| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент (1-2 минуты) | Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами вводный урок. Я уверена, что после летних каникул на учебу вы пришли отдохнувшие, повзрослевшие. Сегодня всем вам уже по 14 лет, а кому – то и больше. А сколько вы думаете лет русскому языку? Наш с вами язык выделился из древнерусского языка примерно в конце XIII - начале XIV века. Давайте посчитаем, сколько же ему лет. Язык, который мы видим сегодня, складывался веками. Поэтому сегодня мы обратимся к истории родного языка. | Приветствуют, садятся. Внимательно слушают. Один из учеников отвечает: «Русскому языку уже много сотен лет» «Нашему языку 700 лет». |
Актуализация знаний (4-5 минут) | Записываем число, «Классная работа». У каждого слова есть своя история. Без слова трудно представить существование современного общества. Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вдумчиво и выразительно прочтем слова Александра Ивановича Куприна о языке, которые послужили эпиграфом к нашему занятию. Как вы понимаете изречение писателя? Свою точку зрения обоснуйте. | Обучающиеся записывают число, классная работа в тетрадь. Один ученик по выбору учителя читает эпиграф с экрана: Слайд 1 «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры». Объясняют понимание изречения: Становление языка есть путь, который проходит человек в своем развитии. Человек творит слово, следовательно, творит мир. |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Пропустим одну строчку для темы урока, которую мы сформулируем чуть позже. Запишем слова под диктовку: прадед, прабабушка, предок, праязык, прародители, прародина Что общего у этих слов? Что обозначает эта приставка, какого ее лексическое значение? Для более точного толкования обратимся к нашему помощнику – Толковому словарю. Так о чем мы будем говорить сегодня? О каком языке? Так мы подошли к тебе нашего занятия о прошлом родного языка. Запишем тему урока: «Русский язык в семье славянских языков». | Обучающиеся пропускают строку, записывают слова. Один ученик работает у доски. Ребята выделяют приставку ПРА – Размышляют над лексическим значением приставки. Обращаемся к словарю: «при добавлении к существительным образует существительные со значением прямого родства определённой степени по восходящей или нисходящей линии» Отвечают на вопрос: Мы поговорим о предке родного языка, о праязыке. Записывают тему урока |
«Открытие» нового (построение проекта, выхода из затруднения) знания. (7-8 минут) | Давайте обратимся к упражнению №1 в учебнике. Обратите внимание, на парте у каждого из вас есть карточка «языковое древо». Прочитайте внимательно текст. . Какой вывод вы можете сделать, сделав это упражнение? Правильно, в связи с этим, как вы думаете, что мы будем изучать на данном уроке? Замечательно,молодцы. | Один ученик читает текст громко и выразительно. Класс слушает и внимательно смотрит на раздаточный материал. |
| Причем у праславянского языка тоже есть прародитель - индоевропейский язык. | Класс внимательно слушает. |
Первичное закрепление (4-5 минут) | Вы очень внимательно слушали историю о становлении языковой системы. А сейчас прошу закрыть учебники, убрать, выданную вам карточку, и схематично зарисовать «Языковое древо» себе в тетрадь. Расскажите то, что вы запомнили из услышанного, опираясь на схему, которую кратко отразили в тетради. Ребята, слушаем внимательно, в случае дополнения, поднимаем руки. | Обучающиеся закрывают учебники, делают схематичное изображение «Языкового древа» в своей тетради. Один из учеников проговаривает суть схемы вслух, остальные внимательно слушают, помогают. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) | Выполним упражнение №4, которое позволит нам узнать: насколько важно помнить и чтить историю народа, языка, а также вспомнить правила правописания и пунктуации. Прежде чем приступить к письменному заданию, давайте озвучим высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пишем, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Приступаем к работе. Хорошо, теперь давайте проверим работу, выполненную на доске, и оценим ее. Внимательно посмотрите, все ли согласны? Согласны ли вы с мнением автора высказывания? Обоснуйте свой ответ. | Один ученик читает текст упражнения. Класс внимательно слушает. Один ученик работает у доски, остальные ребята пишут в тетради.
«Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого - это понимание современности. Современность - это итог прошлого, а прошлое - это еще не развившееся будущее». Класс проверяет работу ученицы. Отвечают на вопрос аргументировано. |
Включение нового знания в систему знания и повторение. (7-8 минут) | Ребята, давайте подведем итог урока. Попробуем написать мини-сочинение на тему сегодняшнего занятия. Вам необходимо выбрать тему в зависимости от уровня сложности. Ребята, выбравшие базовый уровень, пишут сочинение на тему «Русский язык в семье славянских языков», иначе говоря, обобщают пройденный сегодня материал. В своей работе вы обязательно должны ответить на следующие вопросы: Назовите предшественников русского языка? Какие языки являются наиболее родственными русскому? Зачем человеку знать историю родного языка? Также на доске перед вами записаны словосочетания, которые помогут вам в работе. «праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык». Учащимся, которые выбрали повышенный уровень, необходимо написать сочинение – рассуждение на тему эпиграфа занятия. Поразмышляйте над высказыванием А. И. Куприна и сделайте соответствующие выводы. При наличии времени, несколько учеников зачитывают свои работы. Сдаем тетради на проверку. | Выбирают уровень сложности выполнения задания Пишут сочинение по теме На экране прописано (Слайд 2) Базовый уровень – «Русский язык в семье славянских языков» 1.Назовите предшественников русского языка? 2.Какие языки являются наиболее родственными русскому? 3.Зачем человеку знать историю родного языка? Словосочетания-подсказки: праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык Повышенный уровень – «Русский язык и народ» «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры» Слайд 3 «Критерии оценивания» Базовый уровень – мах оценка 4 Повышенный уровень - мах оценка 5 Сдают тетради на проверку |
Рефлексия деятельности. (2-3- минуты) | На вашей парте лежат листы самоконтроля, заполните, пожалуйста.
Сдаем листочки.
Сегодня мы очень плодотворно поработали. Все молодцы. Записываем домашнее задание: ст. 6, упр. 5 ( выписать определения из словаря предложенных слов), найти и выписать имена ученых, которые внесли вклад в развитие истории языка. Спасибо за урок, можете идти! | Учащиеся заполняют листы самоанализа (Приложение 1) Сдают листочки Записывают домашнее задание |