- Ребята, а что такое чернильница? (Чернильница – там, где хранятся чернила). Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек. - О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему? (О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать). - На сколько частей можно разделить этот текст? (На 4 части). - Давайте откроем учебники и убедимся в этом. Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496. Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана. - Откуда начинается и где заканчивается 1 часть? ( Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком»). - О чем говорится в этой части? - Как мы можем озаглавить эту часть? «Откуда берутся сказки» (Запись плана учеников в тетради + план дается на доске). - Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана - 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла. Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза. На доске (запись): Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы. - Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза. - Где начинается и заканчивается 2 часть?( «почему это, дедушка, так?». - Как вы понимаете эту часть? - Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте? ( Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется). - Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки? (Нет). - Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать? - Как мы назовем эту часть?( « Почему сказка не зацепляется?») - Молодцы. Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее. На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?» - Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? - Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки? (В 3 части.) - Назовите границы этой части. ( От слов «не горюй» до слов «перо острее»0. - Как мы назовем эту часть?( « Совет дедушки»). - Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу? (Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру). - Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться. - Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение? - Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой. - Какое лексическое средство автор использует в этой части? ( Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д). - Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка? (Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл). - Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь» - А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?» - Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли. Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним. - Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки? - Как понимаете выражение «на ус мотай»? - Это Фразеологизм? Какое у него значение? (Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание). - Как мы назовем 4 часть? ( «Дедова притча»). - Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить? Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал. - Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов. Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи. -Разделите текст на четыре части. Какие слова и выражения раскрывают главную мысль каждой части? Примерный вариант ответа - Дедушка, откуда ты сказки берешь? - Из чернильницы, ручкой с перышком. Поступил Сережа в школу, стал из чернильницы сказку добывать, - не зацепляется. - Почему это, дедушка? - Не горюй! Придет время, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если не только в чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнешь. Не все понял малый, но притчу запомнил и другим рассказал. (Далее учащиеся объяснят слова, в которых заключается основная мысль.) Слово откуда - слово-вопрос. Именно оно возникло у маленького мальчика, не понимающего, как рождаются сказки. Глаголами берешь, достаешь мальчик пытается подсказать правильный ответ деду и, кажется, что дед принимает сторону внука, отвечая: Действительно, откуда, достать - можно из чего-то. Здесь же нужно объяснить переносный смысл, подтекст ответа деда. |