СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку. "Русский язык в семье славянских языков"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку. УМК М. М. Разумовской. 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. "Русский язык в семье славянских языков"»

Технологическая карта урока по русского языку на тему «Русский язык в семье славянских языков» (программа М. М. Разумовской).

Разработчик конспекта: Харитонова Дарья Михайловна

Программа по русскому языку 5 - 9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов

Класс: 8

Тема урока: Русский язык в семье славянских языков

Тип урока: «открытия» новых знаний
Цели урока:

Деятельностная цель: формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный, правильно оформляя свои мысли.
Содержательная цель:
познакомить с историей возникновения русского языка; сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

  2. осознание роли русского языка в семье славянских языков

  3. понимание эмоций других людей, умение сопереживать

  4. уважительное отношение к родному языку, гордость за него


Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать

  2. работать по плану, сверяя свои действия с целью

  3. владеть приемами обобщения, анализа, классификации


Познавательные УУД:

  1. делать выводы и заключения по итогам совместной работы класса и учителя

  2. находить ответы на поставленные вопросы


Коммуникативные УУД:

  1. выразительно читать и пересказывать текст

  2. правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения

  3. умение слушать точку зрения другого


Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык – история – литературное чтение – развитие речи

Оборудование: доска, мультимедийная приставка, схема «Языковое древо», Толковый словарь С. И. Ожегова, листы самоанализа.




ХОД УРОКА



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

(1-2 минуты)


Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами вводный урок. Я уверена, что после летних каникул на учебу вы пришли отдохнувшие, повзрослевшие. Сегодня всем вам уже по 14 лет, а кому – то и больше. А сколько вы думаете лет русскому языку?
Наш с вами язык выделился из древнерусского языка примерно в конце XIII - начале XIV века. Давайте посчитаем, сколько же ему лет.

Язык, который мы видим сегодня, складывался веками. Поэтому сегодня мы обратимся к истории родного языка.



Приветствуют, садятся. Внимательно слушают.


Один из учеников отвечает: «Русскому языку уже много сотен лет»


«Нашему языку 700 лет».

  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)



Записываем число, «Классная работа».

У каждого слова есть своя история. Без слова трудно представить существование современного общества. Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вдумчиво и выразительно прочтем слова Александра Ивановича Куприна о языке, которые послужили эпиграфом к нашему занятию.


Как вы понимаете изречение писателя?
Свою точку зрения обоснуйте.



Обучающиеся записывают число, классная работа в тетрадь.

Один ученик по выбору учителя читает эпиграф с экрана:

Слайд 1

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры».


Объясняют понимание изречения:


Становление языка есть путь, который проходит человек в своем развитии. Человек творит слово, следовательно, творит мир.

  1. Постановка учебной задачи
    (4-5 минут)



Пропустим одну строчку для темы урока, которую мы сформулируем чуть позже. Запишем слова под диктовку: прадед, прабабушка, предок, праязык, прародители, прародина

Что общего у этих слов?

Что обозначает эта приставка, какого ее лексическое значение?


Для более точного толкования обратимся к нашему
помощнику – Толковому словарю.

Так о чем мы будем говорить сегодня? О каком языке?


Так мы подошли к тебе нашего занятия о прошлом родного языка.

Запишем тему урока: «Русский язык в семье славянских языков».





Обучающиеся пропускают строку, записывают слова. Один ученик работает у доски. Ребята выделяют приставку ПРА –

Размышляют над лексическим значением приставки.


Обращаемся к словарю:


«при добавлении к существительным образует существительные со значением прямого родства определённой степени по восходящей или нисходящей линии»


Отвечают на вопрос:
Мы поговорим о предке родного языка, о праязыке.

Записывают тему урока

  1. «Открытие»
    нового (построение проекта, выхода из затруднения) знания.

(7-8 минут)









Давайте обратимся к упражнению №1 в учебнике. Обратите внимание, на парте у каждого из вас есть карточка «языковое древо». Прочитайте внимательно текст.


.









Какой вывод вы можете сделать, сделав это упражнение?



Правильно, в связи с этим, как вы думаете, что мы будем изучать на данном уроке?


Замечательно,молодцы.


Один ученик читает текст громко и выразительно. Класс слушает и внимательно смотрит на раздаточный материал.




Причем у праславянского языка тоже есть прародитель - индоевропейский язык.


Класс внимательно слушает.

  1. Первичное

закрепление

(4-5 минут)



Вы очень внимательно слушали историю о становлении языковой системы.

А сейчас прошу закрыть учебники, убрать, выданную вам карточку, и схематично зарисовать «Языковое древо» себе в тетрадь.


Расскажите то, что вы запомнили из услышанного, опираясь на схему, которую кратко отразили в тетради. Ребята, слушаем внимательно, в случае дополнения, поднимаем руки.



Обучающиеся закрывают учебники, делают схематичное изображение «Языкового древа» в своей тетради.


Один из учеников проговаривает суть схемы вслух, остальные внимательно слушают, помогают.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут)


Выполним упражнение №4, которое позволит нам узнать: насколько важно помнить и чтить историю народа, языка, а также вспомнить правила правописания и пунктуации. Прежде чем приступить к письменному заданию, давайте озвучим высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пишем, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Приступаем к работе.



Хорошо, теперь давайте проверим работу, выполненную на доске, и оценим ее. Внимательно посмотрите, все ли согласны?

Согласны ли вы с мнением автора высказывания? Обоснуйте свой ответ.



Один ученик читает текст упражнения. Класс внимательно слушает.

Один ученик работает у доски, остальные ребята пишут в тетради.

«Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого - это понимание современности. Современность - это итог прошлого, а прошлое - это еще не развившееся будущее».




Класс проверяет работу ученицы.


Отвечают на вопрос аргументировано.

  1. Включение нового знания в систему знания и повторение.

(7-8 минут)



Ребята, давайте подведем итог урока. Попробуем написать мини-сочинение на тему сегодняшнего занятия. Вам необходимо выбрать тему в зависимости от уровня сложности.

Ребята, выбравшие базовый уровень, пишут сочинение на тему «Русский язык в семье славянских языков», иначе говоря, обобщают пройденный сегодня материал. В своей работе вы обязательно должны ответить на следующие вопросы: Назовите предшественников русского языка? Какие языки являются наиболее родственными русскому? Зачем человеку знать историю родного языка? Также на доске перед вами записаны словосочетания, которые помогут вам в работе.


«праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык».


Учащимся, которые выбрали повышенный уровень, необходимо написать сочинение – рассуждение на тему эпиграфа занятия. Поразмышляйте над высказыванием А. И. Куприна и сделайте соответствующие выводы.



При наличии времени, несколько учеников зачитывают свои работы.


Сдаем тетради на проверку.


Выбирают уровень сложности выполнения задания

Пишут сочинение по теме

На экране прописано (Слайд 2)
Базовый уровень – «Русский язык в семье славянских языков»
1.Назовите предшественников русского языка?

2.Какие языки являются наиболее родственными русскому?

3.Зачем человеку знать историю родного языка?

Словосочетания-подсказки:

праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык

Повышенный уровень – «Русский язык и народ»

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры»

Слайд 3

«Критерии оценивания»

Базовый уровень – мах оценка 4

Повышенный уровень - мах оценка 5


Сдают тетради на проверку

  1. Рефлексия деятельности.

(2-3- минуты)



На вашей парте лежат листы самоконтроля, заполните, пожалуйста.

Сдаем листочки.

Сегодня мы очень плодотворно поработали. Все молодцы.






Записываем домашнее задание: ст. 6, упр. 5 ( выписать определения из словаря предложенных слов), найти и выписать имена ученых, которые внесли вклад в развитие истории языка.

Спасибо за урок, можете идти!


Учащиеся заполняют листы самоанализа

(Приложение 1)

Сдают листочки



Записывают домашнее задание




Приложение 1

Лист самоанализа


  • На уроке понравилось больше всего _______________________________________________________________________________________

  • Мне показалось сложным ________________________________________________________________________________________

  • Мне бы хотелось, чтобы на следующем уроке было больше (например, работы у доски, сочинений) _____________________________________

  • Мое настроение на уроке (нарисуйте соответствующий смайлик)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!