СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 а класс на тему: "Нервная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствии с календарно-тематическим планом, цель и задачи урока достигнуты.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 а класс на тему: "Нервная система"»

Технологическая карта урока

ФИО Данилова Ксения Сергеевна

Программа (УМК): Гармония

Класс: 3 «А»

Дисциплина: Окружающий мир

Тема урока: Нервная система

Цель: Сформировать знания у учащихся с особенностями нервной системы.

Задачи урока:

  1. Обучающая: Расширить и углубить знания учащихся о строении человеческого организма

  2. Развивающая: Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

  3. Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование бережного отношения к своей Родине, способность предвидеть результат своей собственной деятельности; адекватно оценивать учебные действия, проявлять интерес к окружающей среде за природными наблюдениями.

Метапредметные:

Познавательные: Строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, ученик научится или получит возможность научится подводить под понятие, формировать правило на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные: Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации определят наиболее эффективные способы достижения.

Коммуникативные: Формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; способствовать формированию собственного мнения и умений задавать вопросы.

Предметные: Освоение доступных способов изучения природы и общества, измерения, сравнения, классификация с получением информации окружающих людей, развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: Урок открытие нового знания

Методы: Беседа, рассказ.

Формы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и ПО: Макет головного мозга, карточки, учебник окружающий мир О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин, карточки.

План урока:

  1. Орг. момент (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (2 мин)

  3. Целеполагание (2 мин)

  4. Работа по теме урока (15мин)

  5. Физкультминутка (1 мин)

  6. Продолжение по теме урока (15мин)

  7. Рефлексия (2мин)

  8. Домашнее задание (2 мин)






























Ход урока

Этап урока:

Цель этапа:

Деятельность учителя/деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг. Момент:

Создать комфортную обстановку на уроке.

У-ль: Добрый день ребята. Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Садитесь.

У-к: Приветствуют учителя.

Проверьте, глазками – все ли готово к уроку. Садитесь. Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости и тогда у вас все получится.

У-к: Организуют свое рабочее место.

Личностные:

Формирование навыков самоорганизации.

II.Актуализация знаний у учащихся:

Выявить у учащихся как владеют учебным материалом с прошлого урока.

У-ль: С какими органами чувств вы знакомились на прошлом уроке?

У-к: Органы очистки организма.

У-ль: Хорошо, а сейчас я вам предлагаю проверить ваши знания, выполнить задания по карточкам. Ваша задача прочитать это задание, затем выполнить его по алгоритму.

Тест со взаимопроверкой.

1) Кожа – это …

 а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека

 2) можно ли кожу назвать органом дыхания?

 а) нет б) да в) не знаю

 3) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

 а) потовым железам б) порам в) сальным железам

 4) Пот выделяется, когда человеку…

 а) холодно б) просто так в) жарко

 5) Может ли человек обойтись без кожи?

  а) конечно б) нет в) может быть

 6) Как называется врач, который лечит кожные заболевания ?

 а) кожник  б) дерматолог   в) окулист

7) Кожа дышит через :

а) поры    б) волоски    в) жир

8)Чтобы на коже не было микробов, надо:

а) мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю

б) смазывать кремом.

Для выполнения задания вам дается 5 минут.

У-к: Самостоятельно выполняют задание.

У-ль: Время вышло, теперь обменяемся работами друг с другом и выставите 8 + оценка 5

6-7 + оценка «-» 4

5 + «-» 3

Меньше 5 «-» 2.

Назовите строение выделительной системы.

У-к: Выделительная система организма человека состоит из: почек, мочеточника, мочевого пузыря.

У-ль: Назовите процесс выделительной системы.

У-к: Моча по мочеточникам попадает в мочевой пузырь, затем удаляется по мочеиспускательному каналу.

У-ль: Спасибо за ответы.


Коммуникативные:

Адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своего действия.

Регулятивные:

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания


III. Целеполагание

Организовать формулирование темы, установка цели и актуализация имеющихся знаний у учащихся. Ставят для себя определенную задачу в течение урока.

У-ль: Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Как с помощью кожи человек познает окружающий мир?

У-к: С помощью прикосновений.

У-ль: как вы реагируйте на прикосновение острых предметов?

Какой орган нам дает эту информацию?

У-к: Затрудняются ответить.

У-ль: На этот вопрос вам поможет ответить головоломка «Слово в слове»

ПРОМОЗГЛЫЙ. Назовите спрятавшееся слово.

У-к: Мозг.

У-ль: Действительно, про него говорят, что

Он все запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает. 
Работой всего нашего организма управляет.

Определите, о чем идет речь в стихотворении Натальи Кнушевской?

Нам про нервную систему
Можно сочинить поэму,
Будто сеточка какая,
Нервы всюду проникают.
Уши, пальчики и глазки
Так и ждут от них подсказки.
«Осторожно, кипяток!»
«Это — розы лепесток!»
«Там в деревьях у ручья
Льются трели соловья!»
Что мы видели, слыхали,
Нервы в мозг сигнал послали.
Боль от ссадины на коже
К нам придёт по нервам тоже!

(Н. Кнушевицкая)

У-к: Речь идет о нервной системе.

У-ль: Определите тему нашего урока.

У-к: Нервная система.

У-ль: Какую цель мы для себя поставим на уроке?

У-к: Узнать что такое нервная система, какие функции она выполняет.

У-ль: Совершенно верно. Тема нашего урока – это нервная система.

Познавательные:

Ученик научится или получит возможность научиться под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные:

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования регуляции своего действия.


IV.Работа по теме урока

Создание условий для восприятия нового учебного материала, расширить представления учащихся, об органах обоняния, вкуса, осязания.


У-ль: Что такое нервная система?

У-к: Нервная система представляет собой центр нервных сообщений и самую главную систему регуляции организма: он организует и координирует жизненно важные действия. Центральная нервная система

Включает спинной и головной мозг. Здесь координируются когнитивные и эмоциональные функции человека. Отсюда контролируются все движения и разрабатываются вес чувства.

У-ль: Что такое мозг?

У-к: Мозг – это то чем человек думает, получает информацию о других.

У-ль: Хорошо, сейчас ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Юные исследователи». Для этого, нам нужно разбиться на 2 команды. Каждая команда, выбирает капитана, и придумываем название. (Задания по карточкам).

Задание

Расскажите о строении головного мозга. Какую роль играет в работе нервной системы?

Задание

Расскажите о строении спинного мозга. Какую роль играет в работе нервной системы?

Для этого вам дается время 10 минут. Получившийся результат озвучиваем классу. Ваше время вышло. Прошу команды озвучить результат.

У-ль: Первая команда, озвучьте свой результат.

У-к: Головной мозг расположенный внутри черепа, играет ведущую роль в работе нервной системы. Именно сюда стекается информация обо всем, что ты видишь, слышишь. Воспринимаешь на вкус, на запах, на ощупь. Мозг воспринимает информацию, узнает, осознает запоминает. При необходимости вспоминает. На снабжение его клеток расходуется четверть питательных веществ и кислорода, переносимых кровью. Если мозг не получает кислород 1-2 минуты, человек теряет сознание.

У-ль: Хорошо, спасибо за ответ! Следующая команда.

У-к: спинной мозг находится внутри позвоночника. Он управляет работой мышц. Внутренних органов и обеспечивает их связь с головным мозгом. Например ты хотел поднять руку. Это желание рождается в головном мозге. Но тебе не надо соображать, какие мышцы надо напрячь, а какие расслабить. Получив сигнал от головного мозга сразу организует действие других мышц твоей руки. Если в помещении душно, в головой мозг поступает сигнал: «Воздуха не хватает!» от него по нервам поступают команды к мышцам грудной клетки: «Быстрей накачивайте воздух в легкие!» Мышцы сердца получают команду: «Ускорьте работу!» в результате у тебя учащаются дыхание и пульс. Если мозг устал от работы, то он командует: «Открывай шире рот, зевай!» и ты понимаешь пора отдохнуть.

У-ль: Спасибо за ответ. Ребята, предположите, важную ли роль играет спинной и головной мозг в работе нервной системы?

У-к: Да

У-ль: Почему?

У-к: Потому что они отвечают за все процессы в организме.

У-ль: Совершенно верно! Давайте с вами проведем небольшой эксперимент.

(Один из учащихся касается кактуса рукой. Почувствовав боль, он отдергивает руку). Мальчик прикоснулся к щетки и почувствовал колкость. Нервы тут же передают сигнал мозгу, и он приказывает мышцам отдернуть руку. Это происходит очень быстро т.к. сигналы бегут по нервным окончаниям с огромной скоростью.

(При объяснении нового материала используется, макет головного мозга.)

У-ль: Посмотрите на макет головного мозга. Что он вам напоминает? 

У-к: Половинку ядра грецкого ореха.

У-ль: Действительно! Масса мозга взрослого человека составляет 1100-2000 гр. Обычно масса мозга женщины меньше массы мозга мужчины. Это обусловлено разной массой их тел. Мозг человека формируется до 20 – 22 лет.

У-ль: Из скольких полушарий состоит мозг?

У-к: 2 полушария: левое и правое.

У-ль: Верно! Поверхность головного мозга называется корой. Она вся в бороздках, извилинах. Каждый участок головного мозга регулирует определённые процессы. В затылочной доле находится зрительная зона. Повреждение этой зоны приводит к тому, что человек может потерять зрение. Даже небольшое сотрясение головного мозга может временно нарушить слух, координацию движений.

У-ль: Чем опасно сотрясение головного мозга?

У-к: Сильное сотрясение головного мозга может привести к слепоте, глухоте, заиканию, слабоумию. Какие советы вы можете дать одноклассникам, чтобы избежать сотрясения мозга?

У-к: Стараться аккуратно вести себя.

У-ль: Нервной системе вредит, повреждение позвоночника; отравление алкоголем, никотином. Эти яды разрушают нервные клетки мозга, и человек постепенно теряет способность мыслить. К переутомлению нервной системы приводит также нарушение режима дня. Ребёнку необходимо спать10 часов. Желательно при открытой форточке. Мозг отдыхает при смене умственного и физического труда.



Личностные:

Уметь проводить действия самооценку на основе успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Регулятивные:

На основе приобретенных знаний, под руководством учителя делать выводы об органах обоняния, вкуса, осязания, система знаний ориентирующая школьников на выявления отличительных особенностях.

V. Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем,

А сейчас их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.


VI. Продолжение по теме урока.

Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке при помощи самостоятельного выполнения заданий.

У-ль: У человеческого мозга есть одна удивительная способность – умение запоминать и надёжно хранить огромное количество информации. Как называется эта способность?

У-к: Память.

У-ль: У людей имеются различные виды памяти: зрительная, слуховая и т.д. У людей эти виды памяти развиты по-разному. Одни лучше запоминают на слух, другие – зрительные образы, третьим легче запомнить движения рук.

У-ль: Проведем практический эксперимент. Мы проведём эксперимент, который поможет узнать, насколько развита у нас слуховая память. Какой орган нам в этом поможет?

У-к: Орган слуха – уши.

У-ль:Я прочитаю вам цепочку из нескольких слов. Ваша задача: внимательно прослушать слова, запомнить их и записать в любой последовательности в течение 1 минуты.

Дорога, труд, спорт, хлеб, дождь, звук, боль, жизнь, лес, мел.

Проверка работы. (Учитель зачитывает слова, учащиеся ставят «+», если данное слово присутствует в работе. Затем учащиеся считают количество «+» и указывают их числовое значение.)

Проведение практического эксперимента №3.

Инструкция: вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 сек. я уберу таблицу, и вы должны записать те числа, которые запомнили.

22

65

56

37

19

91

62

48

23


Проверка работы. (Учитель открывает таблицу, учащиеся ставят «+», если данное число присутствует в работе. Затем учащиеся считают количество «+» и указывают их числовое значение.)

Знакомство с результатами эксперимента.

4 балла и меньше – ваша память не в лучшем состоянии.

5-7 – память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться. Вам необходимо тренировать концентрацию внимания.

8-9 – хороший результат. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведёт.

10-12 – отличный результат, который доказывает, что у вас хорошая память и сильная воля.

У-ль: Что же делать тому, у кого получились не очень хорошие результаты? Как улучшить память, увеличить её объём?

У-ль: Необходимо постоянно заниматься упражнениями по тренировке памяти. Тренировка памяти имеет для работы мозга то же значение, что и бег трусцой для тренировки мышц тела.

Знакомство со способами тренировки памяти.

У-ль: Самый надёжный способ запоминания – через ассоциации: ощущение, запах, воображаемую картинку, звук. Этот приём связан с эйдетической (образной) памятью. Показали человеку картинку, убрали, а он продолжает её видеть перед собой - чувствует запах леса, слышит голоса птиц… Точно так же можно запоминать реальные жизненные события. А любые схемы и графики «оживлять». Например, ПИН - код телефона запомнится, если из букв, с которых начинаются числа, составить слово – подсказку: восемь пять один три – «в пот». (Бросает в пот от мысли, что забыл ПИН – код.)

У-ль: При запоминании номеров телефона можно выявить арифметическую зависимость между числами.

Например: номер телефона 23-46 (23+23=46); 19-41(В 1941г. началась Великая Отечественная война.)

У-ль: Запомнить правописание словарных слов помогают стихотворные упражнения:

Белые берёзы все.

После б пишите е.

-Чтобы запомнить правильное ударение, зарифмуйте:

Договор или договор? Договор украл вор.

Торты или торты? Съели торты, не налезли шорты.

Каталог или каталог? Упал каталог, обвалился потолок.

У-ль: Приступая к выполнению домашнего задания, нужно поставить перед собой цель – запомнить. При этом нужно чётко сформулировать для себя, что именно и как запомнить: всё подряд или отдельные части материала;



наизусть, близко к тексту или общий смысл содержания. Точная предварительная настройка поможет добиться желаемого результата. Отчётливое, сознательное намерение запомнить надолго, «навсегда», повышает точность запоминания.

У-ль: Тренировать память можно и во время прогулок, или когда моем посуду. Придумайте какое - нибудь предложение. А теперь произнесите это предложение, начиная с последнего слова.

-В быстром темпе произнесите все буквы алфавита, придумывая на каждое из них слово. (а -арбуз, б - береза …)

У-ль: Психологи советуют: чтобы память нас не подводила, не нужно ни с кем ссориться. Когда человек с кем-то поссорился, или на кого-либо обиделся, он переживает, и всё остальное для него становится неважным. Не зря говорят: не ложись спать, пока не простишь всех. Память от добродушия только выигрывает.

У-ль: Какими приёмами для лучшего запоминания пользуетесь вы?

У-к: Ответы детей.


Личностные:

Уметь проводить действия самооценку на основе успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Регулятивные:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


VII. Рефлексия

Обобщить знания изученные на уроке, подвести итог работы.

Какова роль нервной системы в организме человека?

Что может быть опасным для нервной системы?

Что такое память? Как можно тренировать память?


Личностные:

проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

VIII. Домашнее задание

Познакомить детей с домашним заданием.

Придумать приёмы для лучшего запоминания словарных слов (рисунок, рифма и т.д.).


Личностные:

Способность организации самостоятельной учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!