II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Подготовить учащихся к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению новой темы через постановку проблемной ситуации. Учитель просит обсудить в группах поставленные проблемы. Мотивирует на поиск причин. Цель: выяснить, что такое витамины, познакомиться с историей открытия витаминов и их группами. Проблема 1. Для первой группы. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий.» Учитель: как вы думаете, что спасло моряков от гибели? Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок. Проблема 2. Для второй группы. Русский ученый Н.И. Лунин провел следующий эксперимент над мышами. Первой группе мышей при кормлении давали цельное молоко, а второй группе мышей – готовые органические вещества (белки, жиры, углеводы), воду и минеральные соли. Мыши второй группы вскоре заболели и умерли, а мыши, питавшиеся цельным молоком, чувствовали себя хорошо. Попытайтесь повторить вывод, который сделал ученый. Учитель: Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок. | Учащиеся включаются в работу по решению проблемной задачи. Определяют тему урока. Формулируют задачи на урок. Первая группа ведет осмысление текста об экспедиции Х. Колумба из книги И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий». Вторая группа ведет осмысление эксперимента над мышами, который был проведен русским ученым Н.И. Луниным Учащиеся высказывают свои предположения, подбирают слова, которые ассоциируются с понятием «витамины». Витамины – это… Составляют синквейн на эту тему.
| Предметные: - знать определение понятия витамины; - находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма - убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ. | Регулятивные: - высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - учатся отличать верно, выполненное задание от неверного; - составление плана и последовательности действий, смысловое чтение. Коммуникативные: формировать умения: - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; - адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; - выделять главное. Познавательные: формировать умения: - формулировать проблему и формулирование познавательной цели; - подбирать критерии для сравнения объектов; - установления причинно-следственных связей. | Личностные: устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки. |
III. Изучение нового материала. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, изученного материала План урока 1.История открытия витаминов. 2.Многообразие и значение витаминов, авитаминозы. Классификация витаминов 3. Практическая работа «Количественный анализ содержания витамина в различных продуктах питания» 4. Влияние витаминов на организм человека. 5. Закрепление знаний. 6. Домашнее задание ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Цель: формирование знаний о функциях некоторых водо - и жирорастворимых витаминов и их источниках; выяснить, какое значение имеют, витамины и что наблюдается при недостатке витаминов, при избытке витаминов и при полном отсутствии витаминов. Учитель: В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1,B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме. Ребята! Чтобы полученные на уроке знания прочно усвоились вами, в ходе урока предлагаю выполнить следующую работу: Учитель: Сегодня на уроке мы открываем рекламное агентство. Вы должны составить рекламный плакат о витамине. Прочитайте в учебнике информацию о витамине, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего. Учитель организует работу в группах по выполнению практической работы с инструкциями № 1,2,3. Практическая работа по качественному определению витаминов в продуктах питания. Известно, что рыбий жир содержит витамин Д, сливочное масло – витамин А, а сок лимона - витамин С. Давайте это проверим. Выдаёт детям схемы. Проводит инструкцию: Инструкциями № 1 1. Определение витамина А в подсолнечном масле. В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание. Инструкциями № 2 2. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Инструкциями № 3 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке. В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание. Учитель: Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знаете, какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в нашем организме, давайте попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста « Есть ли у вас авитаминоз». (Демонстрирует слайд с тестом на доску) Демонстрация слайда с упражнениями для глаз | Класс делится на группы. - Читают в учебнике и дополнительной литературе информацию о витамине, составляют рассказ – характеристику, рисуют рекламный плакат, где отражают информация текста. Готовят выступающего. 1 группа – витамин А. 2 группа – витамин В1 3 группа – витамин С. 4 группа – витамин D. рекламный плакат дающий характеристику витамину 1 группа – витамин А. 2 группа – витамин В1 3 группа – витамин С. 4 группа – витамин D. Учащиеся выполняют практические работы. Определение содержания витаминов в пищевых продуктах: 1 группа – определение витамина А в подсолнечном масле; 2 группа – определение витамина Д в рыбьем жире; 3 группа - определение витамина С в яблочном соке. Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях и делает вывод. Один ученик от группы дает ответ. Если он что-то важное упустил, ответ дополняют товарищи. Вместе с учителем определяют, какая группа лучше всего справилась с заданием. Учащиеся пишут тест Выполняют упражнения | Предметные: - получить знания о многообразии витаминов и их роли в организме; - называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся; - описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма; - объяснять и прогнозировать последствия гипо - и авитаминоза. Предметные: более полное ознакомление с характеристикой витаминов, их свойствами и влиянием | Регулятивные: - высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: - формулировать проблему и формулирование познавательной цели; - подбирать критерии для сравнения объектов; - установления причинно-следственных связей, моделирование, оформление постора. - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: формировать умения: - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; - адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; - выделять главное. Познавательные: - проведение исследования; - поиск и отбор необходимой информации; - структурирование знаний; - анализ объекта с целью выделения признаков; - построение логической цепочки рассуждений; - владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: готовность к преодолению трудностей, констатация достижения поставленной цели; внесение необходимых дополнений и коррективов в план; осознание уч-ся того , что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: формировать умения: - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; - адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; - выделять главное. Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Личностные: устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя. Убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ Личностные: выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество Личностные: ученик ставит вопрос: какое значение имеет для меня выполнение этой работы? |
IV. Закрепление изученного материала и рефлексия. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию; определить успешность усвоения материала. | 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
| 1. Пишут тест по закреплению изученного материала. 2.Заполняют в тетради таблицу. Что вы узнали о витаминах до урока? | Что вы узнали на уроке? | Что вы хотели бы еще узнать? | | | | 3. Обсуждают выполненную работу, делают выводы. |
| Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; - работа с информацией; - умение структурировать знания; - оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности | Личностные: морально-этическая регуляция; оценивание усваемого содержания. |