Технологическая карта урока
ФИО учителя: Журавлёва Ксения Сергеевна
Предмет. Класс: химия, 8 класс
Автор УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия-8,9»
Общая информация о занятии
Дата: 21.10.2016 год
Тема урока : «Химические формулы»
Тип урока: первичного предъявления новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с понятием «химическая формула»
Материально-технические средства: компьютер учителя, интерактивная доска, учебник, дополнительный раздаточный материал.
УУД:
Личностные:
Развитие ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование целостного мировоззрения.
Метапредметные:
Развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Развитие умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Формирование первоначальных представлений о веществах: понятия “химическая формула”, “индекс”, “коэффициент”, “относительные атомная и молекулярная массы”.
Овладение основами химической грамотности: умение писать и читать формулы веществ.
Формирование навыков расчёта относительной молекулярной массы вещества.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, мини-группы (в парах).
ЭТАПЫ УРОКА
1. Актуализация знаний. Повторение символов химических элементов и их названий.
Учитель:
Начнём урок со строк Степана Щипачёва:
“В природе ничего другого нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых”
Все вещества окружающих нас тел живой и неживой природы состоят из химических элементов. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних веществ в другие, необходимо знать химический язык. Знаки химических элементов - это “буквы” химического языка. Проверим знания химических элементов.
За работу на уроке вы получаете “аурики” – показатель вашей активности. Название “Аурики” образовано от латинского названия химического элемента – драгоценного металла – Аурум (Золото). После урока вы вернёте их, в обмен на оценку.
Игра. “Химическое лото”. Работа по индивидуальным карточкам
Зачеркните знак химического элемента, о котором идёт речь в строках стихотворения. Взаимопроверка (по слайду презентации), оценивание, подведение итогов игры.
Критерии оценивания:
16 – “5”
12 - 15 – “4”
9 – 11 – “3”
Na | H | K | Mg |
О | Cu | Ag | P |
N | Fe | Au | Сl |
Hg | Ca | C | S |
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. | А. С. Пушкин |
В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. | А. С. Пушкин |
И квакуши, как шарики ртути, Голосами сцепляются в шар. | О. Мандельштам |
И вспышками магния, кроя с балконов Смертельною известью лица, В агонии красных огней и вагонов В лице изменялась столица. | В. Катаев |
О, если бы вы знали, Какой за ним уход! Он принимает калий, Ему дают азот. | Вера Инбер |
Воды минеральные бьют из-под земли, Кальцием и натрием насыщены они. | Г. Колпакова |
О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? | А. С. Пушкин |
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный; Как будто тухлое разбилось яйцо. Иль карантинный страж курил жаровней серной. | А.С. Пушкин |
Учитель: Назовите не закрашенные элементы (за правильный ответ - дополнительный балл).
2. Введение новых знаний. Создание и решение проблемной ситуации. Исследовательское моделирование.
Учитель: Что означают знаки (символы) химических элементов?
Учащиеся: Символы химических элементов используют для обозначения атомов определённого вида; удобное международное сокращение греческих или латинских названий элементов.
Учитель: Знаки химических элементов - это знаковые модели. Давайте попробуем создать предметные модели частиц, из которых состоят вещества. Начнем с атомов. Чем отличаются друг от друга атомы разных видов, т.е. разных химических элементов?
Учащиеся: Атомы разных видов отличаются массой, размерами, строением.
Учитель: Вам выданы шаростержневые модели. Для того, чтобы показать отличие атомов друг от друга, шарики разного цвета. Это – цвет моделей, шариков, но не атомов. Атомы не окрашены. Рассмотрите их. Модели атомов кислорода красного (оранжевого) цвета. Модели атомов азота – синего цвета. Шарики чёрного цвета – обозначают атомы углерода.
Характеристика моделей атомов (инструкция на комплекте шаростержневых моделей).
водород | белый |
углерод | чёрный |
кислород | красный (оранжевый) |
азот | синий |
сера | жёлтый |
галогены | зелёный |
алюминий | тёмно-серый |
(На доске - магнитные модели, записи. Учащиеся, одновременно с учителем, делают рисунки и записи в опорном конспекте – выделенное поле для работы).
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_1.png)
Учитель: Положите на лоток три шарика, обозначающие атомы элемента водорода. Какой символ можно использовать для обозначения?
Учащиеся: Н (аш)
Учитель: Как учесть их количество?
Учащиеся: Записать цифру три перед знаком элемента водорода.
Учитель: Вы за партой работаете в парах. Сколько атомов водорода в ваших моделях приходится на двоих? Как это обозначим в записи?
Учащиеся: Записать цифру шесть перед знаком элемента водорода.
Учитель: Выложите в лотке модели двух атомов кислорода. ![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_2.png)
Делаем рисунок и соответствующую запись (2О). Сколько атомов кислорода в ваших моделях приходится на двоих? Как это обозначим в записи?
Учащиеся: Записать цифру четыре перед химическим знаком элемента кислорода.
Учитель: Но во многих веществах атомы объединяются друг с другом.
Например, самый лёгкий газ водород, состоит из молекул. Каждая состоит из двух атомов элемента водорода. Создайте модель молекулы газа водорода, используя металлический стержень для соединения атомов.
1 молекула газа водорода, состоит из двух атомов (Н2). ![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_3.png)
Выложите на лоток две молекулы газа водорода.
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_3.png)
Две молекулы газа водорода, каждая состоит из двух атомов.
Как это записать, используя знаки? (2 Н2)
Учитель: Давайте сосчитаем все молекулы газа водорода, созданные сегодня с помощью моделей? (Запись 12 Н2 )
Цифры в данной записи называются: индекс, коэффициент. Попробуйте объяснить, что означает индекс? Коэффициент? Где записывается индекс? Коэффициент?
Работа по заполнению таблицы в опорной схеме.
Учащиеся: Индекс указывает на число атомов в молекуле, коэффициент – на число отдельных частиц.
Учитель: Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода, расположенных под углом. Соберите модель на столах (на доске – магнитная модель, рисунок в тетради, запись) (Н2О)
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_6.png)
Сколько молекул воды в ваших моделях приходится на двоих? Как это обозначим в записи?
Учащиеся: Поставим коэффициент два перед записью.
Учитель: Как вы думаете, чем модели молекул похожи? Чем модели отличаются друг от друга?
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_6.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_3.png)
Учащиеся: В одной группе – молекула состоят из одинаковых атомов, в другой – из разных.
Учитель: Вещества, которые состоят из одинаковых атомов одного химического элемента, называют простыми. Работа по заполнению таблицы.
Учитель: Дайте определение сложным веществам.
Учащиеся: Сложные вещества состоят из атомов разного вида.
Учитель: Итак, состав веществ записывается знаковыми моделями, т.е. химическими формулами.
О чем говорит нам химическая формула?
Учащиеся: О том, из каких атомов состоит вещество, в каком количестве атомы входят в состав вещества.
Учитель: Качественный состав вещества показывает, из атомов каких химических элементов оно состоит.
Количественный состав показывает число атомов каждого химического элемента в составе вещества.
Следовательно, химическая формула описывает КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ вещества.
3. Первичное закрепление знаний, умений, навыков (с использованием слайдов №3 - №13 презентации, при необходимости осуществляется проверка в виде голосового сопровождения к презентации при нажатии на значок). ![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_9.png)
Порядок действий:
Прочитать химическую формулу.
Дать характеристику состава сложного вещества (качественный и количественный состав).
Чтение химических формул, определение качественного и количественного состава сложных веществ.
H2O, AgNO3, Al, HCl, Cu, C, NaCl, Mg, O2, CO, CaCO3
4. Игра. Будь внимателен!
Учитель: На какие группы можно разделить предложенные формулы веществ? (Слайд №14 презентации).
Учащиеся: Можно разделить на простые и сложные вещества.
Учитель: Определим, где простые, а где сложные вещества в этом перечне. Если показываемое вещество простое- поднять одну руку, если сложное –поднять две руки, работает весь класс. Слайд №15 презентации к уроку.
H2O, AgNO3, Al, HCl, Cu, C, NaCl, Mg, O2, CO, CaCO3
Физ.минутка. Предлагаю немного отдохнуть и устроить “Стрельбу глазами”
Задание:
В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл – окислитель -7 группа, главная подгруппа, 2 период. (F)
Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе.(B)
Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл – 7 период. (Fr)
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент 6 группы, главной подгруппы, 2 период, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg)
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, 2 группы, главной подгруппы, с порядковым номером 56. (Вa)
Переведите взгляд на элемент, который возглавляет группу инертных газов в периодической системе Менделеева. (Не)
Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au)
5. Введение новых знаний. Вычисление относительной молекулярной массы.
Учитель: Одной из основных характеристик вещества является его относительная молекулярная масса Mr. Слайд №16 презентации к уроку (или работа с ЭОР в сети интернет).
http://fcior.edu.ru/card/13775/otnositelnaya-molekulyarnaya-massa-veshestva.html"http://fcior.edu.ru/card/13775/otnositelnaya-molekulyarnaya-massa-veshestva.html"
Видеомодуль коллекции ЭОР http://fcior.edu.ru. 1,2 слайды.
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_10.jpeg)
Рисунок 1
Учитель: Молекулы также как и атомы, имеют массу, которая также очень мала, поэтому в расчётах используют относительную молекулярную массу.
Как вы считаете, как можно найти массу молекулы, зная массу атомов? Конечно, сложить атомные массы между собой, но при этом не надо забывать, что атомов в молекуле может быть не один и это тоже нужно учитывать.
Относительная молекулярная масса вещества (Mr) – это число, показывающее во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода. Это безразмерная величина
Мы умеем определять относительную атомную массу ХЭ. Где можно найти и проверить цифровое значение относительной атомной массы?
Учащиеся: Можно найти в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Учитель: А как можно определить относительную массу молекулы?
Учащиеся: Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы с учетом их индексов.
AxByCz где A, B, C - знаки Эl x, y, z – количество атомов этих Эl
Mr = Ar(A)*X + Ar(B)*Y + Ar(C)*Z
6. Первичное закрепление изученного материала (работа с опорной схемой).
Последовательность действий при определении относительной молекулярной массы.
Алгоритм. Вычисление относительной молекулярной массы по химической формуле.
1. Найти значения относительных атомных масс элементов в периодической системе.
2. Умножить число атомов на значение относительной атомной массы для каждого элемента.
3. Сложить полученные значения.
Работа с тренажёром “Вычисление относительной молекулярной массы” (http://fcior.edu.ru/card/12971/trenazher-vychislenie-otnositelnoy-molekulyarnoy-massy-veshestv.html)
Слайд №17 презентации к уроку (или работа с ЭОР в сети интернет).
![](https://fhd.multiurok.ru/6/5/9/659312639d6e0de9b1fec40b4785e2bf80531dc8/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-khimic_11.jpeg)
Рисунок 2
Определение относительной молекулярной массы веществ по предложенным формулам (работа с опорной схемой).
молекула | значение Мr |
Н2О | Мr(Н2О)= 2Ar (Н) +1Ar(О)= 2·1 +1·16 = 18 |
H2SO4 | Мr(H2SO4) = Ar( ) + Ar ( ) + Ar ( ) = |
HNO3 | Мr(HNO3) = Ar( ) + Ar( ) + Ar( ) = |
Fe2O3 | Мr(Fe2O3) = Ar + Ar = |
SO3 | Мr( ) = |
NaOH | Мr( ) = |
H3PO4 | Мr ( ) = |
N2 | Мr ( ) = |
H2O2 | Мr ( ) = |
7. Закрепление знаний, умений, навыков. Cамостоятельная работа.
Сравнение относительных молекулярных масс. Вставьте знак, больше, меньше, равно, выполнив вычисления. Слайд №18 презентации к уроку.
Mr (Н2SO4) | | Mr (Н3РO4) |
Mr (SO3) | | Mr (MgO) |
5 Mr (CH4) | | 2 Mr (NaOH) |
Mr (NH3) | | Mr (PH3) |
8. Итог. Рефлексия.
Учитель: С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке.
| Я узнал много нового. | |
2. | На уроке было над чем подумать. | |
3. | Мне это пригодиться в жизни. | |
4. | На все возникшие вопросы я получил(а) ответы. | |
5. | На уроке я поработал добросовестно. | |
9. Домашнее задание. П.12
Индивидуальное задание (по вариантам).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (если на уроке остаётся несколько свободных минут):
1. Найдите и запишите значения относительных молекулярных масс:
1) хлорида меди (II), состоящей из одного атома меди и двух атомов хлора;
2) оксида фосфора(V), состоящего из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода;
3) двухатомной молекулы хлора.
молекула | значение Мr |
| Мr( ) = |
| Мr( ) = |
| Мr( ) = |