СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему :"Развитие речи. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для работы по разделу "Развитие речи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему :"Развитие речи. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина"»

Дата ___________________

Тема урока: Р/р. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

обучающая: создание собственного текста

развивающая: развивать умение самостоятельно создавать текст сочинения-описания

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Представление о результатах:

личностные: формировать интерес к учению.

метапредметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

предметные: создать свой текст, уметь использовать в своём тексте выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения)

Технология: Технология проблемного обучения.

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя


Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Составление плана.

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Информация о русском художнике К.С.Петрове-Водкине.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель.

К жанру натюрморты Петров-Водкин обратился не в раннем творчестве, а гораздо позднее, чем многие другие художники. Но от этого его картины не утратили художественного своеобразия.
Картина «Утренний натюрморт» написана в 1918 году. На ней изображен нехитрый завтрак дачного жителя в то тяжелое время: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал преподавателем художественного училища. Именно тогда он создал несколько выдающихся натюрмортов: "Утренний натюрморт" и "Селедка". Всем известно, что время было довольно голодным, питание - скудным и однообразным и, видимо, неслучайно, на обеих картинах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища тем не менее изображена с долей торжественности, радостным и светлым чувством.

Учащиеся внимательно слушают, знакомятся с творчеством художника.


Отвечают на вопросы учителя.


Формулируют выводы наблюдений.



Смотрят презентацию.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Проблемное объяснение нового знания


обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1. Упр. 142 Беседа по содержанию картины:

- Вглядитесь в картину, какие чувства охватывают вас?

- Какое настроение создает увиденное?

- Почему художник назвал картину именно так?

– Предложите свои варианты названия.

2. Словарная работа (задание 3. стр. 98)

- Что такое «натюрморт»?

Натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. С франц. яз. буквально - мёртвая природа.

Учащиеся рассматривают картину.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают свои варианты названия картины.

Знакомятся с этимологией слова «натюрморт».

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

V

Первичное закрепление


проговаривание и закрепление нового знания

1. Работа со словарем сочинения-описания:

- Что автор изобразил на картине? Рассмотрите репродукцию и перечислите изображенные предметы.

- Запишем слова, добавив прилагательное, характеризующее его.

Деревянный стол, букет полевых цветов, простая стеклянная ваза, никелированный чайник, граненый стакан, свежий чай, серебряная ложечка, два вареных яичка, лохматый рыжий пес, преданный взгляд, зеркало и отражение, блеск и чистота.

2. Цвет и настроение картины.

Предметы прорисованы художником, зеркальная поверхность, радостное чувство, ощущение утренней свежести, ощущение радости,

Подбирают слова, чтобы описать увиденное. Добавляют прилагательное.

Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь.

Учащиеся озвучивают записанные фразы.


Р: контроль, оценка, коррекция;

П: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

VI

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

1. Создание собственного текста сочинения-описания.

На картине изображен нехитрый завтрак дачного жителя в тяжелое послевоенное время. На простом деревянном столе стоит никелированный чайник, лежат два яйца. В стакан налит свежий чай. Судя по блеску, который разливается по столу, отражая стоящие на нем предметы, еще раннее утро. Стол блестит от росы. Букет полевых цветов в простой стеклянной вазе еще свеж. Цветы, видимо, только что сорваны, во время ранней прогулки. Все предметы четко прорисованы художником. Мы видим их отражение и на зеркальной поверхности стола и в чайнике, начищенном до блеска. В чайнике художник изобразил отражение рыжего кота, который, возможно, лежит на коленях хозяина. Сквозь стакан видна серебряная ложечка.

В незатейливой простоте изображенных предметов столько серьезности и красоты, что возникает какое-то радостное чувство, ощущение утренней свежести, приятного покоя и наслаждения пищей после прогулки на свежем воздухе. Зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не нарисовал его. Но преданный взгляд собаки направлен на того, кто сидит напротив нее. Пройдясь по утренней свежести, хозяин отдыхает. А собака терпеливо ждет, когда на нее обратят внимание.

Картина полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.

Создают собственный текст сочинения.


Вспоминают последовательность описания картины

Работают в черновиках, в чистовиках

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение

Р: умение  давать самооценку.

Л: адекватная самооценка

Р: осознание качества и уровня усвоения.

VII

Итог урока (рефлексия деятельности)


самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Что нового открыли на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Что удалось легче всего?

- Чего добились?

Осуществляют

самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия

VIII

Домашнее задание

Читать теорию

Дописать черновик работы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!