СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе "Пьеса-сказка С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией. Также используются фрагменты фидео.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе "Пьеса-сказка С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев""»


Учитель: Сафрыгина А.С.

Технологическая карта урока


Учебный предмет

Литература

Класс

5 класс

Тема урока

Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Тип урока

Синтетический

Цели урока

А) Обучающие: дать представление о личности С.Я. Маршака; показать отличительные признаки пьесы как жанра;

Б) воспитательные: воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака; воспитывать отношение к русской литературе как к ценности;

В) развивающие: развить умение формулировать выводы, навыки выразительного чтения.

Основные термины

и понятия

Пьеса, афиша, ремарка, реплика, герой, сюжет.

Образовательные ресурсы

УМК под ред. В.Я. Коровиной.


Планируемые результаты

Предметные результаты:


- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров;

- владение элементарной литературоведческой терминологией (драма, сюжет);

- формирование собственного отношения к произведениям С.Я. Маршака;

Личностные результаты:


- восприятие русской литературы как ценности;

Метапредметные результаты:


-совершенствование умений работать с текстовой и звуковой информацией.





Формирование

конкретного образовательного результата

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Этап 1. Организация


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность












Этап 2. Подготовка



Развитие умения извлекать необходимую информацию из устных источников.


Представление о личности С.Я. Маршака.















































Этап 3. Работа по


Умение анализировать литературное произведение.


Умение находить основные признаки пьесы как жанра.



Овладение навыком словесного рисования.






































































































































































































































































































































































































































































Этап 4. Домашнее


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность









































урока – 2 мин.


















к восприятию



Слайд: портрет С.Я. Маршака с годами его жизни.



Обращаем внимание на книжную выставку произведений С.Я.Маршака











Слайд: обложки книг С.Я. Маршака «Цирк», «Детки в клетке», «Мороженое»



На этом же слайде появляется обложка книги С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек»






















новой теме – 30










Табличка с надписью «Пьеса»


















Слайд: появляется высказывание С.Я. Маршака






















Табличка с надписью «Афиша»









































Слайд: фрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев». Сценарий С.Маршака, Н.Эрдмана. Постановка И. Иванова-Вано. 1956 год. (самое начало мультфильма)














Табличка с надписью «Ремарка»






















Табличка с надписью «Реплика»



















Слайд: иллюстрация к сказке-пьесе С.Я. Маршака (Королева и Профессор)





















































































































































































































Слайд: фрагмент мультфильма (первый диалог Мачехи с Дочкой)



















задание и



  1. Проверка готовности к уроку.


- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Садитесь.


  1. Постановка учебных целей и задач.


- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя и поэта Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача – представить С. Я. Маршака как личность и писателя;

научиться определять основные признаки пьесы как жанра.


нового материала - 10 мин.


  1. Беседа.


- Вам знакомо имя писателя и поэта, о котором мы будем говорить сегодня?

- А какие его произведения вы знаете?



- А что вы знаете о самом авторе?


  1. Слово учителя.


- Для того, чтобы узнать о С.Я. Маршаке побольше, вы можете обратиться к учебнику (с. 90-91). Вы это сделаете дома. А я сейчас расскажу вам несколько интересных фактов из его жизни. Знаете ли вы, что детские книги не всегда были такими красочными, какими мы привыкли их видеть сейчас. Раньше в детских книгах был только текст. Так вот, С.Я. Маршак - именно тот человек, который создал новый тип детской книги – с иллюстрациями.


- Знаете ли вы, что С.Я. Маршак в совершенстве знал английский язык даже жил в Лондоне какое-то время. Он перевел на русский язык не только огромное количество стихотворений английских поэтов, но и множество фольклорных английских сказок, стишков и загадок для детей.


- И, наконец, знаете ли вы, что он организовал в Краснодаре в 1920 году один из первых в стране детских театров. Этот театр со временем превратился в целый «Детский городок» со своим детским садом, школой, библиотекой, кружками и мастерскими.

- Маршак сам писал пьесы для этого театра. Ему очень хотелось, чтобы дети полюбили театр, поэтому он писал для них пьесы на протяжении всей своей жизни. Может быть, вы знаете какие-нибудь пьесы, написанные Маршаком для детского театра?

- А ещё?


мин.


1. Беседа.

- Сегодня мы поговорим о его пьесе «Двенадцать месяцев».


- А что такое пьеса?


Если не ответят, то…

- Откройте ваши учебники на стр. 107. Там есть подсказка.



- А чем отличается пьеса от других знакомых вам жанров?





- Пьесу надо смотреть, а вам пришлось дома её читать. Легко ли вам было читать её?


- Прочитайте, пожалуйста эпиграф, который дан в вашем учебнике на стр.90. Как вы его понимаете? (Спрашиваю одного человека)









Если не ответят, то …

- Почему писатель называет читателя художником?




- Сейчас мы выступим с вами в роли читателя-художника. Но прежде, давайте разберемся с особенностями чтения драматического произведения.


- С чего начинается произведение?


- Посмотрите, после названия идет список действующих лиц. В драматическом произведении это называется афиша. Можете карандашом в учебнике подписать этот термин.

- Кто является действующими лицами этой пьесы? Что известно о них. Зачитайте. (Спрашиваю одного человека)

















- А об их внешности мы что-нибудь знаем?


- Значит, нам нужно включить воображение. Вот в процессе работы мы и будем представлять их. А может быть, когда вы читали сказку дома, вы уже представили их себе? Может, о ком-то вы уже сейчас можете сказать, какая она или какой он?


- Если у кого-то есть желание, попробуйте дома нарисовать героев сказки-пьесы.

- А сейчас давайте попробуем представить, как выглядела, скажем, падчерица. Опишите её.




- Давайте посмотрим, какой увидел падчерицу художник-мультипликатор, и сравним с вашим представлением о ней. (Внимание на детали: рукава куртки коротки, заплатка на локте, одета в куртку, хотя больше подошла бы шуба, потому что на улице зима)


- Читатель в отличие от зрителя должен уметь представлять себе, как выглядят герои, во что одеты. Скажите, какие чувства у вас вызвала эта девочка?


- А теперь перенесёмся во дворец. Где во дворце происходит действие?


- Почему это Королева находится в классной комнате?


- Обычно подробно автор описываем место действия в ремарке. Давайте зачитаем её и представим себе эту комнату (стр. 91).

(1 человек читает ремарку)










- Но авторские ремарки есть и в тексте пьесы. А как вы думаете, для чего нужны ремарки в тексте пьесы?



- Давайте зачитаем несколько ремарок из текста.


- А кто знает, как называются слова, которыми обмениваются герои пьесы?


Если не ответят, то…


- Они называются реплики. Можете подписать себе карандашом в учебниках этот термин рядом со словами героев.


2.Чтение по ролям.

- Теперь вы знаете, как устроено драматическое произведение. Мы представили место действия. Давайте попробуем по ролям прочитать начало пьесы. (Спрашиваю троих ребят)



















































3. Беседа

- Кто главный герой в этом фрагменте?


- Что вы можете сказать о Королеве? Как она выглядит?


- Мы можем сказать уже о том, какой она человек?


- А что она сделала? Что не понравилось профессору?





- Как характеризует её этот поступок?


- А почему Королева так себя ведет? Перечитайте про себя диалог Королевы и Профессора на стр. 94.




















































- Так почему она себя так ведёт?



-Обратите внимание на ремарки. Как говорит Профессор?



-А как говорит и что делает Королева?



- Объясните смысл сравнения Королевы с простой школьницей.


- Какое событие можно считать началом развития действия?



- Как характеризует Королеву и Профессора диалог, где Королева решила получить подснежники? (Стр. 96)






















































- Какие реплики это подтверждают?







- Куда переносится действие дальше? Прочитайте ремарку на стр. 99.







- Мы с вами читатели-художники. Кто перед нами? Опишите новых действующих лиц.

- Дочка, какая она? Попробуйте описать её внешность.

- А как выглядит мачеха?


- Посмотрим, какими их видит художник.



- А что можно сказать об этих героях по их поведению? Охарактеризуйте их.


- А кто видел мультфильм до конца? Кто прочитал до конца пьесу? Что произошло дальше?



- Напоминают ли герои, с которыми мы познакомились, героев народных сказок?


- Каких?

- Вы сказки читали уже не раз. Скажите, что правдиво в сказке-пьесе «Двенадцать месяцев», а что неправдоподобно?


рефлексия – 3 мин.


- Запишем домашнее задание. Кто хочет, может нарисовать героев сказки или проиллюстрировать понравившийся эпизод. Также, по желанию, можно подготовить инсценировку одного из диалогов. Эти задания выполняются по желанию. Обязательно всем нужно подготовить рассказ об одном из героев (любом) пьесы-сказки и прочитать статью о С.Я. Маршаке на стр. 90-91.

- Вам понравился наш урок? Чем? Что больше всего понравилось? Что нового вы узнали?




Поверка рабочего места.






Слушают и осмысляют.













- Да, это имя нам знакомо.


- «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный » …..

Дети отвечают на вопрос.




Дети слушают учителя.






































- «Двенадцать месяцев».

- «Кошкин дом».













- Пьеса – это произведение для постановки на сцене.



Ребята отвечают на вопрос.


(Примерный вариант ответа:


- В пьесе нет рассказчика, герои сами говорят за себя…..)




Ребята отвечают на вопрос.




Один человек читает эпиграф:


«Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.»

С.Я. Маршак



Ребята отвечают на вопрос.



- Читатель должен уметь представлять, догадываться, что хотел сказать автор…







- С названия.









Один человек читает список действующих лиц:


Старуха мачеха.
Дочка.
Падчерица.
Королева -
девочка лет четырнадцати.
Учитель Королевы -
профессор арифметики и чистописания.
Канцлер.
Начальник королевской стражи.
Первый Глашатай.
Второй Глашатай.

- Из афиши можно узнать возраст, профессию, должность и т.д.


- Мы ничего не знаем об их внешности.









Ребята отвечают на вопрос.







Ребята дают описание падчерицы.







Смотрят фрагмент из мультфильма и сравнивают.








- Эту девочку жалко…




- В классной комнате.



- Ей всего 14 лет и она учится.






1 человек читает ремарку:


Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя  Королева. Перед ней седобородый  Профессор  арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога.

Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.



- Ремарки дают нам дополнительные сведения о героях, месте действия и т.д.


- «Пишет».

- «Низко кланяясь»….




- Реплики.














Один человек читает за Профессора, другой за Королеву, третий за канцлера:

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!

Королева. Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не...

Входит  Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать "зенелеет". Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

Королева. Опять начертать!

Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо "казнить", либо "помиловать".

Королева (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу "казнить" - это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.


- Королева и Профессор.




- Она богато одета, …..



- Да. Она эгоистична……



- Она приказала казнить человека только потому, что слово казнить короче, чем слово помиловать. А ей не хотелось писать.



Ребята отвечают на вопрос.




Читают диалог:

Профессор. Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?

Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?

Профессор. Разумеется, интересовало, ваше величество!

Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дела.

Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

Профессор. Не смею сказать, ваше величество!

Королева. Ничего, я разрешаю.

Профессор (робко). Поставил бы в угол...

Королева. Ха-ха-ха! (Указывая на углы.) В тот или в этот?

Профессор. Это все равно, ваше величество.

Королева. Я бы предпочла этот - он как-то уютнее. (Становится в угол.) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?

Профессор. Я бы... Прошу прощения у вашего величества... я бы оставил ее без обеда.

Королева. Без обеда? А если она ждет к обеду гостей, например, послов какой-нибудь державы или иностранного принца?

Профессор. Да ведь я же говорю не о королеве, ваше величество, а о простой школьнице!

Королева (притягивая в угол кресло и садясь в него.) Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу!

-У неё большая власть, и ей никто не противится. Поэтому она так себя ведёт.


- Покорно ведет себя. Он тяжело вздыхает, робеет перед Королевой.


- Она ведет себя плохо. Ставит локти на стол, не следит за тем, что ей говорит Профессор (цитируют ремарки).


Ребята отвечают на вопрос.



- Когда Королева захотела получить подснежники среди зимы.




Ребята просматривают диалог Королевы и Профессора:

Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа.

Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

Профессор. Это невозможно, ваше величество.

Королева. Вы - опять?

Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!

Королева. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?

Профессор (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свой подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль - катанье на коньках, новогоднюю елку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники...

Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.

Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней...

Королева. Девяносто! Я не могу ждать и трех дней. Завтра новогодний прием, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти - как вы их там назвали? - подснежники.

Профессор. Ваше величество, но законы природы!..

Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши.) Эй, кто там? Пошлите ко мне Канцлера.

Дети отвечают на вопрос.


(Примерный вариант ответа:

- Профессор – умный, воспитанный, но слабовольный…

- Королева – глупая, капризная, невежественная…)


- Королева: «Я издам новый закон природы!»….

- Профессор: «Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой»….




Читают ремарку:

Маленький домик на окраине города. Жарко топится печка. За окнами метель. Сумерки. Старуха раскатывает тесто. Дочка сидит перед огнем. Возле нее на полу несколько корзинок. Она перебирает корзинки. Сначала берет в руки маленькую, потом побольше, потом самую большую.


Ребята отвечают на вопрос.

(Спрашиваю несколько ребят)






Ребята отвечают на вопросы.





Ребята отвечают на вопрос.

(Падчерица встретила в лесу двенадцать месяцев, принесла домой подснежники…)






- Напоминают.

- «Морозко».




Отвечают на вопросы.
















Ребята говорят, что им понравилось на уроке.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!