Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 5 класс Тема Язык и человек. Общение устное и письменное»
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Тема: Язык и человек. Общение устное и письменное.
Тип: изучение нового материала.
Задачи:
• обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность;
• учить различать виды речевой деятельности;
• учить приёмам эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;
• учить разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.
Планируемые результаты
Предметные:
• осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка;
• знать основные особенности устной и письменной речи;
• различать виды речевой деятельности;
• знать приёмы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;
• разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.
Метапредметные:
познавательные:
• использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой;
• использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;
• извлекать главную информацию из текстов;
коммуникативные:
• самостоятельно находить информацию в СМИ;
• адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ;
• воспроизводить содержание прослушанного текста;
• вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах.
Личностные:
• стремиться к личностному самоопределению;
• осознавать эстетическую ценность русского языка;
• осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности;
• анализировать себя как слушателя.
Межпредметные связи: литература — тема «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки». |
Ресурсы урока: учебник, ч. 1, с. 3—7; |
Ход урока Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Актуализация необходимых знаний | • Предлагает рассмотреть форзацы и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем». | • Рассматривают обложку учебника, форзацы. Делятся мыслями, впечатлениями, комментируют условные обозначения. В оглавлении находят содержание разделов и тем, которые будут изучаться в первом полугодии 5-го класса. Вспоминают темы, которые предстоит обобщить и повторить в начале 5-го класса. | Мотивация познавательной деятельности | -Почему Эзоп считает, что язык –самая лучшая и самая худшая вещь в мире? -О каком языке идёт речь? Предлагает прочитать и объяснить эпиграф к разделу. Прочитайте теоретические сведения на с. 4 учебника, перечислите функции языка | | Читают тему урока: «Язык и человек», высказывают предположение, что будут обсуждать роль языка в жизни человека, его функции. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: учиться определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка. | | | 1) передача мыслей, знаний; 2) общение; 3) передача накопленного опыта. | Организация познавательной деятельности | Давайте подведем промежуточные итоги (слайд) и запишем их в тетрадь. Продолжи фразу… Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... Подумайте, а дорожные знаки – это язык? (+вывод) Работа в парах с упр. 6: прочитать задание, обсудить ход его выполнения. При необходимости рекомендует пользоваться Словарём пословиц, поговорок и крылатых выражений (или индивидуальная работа с пословицами на слайде) Рассмотрите упр. 7, подготовьтесь к письму по памяти. | Читают и самостоятельно выполняют задание. При коллективном обсуждении результатов уточняют понятие «язык». Читают задание. Планируют действия. Подбирают аргументы для подтверждения тезиса, что язык — это средство общения. По окончании работы представляют результаты классу. Читают задание. Рассматривают рисунки, делают вывод, что на 1-м рисунке показано устное общение, потому что ученик говорит, а учитель и одноклассники его слушают; на 2-м и 3-м рисунках — письменное общение. Читают задание. Планируют действия. Устно высказываются на тему «Чем отличается устное высказывание от письменного», используя материал упражнения. По окончании по желанию представляют результаты в классе. Делают вывод, что общение может быть не только устным, но и письменным. Уточняют понятие «общение». Корректируют учебную задачу: учиться находить основные особенности устной и письменной речи, разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. Высказывают предположения. Читают задание, комментируют ход его выполнения. Отвечают на вопросы. Выбирают пословицу и письменно объясняют её смысл. По окончании проводят взаимопроверку. Корректируют написанное. Представляют свои сочинения-миниатюры в классе, выслушивают мнения одноклассников. Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы. | Рефлексия | | Проводят самоанализ, оценивают результаты своей деятельности. | | |
|
Просмотр содержимого презентации
«Язык ичеловек. Общение устное и письменное 5 класс»
Русский язык
5 класс
Однажды богатый грек Ксанф приказал
своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу
купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на
базар и принёс…язык.
- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?
- Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
- Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь.
- Эзоп ушёл и принёс…язык.
-Почему Эзоп считает, что язык –
самая лучшая и самая худшая вещь в мире?
-О каком языке идёт речь?
Эпиграф урока
-Прочитайте эпиграф к уроку (с. 4) и объясните его смысл.
Какова роль языка в жизни людей ?
Персонажи читают, пишут, разговаривают,
слушают .
Они передают и принимают информацию с помощью языка
Общение
устное письменное
выражается
звуками (говорение) буквами (письмо)
мы её
слышим (слушание) видим (чтение)
Для чего нужен язык?
- рассказывать
- читать
- писать
- объяснять
- рассуждать
ПРИНИМАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ
ИНФОРМАЦИЮ
- Какую роль играет язык в нашей жизни?
- Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь?
Подумай! Дорожные знаки- это речь?
Конечно!
Это письменная речь.
Знаки помогают нам
соблюдать правила
дорожного движения.
А для слепых нужен светофор?
А как же!
Для них выпускаются звуковые
светофоры. И они их воспринимают на слух (устно).
интересно рассказывать
лучше понимать друг друга
Если мы будем хорошо
знать язык, то сможем...
писать без ошибок
правильно говорить
лучше понимать прочитанное
В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения пользуйтесь словами для справок.
1)Глупые слова жить мешают, а разумные во всём…. 2) Не давши слова – крепись, а давши - …. 3) Будь слову своему …. 4) Слово не воробей, вылетит -… 5) Словам болтуна не велика…. 6) Больше дела, меньше….
Слова для справок :
Цена, слов, не поймаешь,
помогают, держись, хозяин.
Рефлексия
-Давайте соотнесём поставленную учебную задачу с результатами урока.
-Что нового узнали, что поняли?
-Какие трудности возникли?
Домашнее задание
§ 1,2 прочитать теорию, упр. 7 (подготовиться к письму по памяти)