Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме Батыево нашествие на Русь»
Технологическая карта урока.
№п/п | | |
1. | Ф.И.О. учитель | Жерикова Елена Вальтеровна |
2.1. | Класс | 6 г |
2.2. | Дата | 06.04.2017г |
2.3. | Предмет | история |
2.4. | № урока по расписанию | 5
|
3. | Тема урока | Батыево нашествие на Русь |
4. | Цель, место и роль урока в изучаемой теме | Цель: Сформировать представление о нашествии Батыя и его значении для последующего хода отечественной истории Задачи: 1)Вторжение в Рязанскую землю. 2)Разгром Владимирского княжества. 3) Поход на Новгород. 4) Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу воспитательная: воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны. |
5 | Тип урока | Изучение нового материала |
6 | Ресурсы урока | Учебник, § 16. Карты: географическая карта Азии, «Русь в XII-XIII вв.», «Нашествие хана Батыя на Русь». Н. М. Языков. «Евпатий» (стихотворение) |
6.1 | Интернет-ресурсы | www.istorya.ru http://www.distedu.ru/mirror/_hist/lesson-history.narod.ru/map.htm http://www.pravoslavie.ru http://www.sgu.ru/rus_hist/people |
6.2. | ЭОРы | Презентации по темам проектов («Вооружение русских воинов в XIIIв.,», «Вторжение монгольских войск в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева») |
7 | Основные понятия и термины | Нашествие. Ордынское иго. Стан. Фураж. Ярлык |
8 | Основные даты | 1237-1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь. 1239-1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь |
9 | Персоналии | Батый. Олег. Юрий Всеволодович. Евпатий Коловрат |
10 | Домашнее задание | § 16 учебника. Видеолекция на сайте «История.РФ»: http://histrf.ru/ru/lectorium/card/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva |
11 | Планируемые результаты урока |
| | |
| | Научатся определять термины: Нашествие. Ордынское иго. Стан. Фураж. Ярлык, характеризовать роль исторических личностей: Батыя, Олега, Юрия Всеволодовича Евпатия Коловрата. Получат возможность научиться: показывать на карте направление движения монгольских войск и комментировать действия русских князей и Батыя |
| | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач, осуществляют поис информации в различных источниках Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Учатся работать в группе |
| Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Оценка проектной деятельности по критериям: - пересказали материал – 3балла - пересказали материал и составили схему причинно-следственных связей – 4 балла - пересказали, используя дополнительные источники, сделали анализ событиям и выводы – 5 баллов |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока | Время | Как реализованы требования ИКС | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
1.Организационный момент | 2 | | Определяем рефлексию настроя на урок | Выбирают цветовую гамму настроения |
2.Мотивационно-целевой | 3 | Межпредметные и внутрипредметные связи | В ходе беседы учитель ставит ряд вопросов: Русь переживала период раздробленности, в чём вы видите опасность этого периода для жителей отдельных русских земель, Руси в целом? Можно ли было её избежать или смягчить последствия? | Актуализировать знания курса истории России. Оценивать риски, возможные последствия исторических процессов. В ходе беседы ученики вспоминают и формулируют положительные и отрицательные последствия раздроблен6ности |
3.Проверка домашнего задания. (выступления учеников) | 5 | | Учитель задает вопросы про источники информации, и сложности в работе. Связывает материал с новой темой и предлагает ученикам сделать выводы о боеспособности русских воинов | Презентация мини проекта «Вооружение русских воинов в XIII веке» Ученики участвуют в беседе и отвечают на вопросы. Высказывают предположения о боеспособности русских воинов |
4. Изучение нового материала. 1)Разделение на группы. 2)Подготовка проектов 3)Презентация проектов: «Вторжение монгольских войск в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева» | 20 | Работа с ЭФУ, интерактивной доской, интернетом и собственными устройствами | Координирует и оказывает помощь на стадии подготовки проектов, в процессе презентации задает вопросы, позволяющие сделать необходимые выводы В качестве основного итога работы на доске выводит причины поражения русских княжеств | Самостоятельно организуют работу с различными источниками информации, распределяют функции между членами группы, выводят результаты работы на интерактивную доску в ходе презентации проекта. Оценивают деятельность членов группы и других групп, делают выводы |
5.Закрепление изученного материала | 7 | Работа с ЭФУ (вкладки тренажер и контроль) | Контролирует процесс работы | Работают с ЭФУ |
6. Домашнее задание | 1 | | Выдает домашнее задание (Параграф 16 прочитать,Рубрика «Думаем. Сравниваем, размышляем» задания №1-3 выполнить в тетради или в электронном виде) | Записывают домашнее задание |
7. Рефлексия | 2 | | Оценивает работу класса | Оценивают свою работу на уроке |
Дополнительный материал
«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
В год 6745 (1237). …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые. И было всё то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. - М., 1981. - С. 554.