СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии 5 класс Между небом и землёй

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 5 классе

по теме «Между небом и землёй»

(в соответствии с ФГОС)

Автор: учитель биологии  1 квалификационной категории, МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

с.Беляевка Беляевский район Оренбургской области    Серженко Татьяна Павловна

Предмет:    биология

Класс:      5

Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД

Тема: «Между небом и землёй»

Цель урока: Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии 5 класс Между небом и землёй»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 5 классе

по теме «Между небом и землёй»

(в соответствии с ФГОС)

Автор: учитель биологии 1 квалификационной категории, МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

с.Беляевка Беляевский район Оренбургской области Серженко Татьяна Павловна

Предмет:  биология

Класс:  5

Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД

Тема: «Между небом и землёй»

Цель урока: Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.

Тема

 Между небом и землёй

Цель

Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.

Задачи

Образовательные:

• способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;

• выявить особенности наземно-воздушной среды обитания, определив, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;

Развивающие:

• научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

• способствовать формированию экологического мышления;

Воспитательные:

• воспитать убеждения в необходимости бережного отношения к природе

УУД

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют приспособленность живых организмов к наземно- воздушной среде

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление кластеров

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

7.Уметь использовать символы, кластеры для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- находить отличия

- составлять кластеры

- работать с информационными текстами

- объяснять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки, по которым можно определить где обитает живой организм

- использовать символы, кластеры для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

- работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать свойства и приспособленность живых организмов к наземно – воздушной среды

- разнообразие приспособлений у растений и животных

- знать основные особенности наземно- воздушной среды и приспособления живых организмов к ним

Основные понятия

 наземно-воздушная среда, водная среда; группы растений по отношению к водному режиму: влаголюбивые, умеренной влажности, сухолюбивые; группы животных по отношению к водному режиму: влаголюбивые, обитающие в условиях умеренной влажности, устойчивые к недостатку влаги

Межпредметные связи

 Экология, география.

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

 Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – 2-е изд.-М.: ООО «Русское слово – учебник». 2013.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Тип урока

Урок открытия новых знаний – урок формирования УУД

Структура урока

1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия.




Дидактическая
структура 
урока – открытия нового знания

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Используемые ЦОР

Орг. момент

Учащиеся готовятся к уроку

Учитель приветствует учеников, настраивает на успешную работу

1. Стихотворение

«Среда обитания»

Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.

Презентация (слайд №1)

Актуализация знаний


 Отвечают на вопросы.



 Фронтальный опрос.


  1. Что такое среда обитания?

  2. Какие среды обитания известны на нашей планете?

  3. Каковы особенности водной среды обитания?

  4. Какие организмы обитают в воде?

  5. Назовите приспособления живых организмов к водной среде обитания.

Презентация (слайд №2)

Мотивация (целеполагание)

Формулирование темы урока

Постановка учебной задачи



Учащиеся слушают стихотворение, формируют тему, цель и задачи урока

-Зачитывает стихотворение

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

-Чтение стихотворения «Среда обитания»

- Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому о среде обитания

-О каких кладах идет речь?

(Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить).

-С какой средой обитания мы уже знакомы?

(Водной)

- О какой среде обитания описывается в стихотворении?

-Сформулируйте тему и цель урока

- Обобщает ответ ученика

Цель сегодняшнего занятия познакомиться с наземно – воздушной средой обитания..

2. Стихотворение

Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух.
Какая бы не грянула беда,
Целы они – все возродится снова
.









3.Стихотворенье

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья - Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно.

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого свое Облюбовано жилье.

Выбирает привереда лишь свое меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный маршрут.

У букашки и у птички.

Тем-то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

Презентация (слайд №3)


Изучение нового материала, осознание и осмысление.


  Учащиеся внимательно слушают



























































Каждая группа выдвигает по одному представителю, который делает кластер из набора слов и прикрепляет его к магнитной доске: иголки, опушенные стебли, летний покой, сахара, жир, пух, шерстка, листопад, спячка, светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, ночные, дневные, влажность, влаголюбивые, сухолюбивые, умеренная влажность.

Каждый представитель должен еще объяснить почему он выбрал этот термин и соотнес его к данному фактору.

 -Давным-давно случилась -приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было. Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые… Разве это не парадокс. Давайте разберемся в этих парадоксах.

-Учитель делит класс на 3 группы:

-Для начала составьте кластер, который будет отображать «Наземно-воздушную среду», синквейн о наземно - воздушной среде. Что входит в состав наземно-воздушной среды?















- Наземно-воздушная среда (атмосфера)

приспособления

экологические факторы

-Давайте разберем эти группы, которые входят в наземно-воздушную среду.






-Назовите особенности среды: (воздух, кислород, низкая плотность, ветер, температура, влажность, освещенность).

-Смотрите сколько экологических факторов среды, к которым должен быть приспособлен живой организм. А возможно ли это? А если бы организмы не смогли приспособиться, что с ними бы произошло? Вот, чтобы это узнать мы разделимся на группы, которые выяснят как живые организмы приспособлены к различным условиям проживания.

Каждая группа изучает:

1 группа - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам,

2 группа – свет в жизни наземных растений и животных,

3 группа – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.


Учитель спрашивает отчет каждой группы на поставленные им вопросы.


- Подберите пару каждому фактору среды и объясните почему.


Начало кластера «Наземно- воздушная среда»

Закончить схему

Наземно – воздушная среда



свет влажность температура

  






































Самостоятельно работают с учебником стр 84-86, работают с карандашом и делают пометки. Учащиеся выясняют особенности наземно – воздушной среды.

Работают с рисунком на презентации

Учащиеся заполняют таблицу по ходу объяснения

факторы

условия

1

свет

много

2

температура

большие амплитуды колебаний

3

воздух

много

4

влажность

мало, дефицит

5

ветер

есть






























1 группа отвечает на вопросы:

1).Как растения защищаются от перегрева?

2).Что происходит когда температура окружающей среды понижается?

3).А животные приспособлены к температурным изменениям?

2 группа отвечает на вопросы:

1).Как делятся растения по отношению к свету?

2). Как по отношению к свету классифицируются все животные?

3 группа отвечают на вопросы:

1).Как делятся все растения по отношению к воде?

2).Деление животных по отношению к водному режиму?

Диск. Звуковой фильм «Между небом и Землёй» с иллюстрациями даёт основные понятия наземно-воздушной среды организма


























Задание в учебнике на стр. 84-86 и в презентации




































Первичного закрепления

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде.

(самопроверка)

Для закрепления изученного материала предлагаются дифференцированные задания



Правильный ответ:

-, +, +, -, +, +


1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 5 метров.

4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

Задание и ответы на карточках и на слайде

Вторичного закрепления

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Взаимопроверка заданий разных групп. Правильные ответы на слайде.


-Учитель контролирует процесс работы в группах

Вопросы кроссворда по «Наземно-воздушной среде».

1. Группа растений, живущих в условия дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни

2. Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются).

3. Растение засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды.

4. Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров)

5. Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель.

6. Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы.

Задание и ответы на карточках и на слайде

Включения в систему знаний и повторения






Работают индивидуально







- Спрашивает обучающихся после выполнения работы:

Игра «Третий лишний».

- Дождевой червь, пиявка, слепыш

-Бабочка, колибри, щука.      

- Таймень, шмель, акула.        

 -Олень, крот, кролик

Игра

«Третий лишний».

- Дождевой червь,  пиявка, слепыш

-Бабочка, колибри, 

щука.      

 -Таймень,  шмель, 

акула.        

 -Олень, крот, кролик

Задание и ответы на карточках и на слайде

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)


Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе






























Учащиеся оценивают работу своих учеников


Учитель: Вот еще один парадокс, представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, сразу должны предупредить гостей?

Я предлагаю каждой группе нарисовать свою картинку, которая будет объяснять какие условия жизни на нашей Землею. Эти рисунки будут необычными, т.к. несмотря на то, что они будут индивидуальными, выполнять мы их будем в форме игры. Сначала подумайте, что вы хотите изобразить. Я не буду подсказывать, вашим помощником будет ваша фантазия. А теперь внимание правила игры. Рисунок будет точечным, у каждого из вас один фломастер определенного цвета, которым вы начнете рисовать, затем по мой команде меняетесь фломастерами по кругу, по часовой стрелке. Времени у нас мало, поэтому работать надо быстро и слушать мою команду. Задание понятно? Итак, приступили. (На выполнение задания 5 мин.) Во время работы учитель дает пояснение. Рисование – это еще одна возможность получать удовольствие. Психологи утверждают, что посредством рисования у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и даже снимается стресс. Поэтому рисовать полезно не только детям.

Учитель читает стихотворение:

Урок закончим мы на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
Давай, докажем, что не зря
На нас надеется Земля.












Учащиеся приступают к созданию немого рисунка.




























Затем обучающиеся по очереди выходят к доске и крепят свои рисунки на магнитную доску

Рефлексия

Сегодня на уроке:

- Я удивился;

- Я понял;

- Я задумался


Домашнее задание

1) п. 22

2) Учащиеся на выбор записывают задание в дневник.






Задаёт домашнее задание



1) Прочитайте текст учебной статьи «Между небом и землёй».

20Заполните таблицу на стр. 87

На выбор:

1) Подготовьте проблемные вопросы к теме «Наземно – воздушная среда организмов».

Задание на слайде




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!