Тип урока: Урок открытия новых знаний Цель урока: Создать условия для выявления обучающимися класса причин электропроводности веществ или её отсутствия, выявить условия электролитической диссоциации веществ. Задачи урока:
умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-лабораторное обеспечение (оборудование и реактивы): прибор для проверки электропроводности веществ, дистиллированная вода, кристаллическая поваренная соль – NaCl, сахар, модель кристаллической решётки хлорида натрия, таблица «Типы химических связей», учебник Габриелян О.С. Химия 8 класс, рабочие тетради, компьютер, мультимедиапроектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Актуализация знаний. | Фронтальная беседа по теме «Типы химических связей. Кристаллические решётки» Задание: Определите типы химических связей и типы кристаллических решёток в указанных соединениях: N2, Al, NaCl, KOH, H2O, C12H22O11 (сахар), HCl, H2SO4. | Вспоминают определение «Химическая связь. Кристаллические решётки». В тетрадях выполняют задания, анализируют полученные результаты, осуществляют взаимопроверку. | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные: Уметь анализиро-вать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
2.Этап мотивации и целеполагания. | Проблемная ситуация: Как вы думаете, какие из этих веществ могут проводить электрический ток? Почему? Подумайте, как можно определить наличие электропроводности. Какова цель нашего урока? | Предлагают варианты цели урока, а также варианты ответов на поставленные вопросы. Выделяют проблему, предлагают тему урока и способы определения электропровод-ности. | Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
3.Этап изучения нового материала. | Учитель проводит опыт по определению электропроводности веществ (кристаллических NaCl и сахара, дистиллированной воды, а также растворов сахара и NaCl). Вопросы к учащимся: 1. Почему кристаллическая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, а раствор соли в воде – проводит электрический ток? 2. Почему раствор сахара не проводит электрический ток? 3. Как можно назвать вещества, обладающие электропроводностью или её отсутствием? Найдите ответы на поставленные вопросы в учебнике и дополнительных источниках информации | Записывают результаты опыта в таблицу, анализируют их и делают выводы о причинах электропроводности или её отсутствия. Работают с учебником и дополнительными печатными пособиями для поиска ответа на поставленные вопросы. | Познавательные: Умение работать с текстом учебника и других источников информации и находить ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: Умение работать в парах или группе. |
4. Первичное закреп-ление знаний с проговариванием вслух. | Организует работу учащихся в парах и в группах для проговаривания материала. | Проговаривают материал, анализируют записи и свои выводы. | Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
5.Этап самостоя-тельной работы с самопроверкой по эталону. | Самостоятельная работа Распределите вещества из приведённого списка на группы: электролиты, неэлектролиты. Вещества: Fe, K2SO4, CaCO3, Cu(OH)2, Al, HCl, Fe2O3, NaOH, | Работают с учебником (О.С.Габриелян) § 36. Записывают результат в тетрадях. Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
6.Этап закрепления изученного материала. | 1.Базовый уровень Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2, H2O, CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III) (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам. Осуществите взаимопроверку выставьте оценки за работу. | Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). | Регулятивные: Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
7.Домашнее задание. | § 36, упр. 1, 5 (базовый уровень); + упр. 2,3 (повышенный уровень) Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
8.Рефлексия. | Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? Что нового узнали на уроке? Что было сложным при изучении оксидов? | Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |