана; Развития лёгкой и пищевой промышленности; Повышение уровня жизни населения; | Г. М. Маленков | Внешняя политика | Предложил: Перейти к политике разрядки международной напряжённости; Поиск отношений с США; «Холодная война» – это путь к третьей мировой войне, а значит к гибели человечества. | Г. М. Маленков | Физкультминутка Найдите в классной комнате разноцветные карточки (две) и соединив их, повторите изученный материал. 5 марта 1953 год – смерть И. В. Сталина Г. М. Маленков – Председатель Совета министров СССр Н. С. Хрущёв – возглавил Секретариат ЦК КПСС Л. П. Берия – возглавил Министерство внутренних дел (МВД) Реабилитация – полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных и пострадавших в результате массовых репрессий людей. 26 июня 1953 год – арест Берия Л. П. 1954 год – начало освоения целинных и залежных земель. февраль 1955 год – освобождение Маленкова Г. М. от обязанностей главы правительства. 1953 год – восстание в ГДР Декабрь 1953 год – расстрел Л. П. Берия и ряда руководителей МВД СССР. 2. XX съезд КПСС. Когда состоялся XX съезд КПСС и какие вопросы он рассматривал? Какое значение имел доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС? Почему Н. Хрущев считал, что критика «культа личности» должна исходить от партийного руководства? Работа с текстом документа (активизация класса) с. 249: - Опираясь на текст учебника и документ, охарактеризуйте основные этапы и направления культа личности И. В. Сталина. - Как вы думаете, какие обвинения в его адрес оказались наибольшее воздействие на общество? Работа с текстом учебника (активизация класса) стр 247-248: Какие решения были приняты на ХХ съезде КПСС? Осужден «культ личности» Сталина с возложением вины за репрессии, кроме Сталина, на Берию и Ежова. Ускорился процесс реабилитации политических заключенных. Изменена законодательная база государства, отменены некоторые законы. Началась реформа органов госбезопасности. |
4. Закрепление учебного материала | Беседа: 1. Назовите, какие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев при жизни И. В. Сталина. 2. Что общего было в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти И. Сталина? 3. Охарактеризуйте историческое значение XX съезда КПСС. Вставьте пропущенные слова На _____ съезде КПСС в ____ февраля ____ года на закрытом заседании _____ выступил с докладом, в котором осудил массовые репрессии. После съезда процесс _____ жертв репрессий ускорился. Все негативные явления ЦК КПСС связывал с деятельностью ______ и руководителей службы НКВД времён ____, _____, ______. |
5. Задание на дом | Параграф 31 (стр. 243-249) знать понятия, даты; работа с документальным материалом; ответить на вопросы 2, 4; узнать у родственников, не было ли в вашей семье репрессированных и реабилитированных; работал ли кто-либо из родственников на целине. |
«Послевоенное восстановление народного хозяйства.
СССР в последние годы жизни И. В. Сталина.
Тесты
1. Н. В. Вознесенский занимал после Великой Отечественной войны должность:
А) Генерального секретаря ЦК КПСС Б) Член Политбюро ЦК КПСС
В) Председатель Совета Министров СССР
2. Для восстановления разрушенного войной народного хозяйства Н. В. Вознесенский предложил:
А) ввести нэп по примеру Гражданской войны
Б) мобилизовать все силы для решения возникших проблем
В) расширить демократические права граждан
3. В годы 4-ой пятилетки восстановление народного хозяйства шло по плану, предложенному:
А) И. В. Сталиным Б) Н. В. Вознесенским В) Г. М. Маленковым
4. По производству промышленной продукции на душу населения в 1953 году СССР опередил:
А) Францию Б) Италию В) Финляндию Г) Англию
5. Какие события произошли в 1947 году:
А) была отменена карточная система распределения продовольствия
Б) было отменено чрезвычайное положение и упразднён Государственный Комитет Обороны
В) Совет народных комиссаров был переименован в Совет министров
Г) была проведена денежная реформа
Д) были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами
Е) СССР создал ядерное оружие
6. Водородную бомбу в Советском Союзе создали в:
А) 1949 г. Б) 1953 г. В) 1954 г.
7. Водородная бомба была создана под руководством:
А) А. Д. Сахарова Б) С. П. Королёва В) И. В. Курчатова
8. ВКП(б) была переименована в КПСС на:
А) XVIII съезде Б) XIX съезде В) XX съезде.
«Послевоенное восстановление народного хозяйства.
СССР в последние годы жизни И. В. Сталина.
Тесты
1. Н. В. Вознесенский занимал после Великой Отечественной войны должность:
А) Генерального секретаря ЦК КПСС Б) Член Политбюро ЦК КПСС
В) Председатель Совета Министров СССР
2. Для восстановления разрушенного войной народного хозяйства Н. В. Вознесенский предложил:
А) ввести нэп по примеру Гражданской войны
Б) мобилизовать все силы для решения возникших проблем
В) расширить демократические права граждан
3. В годы 4-ой пятилетки восстановление народного хозяйства шло по плану, предложенному:
А) И. В. Сталиным Б) Н. В. Вознесенским В) Г. М. Маленковым
4. По производству промышленной продукции на душу населения в 1953 году СССР опередил:
А) Францию Б) Италию В) Финляндию Г) Англию
5. Какие события произошли в 1947 году:
А) была отменена карточная система распределения продовольствия
Б) было отменено чрезвычайное положение и упразднён Государственный Комитет Обороны
В) Совет народных комиссаров был переименован в Совет министров
Г) была проведена денежная реформа
Д) были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами
Е) СССР создал ядерное оружие
6. Водородную бомбу в Советском Союзе создали в:
А) 1949 г. Б) 1953 г. В) 1954 г.
7. Водородная бомба была создана под руководством:
А) А. Д. Сахарова Б) С. П. Королёва В) И. В. Курчатова
8. ВКП(б) была переименована в КПСС на:
А) XVIII съезде Б) XIX съезде В) XX съезде.