Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Культура России в XVI веке" для 7 класса»
История России.
7 класс
Тема: «Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке». 2 часа.
(Тема для самостоятельной работы)
Цель урока: познакомить обучающихся с культурным многообразием народов России в изучаемый период. Воспитать у них чувство гордости за отечественную культуру.
Задачи урока:
Познавательные: Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XVI в.
Регулятивные – осуществлять поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.
Коммуникативные – работать в группах, излагать своё мнение, аргументируя его.
Личностные – формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме.
Основные даты: 1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги
Основные понятия и термины. Публицистика, шатровый стиль, эпос, энциклопедия, регалии.
Основные исторические персоналии. Иван Фёдоров, А. Чохов.
Наглядность: карта «Русское государство в 16 в».
УМК: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева. Под редакцией Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. М., Просвещение 2016 г.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Создать мотивацию к действиям на уроке | Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя.. |
2. | Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала | Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала Формулирование проблемы | 1. Вспомните, какие события произошли в русской православной церкви в 16 веке? - разногласия в РПЦ, раскол на иосифлян и нестяжателей - зарождение ересей. - церковь организатор венчания Ивана на царство. -убийство митрополита Филиппа -установление патриаршества. 2.Объявить тему урока. Какие изменения произошли в развитии культуры к концу 16- к началу 17 века? Что необходимо сделать для решения данной проблемы? | Дом.зад. |
3. | Объяснение нового материала | Ход урока | Задача: Определить особенности развития культуры России в 16 в. (уч. С.100 п.1) А)формируется единая русская культура. Б)отражение в культуре исторических событий того времени. В) развитие культурных контактов России с другими странами. Г) сильное влияние православной церкви на духовную и культурную жизнь российского общества. | Учащиеся читают п.1 и записывают особенности развития культуры. |
| | . | 1 задание. Заполнить таблицу по теме «Образование в 16 веке» (по материалам с.101 учебника). Цель: выяснить, какие изменения произошли в образовании у народов, проживающих в России. Вопросы по тексту: Каким было жалование у мастеров недуховного звания, обучающих детей? | | | Как назывались библиотеки? | | | Какая традиция зародилась в России во 2 половине 16 века? | | | Кого готовили школы при посольском приказе? | | | Как называлось учебное заведение Казанского ханства, где ученики получали начальное образование? | | | Где было принято решение открыть при монастырях и церквях училища? | | | Как иначе назывался персидский язык? | | | Кто автор «Сборника правил»? | | | 2 задание. (1группа) Составить презентацию: «Начало книгопечатания в России» (по материалам с. 102 учебника). Задать 3 вопроса одноклассникам по теме. В начале презентации формулируется цель самими учащимися. 3 задание. (2группа). Составить кластер-схему по теме: «Летописание». По схеме составить рассказ (по материалам с.103 учебника). Цель формулируется самостоятельно. Задать 3 вопроса одноклассникам по изложенному материалу. 4 задание. (3 группа). Кластер-схему: «Публицистика. Светская литература». Цель формулируется самостоятельно. Задать 3 вопроса одноклассникам по изложенному материалу. | Учащиеся в течении 3 мин. находят ответы на вопросы , записывают в листы опроса. Учащиеся записывают дату события в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся отвечают на вопросы. |
4 | Закрепление материала | Решение проблемной задачи | Ответ на проблемный вопрос. Сформулируйте общий вывод к уроку. Образование по-прежнему находилось под влиянием церкви. Увеличилось число людей, владеющих иностранными языками. Печатная книга стала доступнее для людей. Появилась светская литература и исторические сказания. | Формулировка вывода. |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подвести итоги урока. | -Учащиеся по 5 бальной системе оценивают работу 3 групп. Добавляются баллы за викторину. -Достигли ли целей, которые поставили перед собой? -Что показалось трудным на уроке?
| Учащиеся участвуют в подведении итогов урока. |
6 | Домашнее задание. | Прокомментировать домашнее задание | Подготовиться оставшимся группам к отчету по мини-проектам. Посмотреть записи в тетради. | |
2 урок.
№ | Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Создать мотивацию к действиям на уроке | Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя.. |
2. | Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала | Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала | 1.Объявить тему урока. Продолжаем изучение темы «Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке». Вспомните, какие изменения произошли в образовании, литературе в 16 веке. | |
3. | Объяснение нового материала | Формулирование проблемы | Какие изменения произошли в развитии культуры к концу 16- к началу 17 века в? | |
| | Ход урока. | 5 задание. (4 группа). Составить презентацию: «Архитектура 16 века» по материалам учебника с.105-107 и интернета. Составить вопросы для учащихся по материалам презентации. 6 задание (5 группа). Составить презентацию: «Изобразительное искусство. Литейное дело» (по материалам с. 107 учебника). Составить вопросы для учащихся по материалам презентации. 7 задание (6 группа). Составить презентацию и вопросы по ней «Музыкальная культура» 8 задание. Решить кроссворд из 10 слов по теме «Религиозные праздники и быт»
Один из самых почитаемых праздников у русских людей. Как называлась сверхнапряженная работа у русских крестьян. Один из символов праздника Пасха Как назывались увеселения между Рождеством и Крещением. Как называлось жилище у различных народов России. Праздник жертвоприношения у мусульман. Название амбара у удмуртов. Двухвесельная кочевая лодка у корел. Языческие обряды и игрища | Учащиеся записывают в тетрадь понятие «шатровый стиль», памятники архитектуры. Учащиеся записывают художников в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся решают кроссворд в течении 5 мин. |
4 | Закрепление материала | Решение проблемной задачи | Ответ на проблемный вопрос. Сформулируйте общий вывод к уроку. В архитектуре появляются новые архитектурные стили и направления. Широко развернулось крепостное строительство. Изобразительное искусство осталось под влиянием церкви. В 16 веке в России развивается литейное дело. В музыкальной культуре изменений не произошло. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми русские имели тесные связи. | Формулировка вывода. |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подвести итоги урока. | -Учащиеся по 5 бальной системе оценивают работу 3 групп. Добавляются баллы за викторину и кроссворд. Выставляются оценки по итогам 2 уроков. -Достигли ли целей, которые поставили перед собой? -Что показалось трудным на уроке?
| Учащиеся участвуют в подведении итогов урока. |
6 | Домашнее задание. | Прокомментировать домашнее задание | Почитать дополнительную литературу по краеведению. | |