Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. | Личностные: настрой на урок |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока | Учитель: Любой организм – единое целое. Клетки, ткани, органы и системы органов тесно взаимосвязаны. Вспомним, каким образом устроены организмы. (ДОСКА) (ЗАПИСЫВАЕМ) Клетка – Ткань – Орган - Система органов – Организм Учитель: ?? Можете ли вы сейчас указать, в чём состоит взаимосвязь записанных нами частей организма? ?? Каким образом части организма образуют целостную систему? Сформулируем тему урока: Организм – единое целое. Сформулируем цели и задачи урока: выяснить, каким образом взаимосвязаны клетки и ткани, органы и системы органов в организме, сформировать представление об организме как единой целостной системе. | Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы. Записывают. Дают предполагаемые ответы Формулируют тему, цели и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение для учащихся) Взаимосвязь клеток и тканей. Учитель: ?? Что является наименьшей единицей организма? (Клетка) Строение различных клеток. (РИСУНОК №1) (Приложение для учащихся) Учитель: Выясним, каким образом клетки растений и животных взаимодействуют между собой – найдём ответ в тексте §26, стр. 70. Учитель: ?? Какие ткани имеют растения? (Основные, образовательные, механические, покровные, фотосинтезирующие, запасающие) Ткани растений (СЛАЙД-ШОУ) Учитель: Выясним, каким образом ткани растений взаимодействуют между собой – обратим внимание на рисунок 4.1, стр. 70 Учитель: ?? Какие ткани выделяют в животном организме? (Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) Ткани животных (СЛАЙД-ШОУ) Взаимосвязь органов и систем органов. Учитель: Из тканей формируются органы и системы органов, которые специализируются на выполнении определённых функций. Определим основные функции органов растений: (СЛАЙД-ШОУ) (ЗАПИСЫВАЕМ) ?? Какие функции выполняет корень? (Всасывание воды и мин. веществ, закрепление в субстрате) ?? Назовите функции стебля. (Транспорт воды, мин. и орган. веществ, опора для цветков, листьев и плодов) Роль стебля в передвижении веществ. (РИСУНОК №2) (Приложение для учащихся) ?? Благодаря какой своей функции лист является одним из главных органов растения? Как протекает фотосинтез? (Благодаря фотосинтезу, газообмену и испарению воды) (ЗАПИСЫВАЕМ) Фотосинтез – это процесс образования зелёными растениями органических веществ из неорганических при участии энергии света. ?? Для чего растения образуют цветки? (Для полового размножения) ?? Какова функция плодов и семян? (Расселение и распространение) Учитель: Выясним, каким образом органы растений взаимодействуют между собой – обратим внимание на рисунок 4.1, стр. 70 Учитель: (СЛАЙД-ШОУ) (ЗАПИСЫВАЕМ) ?? Дыхательная – обеспечение организма кислородом и удаление углекислого газа. ?? Пищеварительная - обеспечение организма питательными веществами. ?? Кровеносная – транспорт веществ. ?? Выделительная – освобождение от продуктов обмена веществ. ?? Нервная – регуляция всех процессов в организме. Регуляция деятельности организма. Учитель: ?? Используя текст учебника (§26, стр. 71), сравните процессы гуморально и нервной регуляции жизнедеятельности организмов, заполнив: Таблицу №1 «Нервная и гуморальная регуляция». (Приложение для учащихся) Таблицу №2 «Функции гормонов растений и животных» | Дают ответ: Клетка Изучают рисунок №1. (Приложение для учащихся) Изучают текст §26, стр. 70. (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) Читают вслух Дают ответ: Основные, образовательные, механические, покровные, фотосинтезирующие, запасающие Изучают строение, расположение и функции различных тканей у растений Изучают рисунок 4.1, стр. 70 (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) Читают вслух Дают ответ: Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная Изучают строение, расположение и функции различных тканей у животных Изучают строение органов растения и их функции. Коллективно обсуждают ответы. Записывают в тетради. Изучают рисунок №2. (Приложение для учащихся) Записывают определение в тетрадь Изучают рисунок 4.1, стр. 70 (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) Читают вслух Изучают строение органов растения и их функции. Коллективно обсуждают ответы. Записывают в тетради. Изучают текст §26, стр. 71. (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) (РАБОТА В ПАРАХ) Заполняют таблицы. (Приложение для учащихся) Выступают с докладами по материалу таблиц | Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. |
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. | С помощью каких структур осуществляется связь между клетками у многоклеточных животных? (С помощью клеточных мембран) Назовите органы животных. (Сердце, лёгкие, мозг, почки, желудок) Какая система органов у животных играет основную роль в регуляции их жизнедеятельности? (Нервная) Как называется регуляция жизнедеятельности организма с помощью гормонов? (Гуморальная) | Выполняют индивидуальное задание по карточкам. (Приложение) Устно отвечают на вопросы. Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащимся, которые имеют затруднения. | Общеучебные: самостоятельный поиск информации, постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §26 – изучить, стр. 70-71. Записи в тетради - выучить. Выполнить задание «Мои биологические исследования», стр. 71. | Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). |