СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока + презентация по теме "Язык и человек. Общение устное и письменное" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве преставлена карта урока и презентация, которые полностью соответствуют материалу учебника "Русский язык" 5 класс под ред. Т.А. Ладыженской. В ходе урока предусмотрена работа в парах, самостоятельная деятельность, диагностика достижений.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 5 класс Тема Язык и человек. Общение устное и письменное»



Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Тема: Язык и человек. Общение устное и письменное.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность;

• учить различать виды речевой деятельности;

• учить приёмам эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;

• учить разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

Планируемые результаты

Предметные:

• осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка;

• знать основные особенности устной и письменной речи;

• различать виды речевой деятельности;

• знать приёмы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;

• разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

Метапредметные:

познавательные:

• использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой;

• использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;

• извлекать главную информацию из текстов;

коммуникативные:

• самостоятельно находить информацию в СМИ;

• адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ;

• воспроизводить содержание прослушанного текста;

• вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах.

Личностные:

• стремиться к личностному самоопределению;

• осознавать эстетическую ценность русского языка;

• осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности;

• анализировать себя как слушателя.

Межпредметные связи: литература — тема «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки».

Ресурсы урока: учебник, ч. 1, с. 3—7;

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает рассмотреть форзацы и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем».

• Рассматривают обложку учебника, форзацы. Делятся мыслями, впечатлениями, комментируют условные обозначения. В оглавлении находят содержание разделов и тем, которые будут изучаться в первом полугодии 5-го класса. Вспоминают темы, которые предстоит обобщить и повторить в начале 5-го класса.

Мотивация познавательной деятельности

  • Чтение текста об Эзопе. Вопросы:

-Почему Эзоп считает, что язык –самая лучшая и самая худшая вещь в мире?

-О каком языке идёт речь?

  • Прочитайте тему урока, сформулируйте учебную цель.





  • Предлагает прочитать и объяснить эпиграф к разделу.

  • Прочитайте теоретические сведения на с. 4 учебника, перечислите функции языка


  • Читают текст, отвечают на вопросы, высказывают предположения.



  • Читают тему урока: «Язык и человек», высказывают предположение, что будут обсуждать роль языка в жизни человека, его функции. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: учиться определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

  • Читают эпиграф, высказывают предположения о его смысле.



  • Читают текст. Называют функции языка:

1) передача мыслей, знаний;

2) общение;

3) передача накопленного опыта.

Организация познавательной деятельности

  • Самостоятельная работа с упр. 1. Просит, прочитав задание, прокомментировать ход выполнения.

  • Работа в парах с упр. 2.



  • Рассмотрите иллюстрации на с. 6 и ответьте на вопрос.




  • Самостоятельная работа с упр. 4.



  • Давайте подведем промежуточные итоги (слайд) и запишем их в тетрадь.

  • Продолжи фразу… Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...




  • Подумайте, а дорожные знаки – это язык? (+вывод)

  • Работа в парах с упр. 6: прочитать задание, обсудить ход его выполнения. При необходимости рекомендует пользоваться Словарём пословиц, поговорок и крылатых выражений (или индивидуальная работа с пословицами на слайде)


  • Домашнее задание

Рассмотрите упр. 7, подготовьтесь к письму по памяти.

  • Читают и самостоятельно выполняют задание. При коллективном обсуждении результатов уточняют понятие «язык».

  • Читают задание. Планируют действия. Подбирают аргументы для подтверждения тезиса, что язык — это средство общения. По окончании работы представляют результаты классу.

  • Читают задание. Рассматривают рисунки, делают вывод, что на 1-м рисунке показано устное общение, потому что ученик говорит, а учитель и одноклассники его слушают; на 2-м и 3-м рисунках — письменное общение.

  • Читают задание. Планируют действия. Устно высказываются на тему «Чем отличается устное высказывание от письменного», используя материал упражнения. По окончании по желанию представляют результаты в классе.

  • Делают вывод, что общение может быть не только устным, но и письменным. Уточняют понятие «общение». Корректируют учебную задачу: учиться находить основные особенности устной и письменной речи, разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

  • Высказывают предположения.

  • Читают задание, комментируют ход его выполнения. Отвечают на вопросы. Выбирают пословицу и письменно объясняют её смысл. По окончании проводят взаимопроверку. Корректируют написанное. Представляют свои сочинения-миниатюры в классе, выслушивают мнения одноклассников.

  • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Рефлексия

  • Давайте соотнесём поставленную учебную задачу с результатами урока. Что нового узнали, что поняли? Какие трудности возникли?

Проводят самоанализ, оценивают результаты своей деятельности.

  • Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить письменные задания к упр. 6.








Просмотр содержимого презентации
«Язык ичеловек. Общение устное и письменное 5 класс»

Русский язык 5 класс

Русский язык

5 класс

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык. - Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? - Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? - Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь. - Эзоп ушёл и принёс…язык. -Почему Эзоп считает, что язык –  самая лучшая и самая худшая вещь в мире? -О каком языке идёт речь?

Однажды богатый грек Ксанф приказал

своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу

купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на

базар и принёс…язык.

- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?

- Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

- Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь.

- Эзоп ушёл и принёс…язык.

-Почему Эзоп считает, что язык –

самая лучшая и самая худшая вещь в мире?

-О каком языке идёт речь?

Эпиграф урока -Прочитайте эпиграф к уроку (с. 4) и объясните его смысл.

Эпиграф урока

-Прочитайте эпиграф к уроку (с. 4) и объясните его смысл.

Какова роль языка в жизни людей ? Персонажи читают, пишут, разговаривают, слушают . Они передают и принимают информацию с помощью языка

Какова роль языка в жизни людей ?

Персонажи читают, пишут, разговаривают,

слушают .

Они передают и принимают информацию с помощью языка

Общение устное  письменное  выражается  звуками (говорение) буквами (письмо)  мы её слышим (слушание) видим (чтение)

Общение

устное письменное

выражается

звуками (говорение) буквами (письмо)

мы её

слышим (слушание) видим (чтение)

Для чего нужен язык?  рассказывать  читать  писать  объяснять  рассуждать  ПРИНИМАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ  ИНФОРМАЦИЮ

Для чего нужен язык?

  • рассказывать
  • читать
  • писать
  • объяснять
  • рассуждать

ПРИНИМАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ

ИНФОРМАЦИЮ

Какую роль играет язык в нашей жизни? Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь?  А какой не должна быть?
  • Какую роль играет язык в нашей жизни?
  • Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь?
  • А какой не должна быть?
Подумай!  Дорожные знаки- это речь? Конечно! Это письменная речь. Знаки помогают нам соблюдать правила дорожного движения.

Подумай! Дорожные знаки- это речь?

Конечно!

Это письменная речь.

Знаки помогают нам

соблюдать правила

дорожного движения.

А для слепых нужен светофор? А как же! Для них выпускаются звуковые светофоры. И они их воспринимают на слух (устно).

А для слепых нужен светофор?

А как же!

Для них выпускаются звуковые

светофоры. И они их воспринимают на слух (устно).

интересно рассказывать лучше понимать друг друга Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... писать без ошибок правильно говорить лучше понимать прочитанное

интересно рассказывать

лучше понимать друг друга

Если мы будем хорошо

знать язык, то сможем...

писать без ошибок

правильно говорить

лучше понимать прочитанное

В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения пользуйтесь словами для справок.  1)Глупые слова жить мешают, а разумные во всём….  2) Не давши слова – крепись, а давши - ….  3) Будь слову своему ….  4) Слово не воробей, вылетит -…  5) Словам болтуна не велика….  6) Больше дела, меньше….  Слова для справок : Цена, слов, не поймаешь, помогают, держись, хозяин.

В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения пользуйтесь словами для справок.

1)Глупые слова жить мешают, а разумные во всём…. 2) Не давши слова – крепись, а давши - …. 3) Будь слову своему …. 4) Слово не воробей, вылетит -… 5) Словам болтуна не велика…. 6) Больше дела, меньше….

Слова для справок :

Цена, слов, не поймаешь,

помогают, держись, хозяин.

Рефлексия -Давайте соотнесём поставленную учебную задачу с результатами урока. -Что нового узнали, что поняли? -Какие трудности возникли?

Рефлексия

-Давайте соотнесём поставленную учебную задачу с результатами урока.

-Что нового узнали, что поняли?

-Какие трудности возникли?

Домашнее задание § 1,2 прочитать теорию, упр. 7 (подготовиться к письму по памяти)

Домашнее задание

§ 1,2 прочитать теорию, упр. 7 (подготовиться к письму по памяти)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!