I. Мотивация к учеб- ной деятельности
| 1мин
1 мин
1 мин | Слайд 2 Перед вами памятник историческому деятелю. Попытайтесь сказать, кому он установлен? Слайд 3. Рассказ учителя: Памятник императору Александру 1 установлен в Москве 20 ноября 2014 года по инициативе президента России В.В.Путина. Автором памятника стал скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Присутствующий на церемонии открытия памятника патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении назвал Александра 1 выдающимся правителем земли русской. ? Как вы думаете, почему Президент нашей страны принял решение об открытии памятника императору? Мероприятие приурочено к 200-летию окончания войны с Наполеоном. «Александр I навсегда вошел в историю как победитель Наполеона, как дальновидный стратег и дипломат, государственный деятель, осознающий ответственность за безопасное европейское и мировое развитие», - отметил Владимир Путин. При этом Президент отметил роль императора в обновлении и укреплении страны в результате проведенных им государственных реформ. Таким образом, спустя 200 лет император Александр I получил такую высокую оценку своей государственной деятельности. Оценку личности и деятельности Александра 1 давали и его современники. Слайд 4 ? Вспомните, кто был наиболее известным современником Александра 1, которого называли «солнцем русской поэзии»? Как Пушкин охарактеризовал довоенный период правления Александра? Что дало основание Пушкину для подобного высказывания? ? На основании рассмотренных оценок определите цель нашего урока? ? Что нам необходимо сделать на уроке, чтобы решить данную задачу? Запишите тему урока. Слайд 5 Тема урока: Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 г.г. |
Александру1
Слушают, размышляют и отвечают
А.С Пушкин Слушают и обсуждают
Формулировка темы урока: обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Цели урока: Цель – продолжить изучение основных направлений внутренней политики Александра 1, выяснить, как и почему поменялся внутриполитический курс императора после войны 1812 г., определить собственную позицию и оценку по отношению к деятельности данной исторической личности | Познавательные действия: - анализировать (выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные действия: - определять цель, проблему в учебной деятельности - выдвигать версии - планировать учебную деятельность Коммуникативные действия: - излагать своё мнение (в диалоге, монологе, дискуссии) аргументируя его фактами - доказывать, излагать факты, гипотезы Личностные действия: - аргументировано оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях, в том числе учебных - выбирать модель поведения неоднозначных ситуациях, отвечать за свой выбор
|
II. Актуализация знаний | 2 мин | Слайд 6 Задания для формулирования проблемы Историки делят царствование Александра 1 на два периода: Начальный – когда Александр 1 стремился проводить либеральные преобразования; Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной. При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода. Задание: 1. Определите проблему темы. Слайд 7 (тему исследования дает учитель) На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику. |
Формулировка проблемного вопроса: Почему Александр 1 изменил курс внутренней политики с либеральной на консервативную? Принимают, планируют работу в группе. Составляют план деятельности | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое скорочтение с выделением главного;
Регулятивные: умение планировать деятельность на различных этапах работы, исследования; Коммуникативные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
|
III. Изучение нового материала | 20мин | Александр 1 был на пике своей славы после победы в Отечественной войне 1812г ? А какие настроения и надежды царили в российском обществе после Отечественной войны 1812 года? Слайд 8 Работа с учебником. Используя технику скорочтения, прочтите параграф 6, пункт 1 и ответьте на вопросы: Задание: выделите эти настроения в обществе. Перемены во внутренней политике (запись в тетради) Слайд 9 Вопросы по тексту: Каковы ожидания либеральных дворян? (запись) …крестьян? (запись) …поляков? (запись) …консервативных дворян? (запись) Рассказ учителя (дополнительный материал): В 1815г. был произведен раздел польских земель, согласно которому Россия получила довольно обширную территорию, образовав на ней Царство (Королевство) Польское. Для того, чтобы поляки, недовольные новым разделом Польши, не превратились в открытых врагов России, Александр I использовал не только кнут, но и пряник. Им и стала конституция 1815г., имевшая по существу декларативный характер. Работа по учебнику: скорочтение с выделением главного в тексте пункта 2 (ответы устно). «Польский эксперимент». 2.Рассказ учителя: Император даровал своим новым подданным максимальное количество льгот и привилегий, о которых мы сейчас только говорили. Казалось, Александр I сделал все возможное, чтобы удовлетворить национальное самолюбие местного населения. Однако шляхта желала не просто польского государства, а восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, то есть присоединения украинских и белорусских земель. К тому же ее не устраивали слишком широкие полномочия монарха, тем более что этим монархом был русский царь. Конституция 1815г. была лишь «демонстрацией либеральных взглядов» российского императора, на деле она осуществлялась с серьезными поправками и ограничениями. Практически с момента возникновения Королевства Польского появилась, а в 20-х гг. достигла значительного уровня, нелегальная оппозиция по отношению к существующим порядкам – тайные революционные или просветительские организации, состоявшие в основном из молодежи и военнослужащих. Их главной целью было восстановление независимого Польского государства в сочетании с довольно радикальными социальными преобразованиями антифеодального характера. Сеймовую и нелегальную оппозицию, как и иные идейно-политические силы, объединяло стремление к восстановлению прежних польских границ, главным образом за счет Литвы, Белоруссии и Украины. Общность этого стремления в сочетании с неодинаковыми социально-политическими программами различных течений отразилось на характере восстания 1830-1831г. Восстание было подавлено. Это восстание поставило окончательную точку в «либеральной игре» Российского императора с поляками. В 1831г. Царство Польское лишилось автономии, а Конституция 1815г. была отменена. Царству был дарован «Органический статут», ликвидировавший сейм. Польская армия перестала существовать, и поляки стали служить в российской армии. Началась активная русификация и внедрение территориального и административного деления по русскому образцу. Начался новый этап в истории Польши. РS: Конституция Польши ликвидирована после польского восстания 1830-1831 гг 3.Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева: Слайд 15 Рассказ учителя: Итог: Уставная грамота не подписана Александром 1. Почему? Слайд 16 Чем объяснить перемены во внутренней политике Александра 1? Комментированное чтение пункта 5 «Основные итоги внутренней политики Александра 1» и в каждом абзаце выделяем главную мысль: Главная причина – боязнь разделить участь отца. Важная причина – царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов. (Не забываем, что проект Конституции разрабатывался в строжайшей тайне, без привлечения сторонников реформ). Противоречивость общего замысла преобразований – сочетать: Либеральные реформы и существующее крепостное право! Конституцию и самодержавие! Освобождение крестьян и интересы большинства дворян! = Отказ от реформы. Началось попятное движение: Право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Крепостным крестьянам – запрет на жалобу против своих господ. Усилился надзор за СМИ. Запрет всех тайных организаций и начало преследования их членов. Запрет ордена иезуитов за пропаганду католицизма в России. Министерство народного просвещения переименовано в Министерство духовных дел и народного просвещения для усиления религиозных основ образования. | Работа с учебником, выделение главного в тексте пункта, краткая запись в тетради: Краткая запись основного содержания пункта:
Читают, осмысливают, находят факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу, записывают: Ожидания перемен в обществе после Отечественной войны 1812 г: Ответы: А) Свободомыслящее дворянство: Конституция! Б) Крестьяне: Свобода! Отмена крепостного права! В) Поляки: послаблений в национальной политике! Г) Консервативное дворянство: Реформы вредны и не нужны! (Считали, что победа в Отечественной войне доказала превосходство системы). Решение Александра 1: Не отказываясь от реформ вести их разработку, но тайно! Слушают, ищут решение проблемы
Польский эксперимент»: 1.Читают пункт 2, во внешней речи проговаривают основные положения пункта, делают вывод: Задача Александра 1: Конституция гарантировала: Неприкосновенность личности, Свободу печати, Уничтожение таких видов наказания как лишение имущества и ссылка без решения суда, Использовать польский язык как государственный, Назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных царства Польского, Глава польского государства- российский император, Законодательная власть принадлежит двухпалатному сейму и царю, Избирательное право ограничено возрастным и имущественным цензом. Выводы: 2. Конституция сняла напряженность между властью и польским населением
Слушают, ищут решение проблемы
Комментированное чтение, с выделением в каждом абзаце главной мысли
По ходу рассказа учителя пишут краткий конспект: Положения: Суверенитет императорской власти! (но не народа!). (словарная работа) Создание двухпалатного парламента. Без одобрения парламента царь не мог издавать законы. Право внесения проекта закона принадлежала царю. Исполнительная власть принадлежала царю. Предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания. Равенство всех перед законом. Неприкосновенность личности. Право на частную собственность Граждане – представители «свободных сословий» (крестьяне- не свободное сословие!) Устройство страны – федерация, разделенная на наместничества. В каждом наместничестве – двухпалатный парламент. | Познавательные действия: - анализировать (выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные действия: - определять цель, проблему в учебной деятельности - выдвигать версии - планировать учебную деятельность Коммуникативные действия: - излагать своё мнение (в диалоге, монологе, дискуссии) аргументируя его фактами Личностные действия: - аргументировано оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях, в том числе учебных - выбирать модель поведения неоднозначных ситуациях, отвечать за свой выбор |
V. Итоги урока. Рефлексия |
8 мин
1 мин | Слайды 23,24 Метод 6 шляп для решения вопроса исследования Метод 6 шляп: Белая шляпа: информация. Вопросы: 1. Какой мы обладаем информацией? 2. Какая нам нужна информация? Красная шляпа: чувства и интуиция. Вопрос: Какие у меня возникают чувства по этому поводу? Черная шляпа: критика. Вопросы: 1. Правда ли это? 2. Сработает ли это? 3. В чем недостатки? 4. Что здесь неправильно
Желтая шляпа: логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Зеленая шляпа: креативность. Вопрос: Каковы альтернативы? Синяя шляпа: управление процессом. Вопросы: 1. Чего мы достигли? 2. Что нужно делать дальше? Оценивание работ обучающихся
| Анализ, выделение главного, формулирование ответа, презентация работы группы: Вопросы: 1. Какой мы обладаем информацией? 2. Какая нам нужна информация? Вопрос: Какие у меня возникают чувства по этому поводу?
Вопросы: 1. Правда ли это? 2. Сработает ли это? 3. В чем недостатки? 4. Что здесь неправильно
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Каковы альтернативы?
Вопросы: 1. Чего мы достигли? 2. Что нужно делать дальше?
Взаимоконтроль. Самооценка. Оценивание. Выставление отметок. |
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |