СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Почва - кормилица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта окружающего мира на тему "Почва - кормилица"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Почва - кормилица"»

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

УМК, автор программы

УМК «Гармония», О.Т. Поглазова

Учитель

Ампилогова Наталья Сергеевна , учитель начальных классов

Тема урока,

урока в рабочей программе

26: «Почва - кормилица»

Цель урока


Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Какое значение имеет почва для чело- века. Что может разрушить плодородие почвы, как его сохранять. Как обрабатывали почву и сохраняли её плодородие наши предки

Изучить виды разрушения почв и методы борьбы. Объяснить правила охраны почв;


развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника;


Способствовать развитию бережного отношения к природе.

Уважительное отношение к сельскому труду. Интерес к жизни наших предков. Осознание важность соблюдения норм экологически грамотного поведения в природе и в быту, участвовать в природоохранной деятельности.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения



Природные причины и действия людей, разрушающие и ухудшающие плодородие почвы. Способы сохранения плодородия почвы. Представление о том, как обрабатывали почву в старину, какими орудиями труда пользовались наши предки. Современная сельскохозяйственная техника для обработки почвы, уборки урожая. Основные понятия: обработка почвы, снегозадержание, удобрение, компост, навоз, мотыга, соха, борона, плуг, сеялка, трактор, комбайн


Личностные качества, метапредметные УУД



Уважительное отношение к сельскому труду. Интерес к жизни наших предков. Осознание важности соблюдения норм экологически грамотного поведения в природе и в быту, участвовать в природоохранной деятельности. Находить нужную информацию в мате- риалах учебника и дополнительной литературе; анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира




Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ). Кроме того, в качестве вспомогательного приёма на этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления учащихся – синквейн.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)


Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


Учебник – с. 118–121; рабочая тетрадь – с. 43–45; задания № 49–53








Организационная структура урока



 Название этапа

 

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).


-Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.





Мобилизация внимания на плодотворную  работу

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

2. Актуализация и пробное учебное действие.


На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его

осуществление и фиксация индивидуального затруднения.


Учитель читает задачу о двух фермерах,которые посадили капусту в один день Осенью они собрали урожай.


Рассматривают слайд с изображением двух грузовиков с капустой.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения

3. Выявление места и причины затруднения.


На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

Ребята посмотрите на слайд и скажите одинаковый у них урожай?

Почему? Назовите причины.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения



4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.




Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, морковок.

- О какой кладовой идёт речь?

Откуда эти богатства? (матушка земля)

- Как ещё мы её можем назвать? (кормилица)

Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)

- О чём сегодня мы будем говорить? (почва-кормилица)

-Что же предстоит нам сегодня узнать:

  • Что разрушает почву.

  • Что необходимо для сохранение почвы.

  • Как возделывают почву наши предки.

  • Почему почва- кормилица?


Выделение и формулирование познавательной цели


5. Реализация построенного проекта.


На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный –В каких вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.


Придумайте свои знаки в защиту почвы. Нарисуйте. Обоснуйте свою работу.


Ученики берут пронумерованные стаканчики-1, 2, 3.



Работа в группах.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Учитель выполняет роль консультанта.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки(наклеить)

Посадка растений, образование оврагов, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.

-работа в учебнике стр.118-119

Вывод: почву могут разрушать природные явления, деятельность людей,потерять плодородие легко,а воссоздать его трудно

2 группа: найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.

-работа в учебнике стр.119

Вывод: для защиты почвы сажали деревья, зимой ставили снегозадержание, вывозили на поля золу и навоз, мусор собирали в кучи.

3. группа:  Разбить орудия труда на 2 группы .современные и старинные.

Мотыга, трактор, соха,борона-суковатка, комбайн,железный плуг, сеялка.

Работа в учебнике стр.120-121

Чем занимались издревле на Руси?

-сообщение «земледелие»

- Как возделывали поле наши предки?

- Какие орудия труда использовали?

- Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?


Вывод:с появлением современной техники стало работать легче, чем нашим предкам



8. Включение в систему знаний и повторение.


На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.


- Почему люди называют землю « кормилицей»? Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных).
А раз земля кормилица, то ее надо охранять, беречь.



-Что необходимо делать для того, чтобы получить хороший урожай?


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


1.- Вернёмся к таблице и посмотрим, как изменились наши знания по изученной теме.

Знаю всё

Знаю, но не всё

Знаний стало больше

2. Оценивание работ в группах.



Критерии оценивания




плохо



средне



отлично

1. Правильность выполнения.




2. Дружелюбность, сплоченность




3. Эмоциональное отношение

(понравилась ли работа, довольны ли?)




Подведение итогов совместной деятельности

и деятельности каждого участника:

  • какова была цель – достигнута ли она;

  • кто и как в группе работал;

  • кто внёс наибольший вклад;

  • почему было трудно работать;

  • соблюдалось ли правило групповой работы;

  • как вырабатывали общее мнение.

–Проверим ,то что сегодня изучили

тест, оценивание




10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

- 1. . Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях». 
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.



Записывают информацию о домашнем задании



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!