СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Витамины.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является – формирование универсальных учебных действий, т.е. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Витамины.»




Методическая разработка

по теме:

«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».


Сенькина Н.Н., учитель биологии

МБОУ «СОШ №14» г Сергиев Посад,

победитель национального

проекта «Образование» 2010г.


Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологию обучения учитель предпочитает, главная его задача – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. Новые социальные запросы определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования «научить учиться».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является – формирование универсальных учебных действий, т.е. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предлагаю методику урока по формирование УУД по биологии в 8 классе «Витамины».









Технологическая карта урока по биологии в 8 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Витамины.

Цели урока:

А. Образовательные: сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, познакомить с классификацией и обозначением витаминов их влиянием на обменные процессы; познакомить с понятием «авитаминоз» и его последствиями; сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов. Б. Развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развитие познавательного интереса; развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; развитие умений применять полученные знания на практике; определять личностную значимость темы для каждого ученика. В. Воспитательные: воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.

Задачи урока:

  • Для изучения нового материала организовать работу учащихся по группам.

  • Провести исследование содержания витаминов в продуктах питания.

  • По результатам работы составить рекламный плакат и представить его классу.

  • Заполнить таблицу по теме «Витамины».

  • Провести первичную диагностику усвоения темы (тест).

  • Позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность.

  • Научить применять теоретические знания на практике.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный, исследовательский, метод проектов.

Тип урока: изучение нового материала. Ведущая педагогическая методология: реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование:

компьютерная презентация; видеофрагмент «Факторы, разрушающие витамины»; плакаты «Содержание витаминов в пищевых продуктах»; таблица «Рекомендуемое потребление некоторых витаминов». Коллекция витаминных препаратов (аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), яблочный (апельсиновый) сок, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка), 5% раствор йода. Лабораторное оборудование (химические стаканы, пипетки, стеклянные палочки).


Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: проблемное обучение, проектная учебно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированная, групповые технологии, беседа, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма.




Используемый ИМК:


  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И.. Биология 8 класс. Человек. - М.: Дрофа. 2005

  1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

  1. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: просвещение, 1900.

  1. Колесов Д. В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа, 2003

  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа. 2005.

  1. Маш Р. Д., Пугал Н. А., Драгомилов А.Г. Биология- 8. Человек. Методическое пособие для учителя. - М.:Аркти, 1998.

  1. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989

  1. Онищук В. А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1985.

  1. Пугал Н. А. , Козлова Т. С. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.8 класс- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

  2. Хрипкова Г. М. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975.

  3. Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.

  4. Стихи о витаминах. Электронный ресурс http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=1968098.























Ход урока

«Если человек сам следит за своим здоровье, то трудно найти врача,

который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам».

Сократ.

Название урока

и его этапы

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты


Предметные

УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

I.Организационный

момент.


Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение…

Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

«Покажи своё лицо»




Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Личностные:- смыслообразование (Я должен посмотреть...)


II. Актуализация знаний


Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося




Подготовить учащихся к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению новой темы через постановку проблемной ситуации. Учитель просит обсудить в группах поставленные проблемы. Мотивирует на поиск причин.

Цель: выяснить, что такое витамины, познакомиться с историей открытия витаминов и их группами.



Проблема 1. Для первой группы. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий.»


Учитель: как вы думаете, что спасло моряков от гибели? Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок.


Проблема 2. Для второй группы. Русский ученый Н.И. Лунин провел следующий эксперимент над мышами. Первой группе мышей при кормлении давали цельное молоко, а второй группе мышей – готовые органические вещества (белки, жиры, углеводы), воду и минеральные соли. Мыши второй группы вскоре заболели и умерли, а мыши, питавшиеся цельным молоком, чувствовали себя хорошо. Попытайтесь повторить вывод, который сделал ученый.

Учитель: Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок.
















Учащиеся включаются в работу по решению проблемной задачи. Определяют тему урока. Формулируют задачи на урок.




Первая группа ведет

осмысление текста об экспедиции Х. Колумба из книги И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий».



Вторая группа ведет осмысление эксперимента над мышами, который был проведен русским ученым Н.И. Луниным

Учащиеся высказывают свои предположения, подбирают слова, которые ассоциируются с понятием «витамины».

Витамины – это…

Составляют синквейн на эту тему.





















Предметные:

- знать определение понятия витамины;

- находить информацию, используя

различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о

роли витаминов в жизнедеятельности организма

- убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ.
















Регулятивные:

- высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- учатся отличать верно, выполненное задание от неверного;

- составление плана и последовательности действий, смысловое чтение.

Коммуникативные: формировать умения:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выделять главное.

Познавательные: формировать умения:

- формулировать проблему и формулирование познавательной цели;

- подбирать критерии для сравнения объектов;

- установления причинно-следственных связей.
















Личностные:

устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки.




III. Изучение нового материала.


Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, изученного материала


План урока

1.История открытия витаминов. 2.Многообразие и значение витаминов, авитаминозы. Классификация витаминов 3. Практическая работа «Количественный анализ содержания витамина в различных продуктах питания»

4. Влияние витаминов на организм человека.

5. Закрепление знаний. 6. Домашнее задание















































































































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Цель: формирование знаний о функциях некоторых водо - и жирорастворимых витаминов и их источниках; выяснить, какое значение имеют, витамины и что наблюдается при недостатке витаминов, при избытке витаминов и при полном отсутствии витаминов.


Учитель: В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1,B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме. Ребята! Чтобы полученные на уроке знания прочно усвоились вами, в ходе урока предлагаю выполнить следующую работу: Учитель: Сегодня на уроке мы открываем рекламное агентство. Вы должны составить рекламный плакат о витамине. Прочитайте в учебнике информацию о витамине, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего.






















Учитель организует работу в группах по выполнению практической работы с инструкциями

1,2,3.

Практическая работа по качественному определению витаминов в продуктах питания. Известно, что рыбий жир содержит витамин Д, сливочное масло – витамин А, а сок лимона - витамин С. Давайте это проверим.


Выдаёт детям схемы. Проводит инструкцию:


Инструкциями № 1

1. Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.


Инструкциями № 2

2. Обнаружение витамина С в яблочном соке.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.


Инструкциями № 3

3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.



Учитель: Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знаете, какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в нашем организме, давайте попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста

« Есть ли у вас авитаминоз».

(Демонстрирует слайд с тестом на доску)





Демонстрация слайда

с упражнениями для глаз








Класс делится на группы. - Читают в учебнике и дополнительной литературе информацию о витамине, составляют рассказ – характеристику, рисуют рекламный плакат, где отражают информация текста. Готовят выступающего.

1 группа – витамин А.

2 группа – витамин В1
3 группа – витамин С.
4 группа – витамин D.


рекламный плакат

дающий характеристику витамину


1 группа – витамин А.


2 группа – витамин В1

3 группа – витамин С.

4 группа – витамин D.



Учащиеся выполняют практические работы. Определение содержания витаминов в пищевых продуктах:

1 группа – определение витамина А в подсолнечном масле;

2 группа – определение витамина Д в рыбьем жире;

3 группа - определение витамина С в яблочном соке.

Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях и делает вывод. Один ученик от группы дает ответ. Если он что-то важное упустил, ответ дополняют товарищи.


Вместе с учителем определяют, какая группа лучше всего справилась с заданием.







































Учащиеся пишут тест







Выполняют упражнения

Предметные:

- получить знания о многообразии витаминов и их роли в организме;

- называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся;

- описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и

развития организма;

- объяснять и прогнозировать последствия гипо - и авитаминоза.





































Предметные:

более полное ознакомление с

характеристикой витаминов, их свойствами и влиянием

Регулятивные:

- высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

- формулировать проблему и формулирование познавательной цели;

- подбирать критерии для сравнения объектов;

- установления причинно-следственных связей, моделирование, оформление постора. - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: формировать умения:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выделять главное.

















Познавательные:

- проведение исследования;

- поиск и отбор необходимой информации;

- структурирование знаний;

- анализ объекта с целью выделения признаков;

- построение логической цепочки рассуждений;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

готовность к преодолению трудностей, констатация достижения поставленной цели; внесение необходимых дополнений и коррективов в план; осознание уч-ся того , что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: формировать умения:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выделять главное.



























Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.







Личностные:

устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя.


Убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ

































Личностные:

выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество












































Личностные:

ученик ставит вопрос: какое значение имеет для меня выполнение этой работы?

IV. Закрепление изученного материала и рефлексия.


Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию; определить успешность усвоения материала.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.







3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.




1. Пишут тест по закреплению изученного материала.

2.Заполняют в тетради таблицу.

Что вы узнали о витаминах до урока?

Что вы узнали на уроке?

Что вы хотели бы еще узнать?




3. Обсуждают выполненную работу, делают выводы.




Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- работа с информацией;

- умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные

- умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Личностные: морально-этическая регуляция; оценивание усваемого содержания.


V.Итог урока (рефлексия деятельности)


Цель этапа: закрепление полученных знаний, выявление пробелов в освоении материала осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Учитель

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?



Нарисуйте у себя в тетрадях символ вашего настроения в конце урока.

«Покажи своё лицо»

Оценивают свою работу на уроке. Ответы учащиеся строят на основе слов:

« Мне понравилось…. Я научилась……. Мне запомнилось….. Мне пригодится……»



Коммуникативные : высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Регулятивные:

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания;


умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция.

VI. Домашнее задание.



Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием.

Разъяснить домашнее задание

учащимся, мотивировать на его выполнение.

1. Найдите материал об открытии витаминов в книгах - И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (с. 133-135) и «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье»

(с. 139-146). 2.Подготовьте рассказ об открытии Лунина, Функа и Эйкмана.

3. Найдите ответ на вопрос:

как боролись с заболеваниями первостроители города Комсомольска-на-Амуре? (Книга Ю. Жуков, Р. Измайлова “Первостроители” М: “Молодая гвардия” 1982 с. 135-140).

4. Желающие могут приготовить дополнительное сообщение о других группах витаминов, а также:

- как правильно принимать витамины;

- как сохранить витамины в пище.

Записывают домашнее задание по выбору, задают вопросы.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!