СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по физике в 10 классе "Виды соединения проводников"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по теме "Виды соединения проводников: повторение изученного"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике в 10 классе "Виды соединения проводников"»


Технологическая карта урока «Виды соединения проводников: обобщение изученного»



Дидактическая цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Виды химической связи», создать условия для самостоятельной работы школьников по указанной теме


Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности


Задачи урока:

1. Конкретизировать понятия «химическая связь», определять и различать понятия «ковалентная связь», «ионная связь», «металлическая связь». Давать характеристику механизмам образования ковалентной связи (предметный результат).

2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).


Методы обучения: проблемный, эвристический.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.


Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, электронное пособие, видеосюжеты, задания на карточках, оборудование, карточки рефлексии.


Используемые ЭОР:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7961-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html тест по последовательному соединению.

  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf законы последовательного соединения.

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7962-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html тест по параллельному соединению.

  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba074-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_18.swf законы параллельного соединения.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный

Приветствует ребят: «Я рад Вас сегодня видеть! Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость».

«Посмотрите внимательно на доску, представьте, что это дверь в будущее, сегодня мы ее приоткроем».

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные

(смыслообразование)


Этап 2. Проверка Д/з

Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и стартовать в будущее.





Учитель выборочно проверяет тетради (2-3 работы).

На столе у каждого ученика три кружка: синий, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок..

Тест 1. Тест 2. Физический диктант.


На слайде презентации ответы и шкала оценивания. Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы.

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Коммуникативные (определение способов взаимодействия)

Электронный справочник по физике.

Тетрадь-экзаменатор.

Этап 3. Актуализация субъектного опыта

Учитель предлагает работу в паре: «найдите ошибку в высказываниях почтальона Печкина, исправить их:

а) сопротивление предохранителя должно быть больше сопротивления проводов всей квартиры;

б) в тёмное время суток сопротивление вашей квартиры наибольшее;

в) способов соединения проводников всего лишь два.


Учитель группе добровольцев (две пары) предлагает выполнить задание: пользуясь предложенными предметами (материалами) объясните для человека, далекого от физики последовательное и параллельное соединение проводников.


Мы сегодня за урок систематизируем материал, который имеет важное значение. Мы с вами знаем, что электрический ток друг и помощник человека. Сегодня мы уже не можем представить своей жизни без электрического освещения, бытовых электроприборов, телевизора, компьютера и т.д. И наш сегодняшний разговор будет посвящён электрическому току, а так как ток таит в себе большую опасность, а беспечность и самонадеянность при обращении с электроприборами жестоко наказывается, тема звучит так: «Электрический ток и безопасность человека».

Ребята исправляет ошибки, оценивают свою деятельность в листах «самоконтроля» и пишут шпаргалку для Печкина по теме «Виды соединения проводников».



Группа ребят предлагает «на подручном материале» объяснения для сущности разных видов соединения проводников. Каждый заполняет телеграмму для учителя: «для меня самое трудное – это …»

Ребята формулируют тему занятия «Виды соединения проводников: обобщение изученного».

Продолжают предложение: знание этой темы может помочь в профессии …

Личностные

(смыслообразование)


Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)


Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)


Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

Видеосюжеты (можно воспользоваться как подсказкой)

Этап 4. Обобщение и систематизация

Учитель предлагает каждому ученику составить «дерево» изученной темы и дать комментарии.

Далее учитель предлагает заполнить таблицу «Сравнение разных видов соединения проводников» и дописать выводы.




Решение исследовательской задачи: Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть 220В на каждую лампочку приходится напряжение 3В. Опасно ли, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?

Далее ученикам предлагается изучить справочные материалы и сформулировать принципы защиты от воздействия электрического тока на человека в различных ситуациях в быту и не только. Вам нужно создать мини-проект «Запрещающего знака» и защитить его.


Проанализировав выводы школьников, учитель предлагает выбрать «кнопки катапультирования» на более высокий уровень.

Ребята в тетради составляют дерево темы и по выбору учителя 2 ученика «защищают» свои материалы.

Ребята заполняют таблицу и предлагают выводы.


Ребята выполняют задание на выбор нескольких ответов и соответствие по теме «Соединение проводников».


Ребята, работая в группах, обсуждают задачу, выдвигают своё решение и дают объяснение.






Ребята, работая в группах, изучают справочные материалы, рисуют запрещающий знак на заготовках и защищают его.

Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)


Регулятивные (прогнозирование, коррекция)

Учебник, листы-подсказки

Этап 5. Информация о домашнем задании

Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из трех предложенных вариантов.

Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з».

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Этап 6. Подведение итогов учебного занятия

Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.

Учитель приводит интересную взаимосвязь разных профессий и необходимости знаний о видах соединения проводников. Нацеливает, что ученики готовы к изучению темы «Работа и мощность электрического тока».

Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».


По цепочке ученик продолжают материал «серия выводов на уроке».

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)


Электронное пособие.

Тетрать-экзаменатор

Этап 7. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие

Учитель благодарит за урок.


На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Источники сети Интернет по теме


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Рабочий лист №1

Я з н а ю, ч т о …

Последовательное соединение проводников – это делитель ….......................................

Схема: Выводы:

1.

2.

3.

4.

5.

Вопросы для обсуждения:

1. Последовательное соединение имеет одно практическое неудобство. Какое?

2. « В природе вообще нет недостатков», поэтому указанный недостаток может обернуться и достоинством. Каким?

3. Каким должно быть сопротивление предохранителя по сравнению с сопротивлением квартиры?

4. Легко ли найти перегоревшую лампочку в гирлянде? Какой прибор облегчит решение этой проблемы?



Я з н а ю, ч т о …

Параллельное соединение проводников – это делитель …............................................

Схема: Выводы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему параллельное соединение удобно?

2. Но! Удобство иногда оборачивается опасностью! Какой?

(Подсказка. Что произойдёт с сопротивлением квартиры, если включить ещё один прибор?)

3. Вы включили магнитофон. Как изменилось сопротивление квартиры?

4. В какое время суток сопротивление вашей квартиры

наибольшее? Наименьшее?



Рабочий лист №2

Справочник

Я должен помнить об этом:

«Физика» человека (электрические параметры)

Удельное сопротивление тканей тела, Ом*м:

Мышцы

Кровь

Верхний слой кожи (сухой)

Кость (без надкостницы)

1,5

1,8

3,3*105

2*106

Диэлектрическая проницаемость:

Кровь

Кожа сухая

Кость (без надкостницы)

85,5

40-50

6-10

Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой (при сухой неповреждённой коже рук), кОм

15

Сила тока через тело человека, считающаяся безопасной, мА

До 1

Сила тока через тело человека, приводящая к серьёзным поражениям организма, мА

100

Безопасное электрическое напряжение (сырое помещение), В

12

Безопасное электрическое напряжение (сухое помещение), В

36








Рабочий лист №3

Справочник

Действие электрического тока на тело человека

Ток, который протекает по телу, определяется законом Ома, а значит, зависит от приложенного напряжения и от сопротивления тела: сопротивление кожи при точечном контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток. При высоких частотах более существенным фактором является внутреннее сопротивление тела. Следовательно, в большинстве случаев ток, протекающий через тело, в основном зависит от состояния тела в точке контакта. Сухая кожа имеет высокое сопротивление, а сырая или мокрая кожа будет обладать низким сопротивлением, так как ионы, находящиеся во влаге, обеспечат беспрепятственное прохождение тока в тело. При сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от ноги, до руки или одной руки до другой, может быть равно 100000 Ом. Полное сопротивление тела между обычными потными руками равно 1500 Ом.

В отмеченных ситуациях максимальные токи, возможные при контакте с бытовой электроцепью напряжением 220В переменного тока, будут равны:

1=220В\100000 Ом-2,2 мА (сухая кожа);

1=220В\1500 Ом=150 мА (мокрая кожа).

Наиболее чувствительными к электрическому току являются мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце.

Если ток от внешнего источника пропускать через сердце, то возникают нескоординированные сокращения желудочков. В течение 1-2 минут сердечные мышцы, не получающие коронарной крови, слабеют, в результате чего они не могут быть снова приведены в состояние нормальных сокращений и наступает смерть. Если до этого времени будут приняты экстренные меры, то регулярное действие сердца может быть сохранено. Обычная техника, применяемая для реанимации, заключается в пропускании через сердце за несколько миллисекунд тока примерно 10А.

Возможность электрического шока существует во многих повседневных ситуациях. Источниками смертельных ударов током являются электрические устройства, которые собраны неправильно или неаккуратно или же используются не по назначению. Предположим, что какая-то ошибка привела к тому, что нагревательная спираль соединилась с металлическим корпусом обогревателя. Это может произойти, если изоляция проводника перетёрлась в том месте, где он касается корпуса, или же образовалась перемычка из пыли и грязи, которая открывает току путь к корпусу. Если заземлённый человек дотронется до корпуса обогревателя, то его тело становится частью электрической цепи. Если человек стоит в ванной комнате на влажном полу или держится за заземлённую трубу, то сопротивление будет низким и через него пройдёт значительный ток, что может привести к смертельному исходу. Однако если будут приняты экстренные меры, то жизнь человека, подвергнувшегося действию электрического тока, может быть сохранена.

Лист «Мой успех на уроке»

Этап

Что удалось

Трудности

Выполнение Д/з






Актуализация «вспоминание»



Обобщение и систематизация знаний



Вывод «как улучшить сою работу на уроке и зачем» ….



Лист «Мой успех на уроке»

Этап

Что удалось

Трудности

Выполнение Д/з






Актуализация «вспоминание»



Обобщение и систематизация знаний



Вывод «как улучшить сою работу на уроке и зачем» ….



Лист «Мой успех на уроке»

Этап

Что удалось

Трудности

Выполнение Д/з





Актуализация «вспоминание»



Обобщение и систематизация знаний



Вывод «как улучшить сою работу на уроке и зачем» ….



Лист «Мой успех на уроке»

Этап

Что удалось

Трудности

Выполнение Д/з





Актуализация «вспоминание»



Обобщение и систематизация знаний



Вывод «как улучшить свою работу на уроке и зачем» ….




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!