Изучение нового материала, осознание и осмысление. | Учащиеся внимательно слушают Каждая группа выдвигает по одному представителю, который делает кластер из набора слов и прикрепляет его к магнитной доске: иголки, опушенные стебли, летний покой, сахара, жир, пух, шерстка, листопад, спячка, светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, ночные, дневные, влажность, влаголюбивые, сухолюбивые, умеренная влажность. Каждый представитель должен еще объяснить почему он выбрал этот термин и соотнес его к данному фактору. | -Давным-давно случилась -приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было. Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые… Разве это не парадокс. Давайте разберемся в этих парадоксах. -Учитель делит класс на 3 группы: -Для начала составьте кластер, который будет отображать «Наземно-воздушную среду», синквейн о наземно - воздушной среде. Что входит в состав наземно-воздушной среды?
- Наземно-воздушная среда (атмосфера) приспособления экологические факторы -Давайте разберем эти группы, которые входят в наземно-воздушную среду.
-Назовите особенности среды: (воздух, кислород, низкая плотность, ветер, температура, влажность, освещенность). -Смотрите сколько экологических факторов среды, к которым должен быть приспособлен живой организм. А возможно ли это? А если бы организмы не смогли приспособиться, что с ними бы произошло? Вот, чтобы это узнать мы разделимся на группы, которые выяснят как живые организмы приспособлены к различным условиям проживания. Каждая группа изучает: 1 группа - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам, 2 группа – свет в жизни наземных растений и животных, 3 группа – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму. Учитель спрашивает отчет каждой группы на поставленные им вопросы. - Подберите пару каждому фактору среды и объясните почему. Начало кластера «Наземно- воздушная среда» Закончить схему Наземно – воздушная среда свет влажность температура | Самостоятельно работают с учебником стр 84-86, работают с карандашом и делают пометки. Учащиеся выясняют особенности наземно – воздушной среды. Работают с рисунком на презентации Учащиеся заполняют таблицу по ходу объяснения № | факторы | условия | 1 | свет | много | 2 | температура | большие амплитуды колебаний | 3 | воздух | много | 4 | влажность | мало, дефицит | 5 | ветер | есть |
1 группа отвечает на вопросы: 1).Как растения защищаются от перегрева? 2).Что происходит когда температура окружающей среды понижается? 3).А животные приспособлены к температурным изменениям? 2 группа отвечает на вопросы: 1).Как делятся растения по отношению к свету? 2). Как по отношению к свету классифицируются все животные? 3 группа отвечают на вопросы: 1).Как делятся все растения по отношению к воде? 2).Деление животных по отношению к водному режиму? | Диск. Звуковой фильм «Между небом и Землёй» с иллюстрациями даёт основные понятия наземно-воздушной среды организма Задание в учебнике на стр. 84-86 и в презентации |