Организационный момент Приветствовать рада я вас, Как в классе светло от сияющих глаз! Давайте урок поскорее начнем, Чтобы исследовать мир, в котором живем! - Садимся на свои места. -Начинаем урок. | Приветствие детей, проверка готовности к уроку, настрой на деловой ритм. | Приветствие учителя, проверка организации рабочего места. | Стихотворение. | | Создание условий для формирования интереса к учебной деятельности. | | | | Полная готовность класса, включение в деловой ритм. |
Подготовка к основному этапу - Мы продолжаем готовиться к путешествию. - Для этого мы должны повторить, что мы уже знаем, узнать новое. - Я задаю вопросы, вы отвечаете на них. Слайд №1 1.Форма рельефа, часть поверхности Земли, отличающаяся небольшим колебанием высот. (равнина) - Каким цветом на карте обозначены равнины? (зеленым) 2. Возвышения на равнине? (холмы) 3.Форма рельефа, часть земной поверхности выше 200 метров над окружающей местностью. (горы) - Каким цветом на карте обозначены горы? (коричневым) 4. Углубления на равнине с крутыми склонами? (овраги) - Как одним словом можно назвать горы, равнины, холмы, овраги? (рельеф) - Вспомните, что называется рельефом? Слайд №2 - Посмотрим на физическую карту Ярославской области. - Почему территория Ярославской области почти вся окрашена зеленым цветом? _ Ребята, Ярославская область расположена на Восточно-Европейской равнине. Ее поверхность представляет собой холмистую равнину с небольшим количеством высот. В рельефе области чередуются возвышенности и низменности. Поэтому на физической карте Ярославской области почти вся территория окрашена зеленым цветом – это низменные мест, а светло-коричневым цветом обозначены возвышенности. | Обеспечение мотивации, принятие учащимися цели учебно - познавательной деятельной деятельности, актуализация опорных знаний | Ответы на вопросы учителя по теме «Рельеф». Работа с картой Ярославской области, физической картой России. | | Схема «Основные формы рельефа». | Создание условий для формирования интереса к учебной деятельности | Пользоваться схемами. | | | Формулировка проблемы, формулирование темы урока. |
Основной этап - Собираясь в путь, я предлагаю вам с помощью пластилина и картона составить макет части поверхности родного края. - Работать будем в группах. (раздаю номера групп) - Объединитесь в группы, выберите ответственного. - Внимание. Вам понадобится: пластилин, картон, подкладные листы, салфетки, задание. - Прошу ответственных групп получить материал для работы. - Прочитайте задание. Приступаем к выполнению задания. Не забывайте о технике безопасности при работе. Задание: Составьте макет части поверхности родного края. | Нанести на картон при помощи пластилина формы рельефа: равнины, холмы. | - Прошу группы показать готовность. - Проверим, что у вас получилось? - Прошу ответственных принести макеты на стол (все макеты выставляются под документ-камеру). - Посмотрите на макет рельефа, который вы создали. - Вам не кажется, что он какой-то безжизненный? - Что мы можем сделать, чтобы его оживить? (Можно добавить зеленый цвет – это будут луга, поля, леса, равнины. Синий цвет – это реки, моря, океаны, озера. А можно добавить растения и животных.) - Прошу ответственного группы №1 взять свой макет и получить дополнительный материал для работы (аналогично все группы). - Внимание! Ваше задание: оживите макет рельефа. - Работаем в группах. - Покажите готовность групп. - Соединим ваши макеты и посмотрим, что у нас получилось. - Прошу ответственного первой группы, второй и т.д. вынести макеты. - Вспомните, какие макеты были в начале? - Что вы видите сейчас? Какой можно сделать вывод? (рельеф изменился) - Как называется такое изменение рельефа? - Где мы можем узнать об этом (проверить свои предположения)? (в учебнике) - Открываем учебник на стр. 90. Прочитаем текст в учебнике. - Ребята, так как же называется измененный нами рельеф? (ландшафт) | Открытие нового знания
| Изготовление макета рельефа с помощью пластилина на картонной основе. Групповая работа. Преобразование рельефа в ландшафт. Работа с таблицей. | Работа в группах. Анализ и классификация объектов природы. | Таблицы с заданием. Схема «Ландшафт».Карточки с изображением растений и животных. | Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Пользоваться моделями, таблицами, схемами. | Строить понятные для партнера высказывания. Учитывать другие мнения и позицию, договариваться, приходить к общему решения (в групповой работе). | Принимать и сохранять учебную задачу. Принимать роль в учебном сотрудничестве. На основе решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. | Наблюдение учителя за работой детей. Коррекция. |
Закрепление знаний и способов действий - Кого не хватает на ландшафте? - Как вы думаете, почему мы не поместили на ландшафт человека? - Подумайте, может ли измениться ландшафт, рельеф? - Кто или что его изменяет? Слайд №4 - Действительно, наша Земля постоянно меняется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые говорят, что изменение поверхности – это результат работы трех великих мастеров: ветра, воды и солнца. Слайд №5 - И человек тоже может изменять рельеф, ландшафт. У человека есть силы сдвигать горы, ему под силу превращать луга в поля и наоборот поля в луга, человек научился отвоевывать у морей сушу. - Как вы думаете, почему человеку нужно умело использовать природные богатства. Не разрушать бездумно все, что сотворила природа десятками, сотнями миллионов лет. Кромсая лед, меняем рек теченье Твердим о том, что дел невпроворот. Но мы еще придем просить прощенье У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого малейшего малька. Пока об этом думать неохота Сейчас нам не до этого пока… - Лучше сейчас задуматься об этом, чтобы потом не было поздно - Мы будущие путешественники. Как вы должны вести себя в природе, чтобы не изменить ландшафт? | Применение знаний в изменившейся ситуации. Постановка проблемного вопроса «Может ли измениться рельеф, ландшафт и почему?» | Высказывания по предложенной проблеме. | | Слайд с изображением разрушительной силы природы и человека. | Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности. | | Слушать и понимать речь других. | | |
Подведение итогов - Наша подготовка к путешествию подходит к концу. И мне очень хочется знать, готовы ли вы к путешествию. - Показать, насколько вы готовы, вы сможете с помощью флажков, которые нужно разместить на горе. Это очень важно. - Если вы готовы к путешествию, то разместите свой флажок на вершине горы, если вам что-то не понятно - поместите свой флажок на склоне горы. А, если вы, по вашему мнению, совсем не готовы к путешествию, то прикрепите флажок у подножья горы. - Кто готов к путешествию, поднимите руки. - А кто сомневается? - Какие вы молодцы! - Я вижу, с вами можно смело идти в путь! Вы разобрались со всеми вопросами. | Анализ и оценка успешности достижения цели. | Самооценка. Выбор критериев самооценки. | Рефлексия. | | | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям по окружающему миру. | Делать выводы о результате совместной работы на уроке. | Понимать и оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий. | Получение учащимися информации успешности достижения цели урока по выбранным критериям. |