СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Погода и метеорологические наблюдения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Погода и метеорологические наблюдения" (Алгоритм успеха)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Погода и метеорологические наблюдения"»

План – конспект урока по теме «Погода и метеорологические наблюдения»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-экскурсия

Оборудование: учебник §13, рабочая тетрадь, фотоаппарат

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

компонент урока

Творческий

компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

Звучит фрагмент песни «У природы нет плохой погоды»

Как вы, наверное, уже догадались, сегодня на уроке мы поговорим о погоде.


Слушают песню, с помощью которой определяют тему урока.



Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)



Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

  • Кошка лижется — к ненастью.

  • В пятницу дождь — в воскресенье ясно.

  • Гром зимой — к сильным ветрам.

  • В полдень лучи Солнца темнеют — ожидай грозу...

- Ребята, скажите, что я только что вам прочитала? (Приметы)

- Откройте учебник на стр.70 и ответьте на вопрос № 4,5 в начале параграфа:

-№4. Какие признаки изменения погоды вам известны?

№5. Какие специалисты изучают атмосферу?

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы!

(метеоролог)


- А есть ли необходимость в современное время нам наблюдать за приметами, чтобы узнать какая погода будет завтра? А где мы можем узнать о погоде?

Примеры сайтов:

Гизметео

Погода

Метеоплан




- Ребята, посмотрите прогноз погоды на завтра Гизметео

и скажите, какая будет погода?

- Как вы это определили? По каким показателям?






-А где мы уже встречались с этими показатели?



Таким образом, установите: погода это что?


Проверьте правильность своих догадок, прочитав определение на стр. 70 (2 абзац сверху)


Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: можем ли мы с вами сейчас составить свой прогноз погоды на завтра? Почему?


И так, ребята, сегодня нам предстоит совершить экскурсию на метеостанцию, которая находится на территории Чегдомынского аэропорта (п.Весёлый, около 4 км от нашей школы).

Метеостанция – это центр по изучению атмосферы.

Цель экскурсии: познакомиться работой метеостанции











Вспоминают признаки.


Отвечают на предложенные вопросы, высказывая свои предположения.








Отвечают на поставленные вопросы и указывают места, где можно узнать о погоде, возможно, назовут некоторые сайты сети Интернет.

Если не назовут Интернет, то можно показать в качестве примера несколько сайтов с прогнозом погоды.


Возможные ответы: плохая, хорошая, холодная, морозная…

Отвечают на вопросы, перечисляя составные компоненты погоды: температура, влажность, облачность, осадки, ветер (увиденные на сайте)


Вспоминают и указывают атмосферу.


Делятся своими предположениями.

Сравнивают свои ответы с эталоном.


Делятся своими размышлениями, возможно указывая отсутствие специальных приборов.









Проявляют интерес к изучаемой теме



Высказывают свои

предположения





Работа с Интернетом









Узнать составные компоненты погоды



















Сами формулируют определение.








Привлечение русского фольклора.


Формулирование задач урока

Для того чтобы наша поездка (на школьном автобусе) была более продуктивна, давайте сейчас определим какие задачи мы должны решить.

  1. Посетить метеостанцию

  2. Познакомиться с принципом работы приборов

  3. Сделать фотографии приборов

  4. Оформить отчет по экскурсии


Участвуют в формулировке задач на урок.













Формулируют 1 задачу: посетить метеорологическую станцию



Формулируют 2 задачу: посмотреть, как работают приборы



Формулируют 3 задачу: сделать фотографии











2.Процессуально - содержательный этап урока


Изучение нового материала


Для того чтобы оформить отчет я разобью класс на 4 группы:

1 группа – составляет отчет по барометру

2 группа – отчет по термометру

3 группа – отчет по флюгеру

4 группа - отчет по дождемеру

Форма отчета (презентация Power Point, не менее 4-х слайдов):

  • Титульный лист (с указанием названия прибора и авторов отчета)

  • История создания прибора

  • Фотография прибора

  • Назначение прибора

Инструктаж по безопасности при поездке на школьном автобусе:

ИНСТРУКЦИЯ                              
для обучающихся и воспитанников по правилам безопасности при поездках в школьном автобусе

1. Общие требования безопасности 

1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся и воспитанников, пользующихся автобусными перевозками, организуемыми учреждением образования.

1.2. К поездкам допускаются дети, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.3. Обучающиеся и воспитанники обязаны выполнять требования воспитателей, учителей, либо специально назначенных взрослых из числа родителей по соблюдению порядка и правил проезда в школьном автобусе.

 

2. Требования безопасности перед началом поездки, во время посадки и поездки

2.1. Перед началом поездки обучающиеся обязаны:

- пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;

- ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора, не выходя на проезжую часть дороги;

- спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;

- по распоряжению сопровождающих пройти проверку наличия участников поездки;

- не выходить навстречу приближающемуся автобусу.

2.2. После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона.

2.3. Во время поездки школьники обязаны соблюдать дисциплину и порядок, бережно относиться к имуществу, пристегнуться ремнем безопасности.  О всех недостатках, замеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающим.

2.4. Обучающимся запрещается:

- загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;

- вставать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;

- создавать ложную панику;

- без необходимости нажимать на сигнальную кнопку;

- открывать окна, форточки и вентиляционные люки;

- портить обивку сидений и иное оборудование автобуса. 

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях

3.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся или воспитанник обязан сообщить об этом сопровождающему (при необходимости подать сигнал при помощи специальной кнопки).

3.2. При возникновении аварийных ситуаций (технической неисправности, пожара и т.п.) после остановки автобуса по указанию водителя дети должны под руководством сопровождающих быстро и без паники покинуть автобус и удалиться на безопасное расстояние, не выходя при этом на проезжую часть дороги. Начинают выходить впередисидящие учащиеся, и так по порядку.

3.3. В случае захвата автобуса террористами обучающимся необходимо соблюдать спокойствие, без паники выполнять все указания сопровождающих лиц. 

4.Требования безопасности по окончании поездки 

4.1. По окончании поездки обучающийся обязан:

после полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающих спокойно, не торопясь выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят школьники, занимающие места у выхода из салона;

по распоряжению сопровождающего пройти проверку наличия участников поездки; не покидать место высадки до отъезда автобуса.


Разбивка класса на группы, распределение отчетов




















































Рефлексия деятельности

(Проходит на обратном пути в автобусе)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая фразу учителя:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я понял, что…

  5. теперь я могу…

  6. я почувствовал, что…

  7. я приобрел…

  8. я научился…

  9. у меня получилось …

  10. я смог…

  11. я попробую…

  12. меня удивило…

  13. урок дал мне для жизни…

  14. мне захотелось…


Находят разное значение приобретённых знаний



3.Этап закрепления

Подведение итогов

(проводится в автобусе)

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?


Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности

Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального


4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоциональная

Нужно подобрать песню (желательно с упоминанием элементов погоды) в соответствии с вашим настроением после урока и исполнить её (можно только куплет или припев)

Анализируется урок, достижение целей, общий результат.




- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие



5. Объяснение домашнего задания

Обязательное

задание

  1. Изучите параграф «Погода и метеорологические наблюдения» стр.70-72.

  2. Подготовить отчет по экскурсии

  3. Подготовиться к практической работе: ознакомиться с инструкциями (стр. 67-68, 73-75), подготовить нужное оборудование (по группам)


- Готовят отчет по экскурсии; готовятся к практической работе.




Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

1.Подобрать приметы о погоде, которые можно понаблюдать в своем населенном пункте

2. Собрать коллекцию песен о погоде, или атмосферных явлениях.


- выбирают необходимый материал и составляют коллекцию песен











Подбор примет, составление собственной коллекции песен











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!