СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Первые попытки реформ и XX съезд КПСС"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока соответствует учебнику Загладина Н. В., Минакова С. Т. "История России XX век", издательство "Русское слово". Урок третий по теме, освещает внутриполитическую ситуацию в стране после смерти И. В. Сталина.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Первые попытки реформ и XX съезд КПСС"»

Тема урока «Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС»

Урок истории Отечества в 9 классе

Педагог Дунаева Любовь Николаевна

Краткое описание идеи занятия – данный урок курса «История Отечества» идёт третьим уроком в новой теме. Но если учитывать три урока по Всеобщей истории, то данный урок уже в общей теме 6-ой. На уроке изучаются новые моменты (реабилитация, освоение целины, борьба за власть после смерти Сталина И. В.), но и уже знакомые понятия закрепляются: культ личности, тоталитарное государство. На уроке дети работают с текстом учебника, преобразовывают его в таблицу, план, конспект.

Цели урока для учащихся:

В результате занятия учащиеся смогут (образовательные):

- назвать причины проведения реформ в СССР после смерти И. В. Сталина;

- дать определение понятиям «реабилитация», «культ личности»;

- охарактеризовать основные направления реформ, предпринятых Л. П. Берия и Г. М. Маленковым;

- проанализировать историческое значение ХХ съезда КПСС и роль в Н. С. Хрущёва в принятии решений съезда;

Продолжить формирование умений и навыков (развивающие):

- самостоятельно работать с текстом, выделять главное,

- преобразовывать текст учебника в таблицу;

Задуматься и выразить собственную точку зрения (собственное мнение) по поводу проблемы развития деревни в послевоенные десятилетия, преодоления «культа личности».

Цели урока для учителя:

- называть и характеризовать альтернативы политического развития после смерти И. В. Сталина; - - устанавливать причины проведения реформ в СССР после смерти И. В. Сталина;

- развивать умения работы с историческими документами.

Основные понятия (словарь) урока:

реабилитация, освоение целинных земель, культ личности.

Ресурсы:

- учебник Загладина Н. В., Минакова С. Т. «История Отечества» 9 класс Москва, «Русское слово», 2011 год;

- «Энциклопедия для детей» том 5, часть 3. Москва «Аванта+», 1995 год

- проектор, ноутбук;

- мультимедийная презентация Power Point;


Ход занятия


Этапы урока

Содержание конспекта

1 этап. Организационный момент

  • В день похорон Н. С. Хрущева писатель А. Злобин отметил в своем дневнике:

  • «Хрущев освободил не только 10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас. И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».

В чём состояло историческое значение ХХ съезда КПСС для всего населения огромной страны, для её будущего?

2 этап.

Опрос учащихся по

заданному на дом материалу

Индивидуально (устно): 3 человека:

1. Какие методы использовались в СССР для послевоенного восстановления экономики?

  1. Какой была новая идеологическая линия Сталина И. В. в 1946/47 годах?

  2. Как можно объяснить новую волну репрессий в 1948-1953гг.


  1. Тесты (индивидуально – письменно): в ПРИЛОЖЕНИИ

1

2

3

4

5

6

7

8

В

А

А

Б,В

А, Г. Д

Б

В

Б


3 этап.

Изучение нового учебного материала


1.У истоков политики реформ.

Работа с текстом учебника (активизация класса) стр 244-245:

Используя текст учебника, укажите причины проведения реформ в СССР

после смерти И. В. Сталина

Перед ближайшими соратниками И. В. Сталина, занявшими ведущие позиции в руководстве страны, стояли задачи:

• реформировать систему, созданную И. В. Сталиным;

  • отказаться от массового террора;

  • внести коррективы в социально-экономическую политику;

  • сделать приоритетными экономические стимулы к труду;

  • ослабление жесткого партийного контроля за духовной сферой;

  • провести радикальные перемены во внешней политике.

Работа с текстом учебника (активизация класса) стр 245-247:

Используя текст учебника, составьте текстовую таблицу «Реформы в середине 50-х годов»

Область реформирования

Суть реформы

Лидер (проводник реформы)

Внешняя политика

Не исключалась возможность отказа от прежнего курса в германском вопросе:

  • Прекращение поддержки ГДР;

  • Согласие СССР на воссоединение двух Германий

Л. П. Берия


  • арест Л. П. Берии 26 июня 1953г. на заседании Президиума Совета министров СССР. (документ в ПРИЛОЖЕНИИ)

  • Берия был обвинен в подготовке государственного переворота и вместе с рядом других руководителей МВД и МГБ расстрелян в декабре 1953г.


Сельское

хозяйство

  • Была вдвое снижена сумма сельскохозяйственного налога;

  • Ликвидировалась задолженность колхозов по выплатам прежних лет;

  • Повышались закупочные цены;

  • Разрешалось увеличивать размер приусадебного участка;

Г. М. Маленков


Промыш-

ленность

Потребовал:

  • Пересмотра 5-летнего плана;

  • Развития лёгкой и пищевой промышленности;

  • Повышение уровня жизни населения;

Г. М. Маленков


Внешняя политика

Предложил:

  • Перейти к политике разрядки международной напряжённости;

  • Поиск отношений с США;

  • «Холодная война» – это путь к третьей мировой войне, а значит к гибели человечества.

Г. М. Маленков

Физкультминутка

Найдите в классной комнате разноцветные карточки (две) и соединив их, повторите изученный материал.


5 марта 1953 год – смерть И. В. Сталина

Г. М. Маленков – Председатель Совета министров СССр

Н. С. Хрущёв – возглавил Секретариат ЦК КПСС

Л. П. Берия – возглавил Министерство внутренних дел (МВД)

Реабилитация – полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных и пострадавших в результате массовых репрессий людей.

26 июня 1953 год – арест Берия Л. П.

1954 год – начало освоения целинных и залежных земель.

февраль 1955 год – освобождение Маленкова Г. М. от обязанностей главы правительства.

1953 год – восстание в ГДР

Декабрь 1953 год – расстрел Л. П. Берия и ряда руководителей МВД СССР.

2. XX съезд КПСС.

  • Когда состоялся XX съезд КПСС и какие вопросы он рассматривал?

  • Какое значение имел доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС?

  • Почему Н. Хрущев считал, что критика «культа личности» должна исходить от партийного руководства?

Работа с текстом документа (активизация класса) с. 249:

- Опираясь на текст учебника и документ, охарактеризуйте основные этапы и направления культа личности И. В. Сталина.

- Как вы думаете, какие обвинения в его адрес оказались наибольшее воздействие на общество?

Работа с текстом учебника (активизация класса) стр 247-248:

Какие решения были приняты на ХХ съезде КПСС?

  • Осужден «культ личности» Сталина с возложением вины за репрессии, кроме Сталина, на Берию и Ежова.

  • Ускорился процесс реабилитации политических заключенных.

  • Изменена законодательная база государства, отменены некоторые законы.

  • Началась реформа органов госбезопасности.

4. Закрепление учебного

материала


Беседа:

1. Назовите, какие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев при жизни И. В. Сталина.

2. Что общего было в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти И. Сталина?

3. Охарактеризуйте историческое значение XX съезда КПСС.


Вставьте пропущенные слова

На _____ съезде КПСС в ____ февраля ____ года на закрытом заседании _____ выступил с докладом, в котором осудил массовые репрессии.

После съезда процесс _____ жертв репрессий ускорился.

Все негативные явления ЦК КПСС связывал с деятельностью ______ и руководителей службы НКВД времён ____, _____, ______.

5. Задание на дом


Параграф 31 (стр. 243-249)

знать понятия, даты; работа с документальным материалом; ответить на вопросы 2, 4; узнать у родственников, не было ли в вашей семье репрессированных и реабилитированных; работал ли кто-либо из родственников на целине.







«Послевоенное восстановление народного хозяйства.

СССР в последние годы жизни И. В. Сталина.

Тесты

1. Н. В. Вознесенский занимал после Великой Отечественной войны должность:

А) Генерального секретаря ЦК КПСС Б) Член Политбюро ЦК КПСС

В) Председатель Совета Министров СССР

2. Для восстановления разрушенного войной народного хозяйства Н. В. Вознесенский предложил:

А) ввести нэп по примеру Гражданской войны

Б) мобилизовать все силы для решения возникших проблем

В) расширить демократические права граждан

3. В годы 4-ой пятилетки восстановление народного хозяйства шло по плану, предложенному:

А) И. В. Сталиным Б) Н. В. Вознесенским В) Г. М. Маленковым

4. По производству промышленной продукции на душу населения в 1953 году СССР опередил:

А) Францию Б) Италию В) Финляндию Г) Англию

5. Какие события произошли в 1947 году:

А) была отменена карточная система распределения продовольствия

Б) было отменено чрезвычайное положение и упразднён Государственный Комитет Обороны

В) Совет народных комиссаров был переименован в Совет министров

Г) была проведена денежная реформа

Д) были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами

Е) СССР создал ядерное оружие

6. Водородную бомбу в Советском Союзе создали в:

А) 1949 г. Б) 1953 г. В) 1954 г.

7. Водородная бомба была создана под руководством:

А) А. Д. Сахарова Б) С. П. Королёва В) И. В. Курчатова

8. ВКП(б) была переименована в КПСС на:

А) XVIII съезде Б) XIX съезде В) XX съезде.





«Послевоенное восстановление народного хозяйства.

СССР в последние годы жизни И. В. Сталина.

Тесты

1. Н. В. Вознесенский занимал после Великой Отечественной войны должность:

А) Генерального секретаря ЦК КПСС Б) Член Политбюро ЦК КПСС

В) Председатель Совета Министров СССР

2. Для восстановления разрушенного войной народного хозяйства Н. В. Вознесенский предложил:

А) ввести нэп по примеру Гражданской войны

Б) мобилизовать все силы для решения возникших проблем

В) расширить демократические права граждан

3. В годы 4-ой пятилетки восстановление народного хозяйства шло по плану, предложенному:

А) И. В. Сталиным Б) Н. В. Вознесенским В) Г. М. Маленковым

4. По производству промышленной продукции на душу населения в 1953 году СССР опередил:

А) Францию Б) Италию В) Финляндию Г) Англию

5. Какие события произошли в 1947 году:

А) была отменена карточная система распределения продовольствия

Б) было отменено чрезвычайное положение и упразднён Государственный Комитет Обороны

В) Совет народных комиссаров был переименован в Совет министров

Г) была проведена денежная реформа

Д) были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами

Е) СССР создал ядерное оружие

6. Водородную бомбу в Советском Союзе создали в:

А) 1949 г. Б) 1953 г. В) 1954 г.

7. Водородная бомба была создана под руководством:

А) А. Д. Сахарова Б) С. П. Королёва В) И. В. Курчатова

8. ВКП(б) была переименована в КПСС на:

А) XVIII съезде Б) XIX съезде В) XX съезде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!