Предмет, класс | История России, 7 класс. |
Учитель | Егоров Александр Владимирович. |
Тема урока, № урока по теме | «Предпосылки петровских преобразований», |
Тип урока | Комбинированный (изучение нового материала, урок целевого применения изученного, работа с историческим источником). |
Цель урока | 1.Образовательная цель – охарактеризовать состояние России накануне ровских преобразований. Рассмотреть реформы преобразований государства предлагаемые передовыми деятелями России: Симеоном Полоцким, А.Л. Ордин –Нащёкиным, В.В. Голицыным, Юрием Кржижаничем. 2.Развивающая цель – продолжить работу по формированию умения работать с историческими документами. 3.Воспитательная цель – способствовать воспитанию у обучающихся чувств гордости за лучших сынов Отечества, воспитание патриотизма. |
Задачи урока | 1.Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. 2.Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени. 3.Работа с историческим источником: выделять главное (сравнивать, доказывать на основе исторического документа необходимость проведения реформ, объяснять понятия. |
Планируемый результат | Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся определять термины: слобода, воинский устав, рекрутская повинность, регенство. Получат возможность научиться определять степень влияния Запада на Россию и истоки этого влияния, давать собственную оценку различным точкам зрения по вопросу о необходимых рефор- мах, характеризовать деятельность Ордин-На щёкина и Голицына, анализировать исторические источники с целью добывания необходимой информации. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативные: во взаимодействии с напарником допускают возможность различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Проявляют учебный познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
Образовательные ресурсы | Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России конец 16 – 18 века. М.: Просвещение, 2014 год. |
Материально-техническое обеспечение | Карта «Россия в 17 веке». Индивидуальные карточки, рабочая тетрадь. Компьютер, проектор и экран. Мультимедийная презентация по теме. |
Структур-ные этапы урока | Вре-мя | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
1.Мотива-ция к учебной деятель-ности | 2 мину-ты | Постановка проблемной задачи | Отгадайте, пожайлуста, про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «_______ как реформатор созрел за гра- ницей». | Проявление интереса к материалу изучения, высказывание собственных мыслей. | Фронтальная | Регулятивные: понимают учебную задачу. | Устный опрос. |
2.Постано-вка целей и задач урока. | 3 мину-ты | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятель-но выдвинут цели урока в виде гипотез или вопросов. | Прочтя эпиграф к уроку, определите, о чем сегодня будет наш урок? Задумайтесь над словами историка и попробуйте сформулиро-вать цели нашего урока. | Выдвигают варианты фомулировок целей, участвуют в их обсуждении. | Фронтальная | Личностные: понимают значение своей деятельности. Коммуникатив-ные: определяют правила делового сотрудничества. | Устный опрос. |
3.Актуали-зация знаний. | 5 минут | Подготовка и мотивация к изучению материала, необходимо-го для открытия нового знания. Выявление затруднений в деятельно-сти обучаю-щихся. | -Поработайте с картой и опишите территорию России к концу 17 началу 18 веков. К каким морям имела выход Россия? -На основании знаний из курсов новой и отечествен-ной истории сравните экономичес-кое положение России и ведущих стран Европы в конце 17 века. Какие выводы можно сделать? | Демонстриру-ют знания, умения по теме. | Индивидуально-фронтальная | Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск необходимой информации. | Устный опрос. |
4.Провер-ка домаш-него зада- ния. | | | | | | | |
5.Изуче-ние нового материала. | 10 минут | Самостоя-тельная работа с системой вопросов. | Усиление западного влияния на Россию: -В чем причины обращения российских правителей к европейско-му опыту? 1.Прочитать самостоятель-но параграф 12. 2.По ходу чтения делать на полях пометки карандашом: v-уже знаю; +-новое; ?-не очень понятно; !-ценная информация. | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы. | Индивидуальная работа в парах | Личностные умения: формиро-вание навыков самостоятельной деятельности. Познавательные умения: структурировать знания, развитие способности анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Коммуникативные умения: развитие навыков коллективного сотрудничества – участие в обсуждении вопросов, обмен мнениями, понимание позиции партнера. | Записи в тетрадях, устный опрос. |
6.Первич-ное осмысле-ние и закрепле-ние изученно-го | 10 минут | Проверка выполнения поставленной задачи. Выявление затруднений в деятельнос-ти обучаю-щихся (помет-ки каранда-шом ?). | В России назрели социально-экономичес-кие, внешне-политические предпосылки будущих преобразова-ний. Разделите все эти преобра-зования на экономичес-кие, полити-ческие, куль-турные. | Ученики рассказывают о предпосылках. Деятельность ориентирована на конкретный результат – объяснение учебного материала. | Индивидуально-фронтальная. | Познавательные: умения структури-ровать знания, поиск необхо-димой инфор-мации для выполнения задания, систематизация и обобщение знаний. | Ответы на вопросы на основе записей. |
| 10 минут | Работа в группах с параграфом 12 по зада-ниям на карточках (см. прило-жение). | Программа будущих преобразова-ний в России в замыслах передовых людей того времени: 1 группа определяет, какие рефор-мы предлагал А. Ордин-Нащёкин. 2 группа – какие реформаторские планы строил В. Голицын. З группа -- выявляют, что предлагал для развития России Ю. Кржижанич. | Организация поиска информации. | Групповая. | Коммуникатив-ные: развитие навыков коллек-тивного сотруд-ничества – участие в обсуждении вопросов, обмен мнениями, понимание позиций партнера. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи с учетом выделенных учителем ориентиров действия. Личностные: мотивация своей деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу. | Записи в тетрадях. |
| | Беседа | Сравнение планов реформиро-вания России. Выявление общего. | Представление результатов работы группы. | Индивидуально-фронтальная. | | Устные ответы. |
7.Итоги урока. Рефлексия | 3 мину-ты | Обобщающая беседа. | Анализ деятельности обучающихся. | Оценка своей работы на уроке. | Фронтальная. | Личностные: оценивание собственной учебной деятельности. Регулятивные: умение оценивать свою работу на уроке, анали-зировать эмоцио-нальное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности. | Оценива-ние обучаю-щихся за работу на уроке. |
8.Домаш-нее задание. | 2 мину-ты | Параграф 12, вопросы на странице 108. | Конкретиза-ция домаш-него задания. | Запись домаш-него задания. | | | |