СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока развития речи по русскому языку «Обучающее сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного),  развивать умения учащихся передавать информацию сжато, в обобщенной форме.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока развития речи по русскому языку «Обучающее сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница»»

Технологическая карта урока

Предмет:

Русский язык

Класс

5

Тема урока:

Р/р. Обучающее сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница»

Тип урока:

Урок развития речи

Цель:

Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля; развивать умения учащихся передавать информацию сжато, в обобщенной форме.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, самоконтроль; создание условия для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию различных видов работ. Развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста.  

Воспитательные: пропагандировать ценностное отношение к слову; воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка. Воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).

Планируемые результаты

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения в сжатом виде.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию. Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, парная, фронтальная

Модернизация урока:

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715


УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организационный этап

Будь любознателен – и многое тебе откроется.

Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.

Будь отважен – и ты победишь. 

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Ребята, сегодня мы с вами пишем изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

- Давайте мы с вами вспомним, что такое изложение?

(Изложение – это письменный пересказ текста)

- Пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым. (на доске открывается схема)

- Ребята, сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, почему изложение называется сжатым? (Потому что объем текста сокращен).

- Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля.

- Как вы думаете, где в жизни пригодятся умения говорить кратко?

( Когда срочно надо сообщить о каких-либо событиях полиции, скорой помощи… и т.д.)

- Хорошо. Вторая цель нашего урока – научиться сжимать текст.

Познавательные УУД

1. Извлекать нужную информацию.


Коммуникативные УУД

1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе

Регулятивные УУД:

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)


III.

Актуализация знаний.


- Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С?

(приставку «с», так как приставки «з» не бывает).

- А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож- ?

(корень -лож-, так как перед «ж» пишем «о»).

- Молодцы. А теперь внимательно спишите число и тему в тетради.


Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

Личностные УУД:

IV.

Подготовка к изложению

  1. Слово учителя.


Сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Евгений Андреевич был знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Это знакомство имело сильное воздействие на творчество Пермяка.

- Давайте вспомним, какие книги написал Пермяк?

( Герои его книг – обычные люди. Он выхватывает факты из жизни.

Основная тема, которая проходит через всё его творчество - тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом).

- Наш текст называется «Перо и чернильница». Я сейчас буду читать этот текст, а вы внимательно слушайте. Попытайтесь понять, о чем этот текст. Насколько соотносится содержание с заглавием? На сколько микротем можно разделить текст?

  1. Знакомство с притчей «Перо и чернильница» из произведения Е. А. Пермяка.

Притча - библейская поучительная история.

Учащимся следует разъяснить, что не так давно (40-45 лет назад) люди стали писать шариковыми ручками, а до этого времени писали перьевыми, используя чернила и перья.

3. Первое прочтение текста учителем.


- Ребята, сложный ли текст? Как вы поняли, о чем он? Как вы понимаете смысл заглавия? Какой жанр этого текста?

( По жанру это произведение – притча. Что такое притча?

Притча - библейская поучительная история с иносказательным смыслом

- Ребята, когда мы используем иносказание?

Мы используем иносказание, когда хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам. Это общечеловеческое понимание. Но иносказание – это термин в литературе и в русском языке. У него есть синоним аллегория.

- Давайте приведем словарное объяснение термина «иносказание».

Иносказание – это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ.

- У кого из писателей мы встречаем иносказание? ( У Крылова).

- Хорошо. Какие предметы названы в тексте?( Перо и чернильница).

- Совершенно верно, и автор выносит их в заглавие текста. Давайте и мы с вами напишем название нашего изложения.



Регулятивные УУД:

1. выполнение пробного учебного действия ; оценивают свою работу на уроке ; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные УУД: приобретают умения применять

полученные знания на практике:

Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои возможности в учении; сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования.


Регулятивные УУД: оценивают

свою работу на уроке

Коммуникативные УУД: высказывают и обосновывают

свою точку зрения

V.

Динамическая пауза


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI


- Ребята, а что такое чернильница?

(Чернильница – там, где хранятся чернила).


Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

- О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему? (О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать).

- На сколько частей можно разделить этот текст? (На 4 части).

- Давайте откроем учебники и убедимся в этом.

Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496.

Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана.


- Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?

( Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком»).

- О чем говорится в этой части?


- Как мы можем озаглавить эту часть? «Откуда берутся сказки»

(Запись плана учеников в тетради + план дается на доске).

- Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана

- 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла.

Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.


На доске (запись): Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.

- Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза.

- Где начинается и заканчивается 2 часть?( «почему это, дедушка, так?».

- Как вы понимаете эту часть?

- Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?

( Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется).

- Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки? (Нет).

- Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать?

- Как мы назовем эту часть?( « Почему сказка не зацепляется?»)

- Молодцы. Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее.


На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»


- Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

- Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки? (В 3 части.)

- Назовите границы этой части. ( От слов «не горюй» до слов «перо острее»0.

- Как мы назовем эту часть?( « Совет дедушки»).

- Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу?

(Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру).

- Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться.

- Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение?


- Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой.

- Какое лексическое средство автор использует в этой части?

( Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д).


- Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка? (Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл).

- Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь»


- А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?»


- Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.


Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.


- Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?

- Как понимаете выражение «на ус мотай»?

- Это Фразеологизм? Какое у него значение?

(Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание).

- Как мы назовем 4 часть? ( «Дедова притча»).

- Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить?


Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.

- Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.

Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи.


-Разделите текст на четыре части. Какие слова и выражения раскрывают главную мысль каждой части?

Примерный вариант ответа

  1. - Дедушка, откуда ты сказки берешь?

- Из чернильницы, ручкой с перышком.

  1. Поступил Сережа в школу, стал из чернильницы сказку добывать, - не зацепляется.

  2. - Почему это, дедушка?

- Не горюй! Придет время, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если не только в чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнешь.

  1. Не все понял малый, но притчу запомнил и другим рассказал.

(Далее учащиеся объяснят слова, в которых заключается основная мысль.)

Слово откуда - слово-вопрос. Именно оно возникло у маленького мальчика, не понимающего, как рождаются сказки.

Глаголами берешь, достаешь мальчик пытается подсказать правильный ответ деду и, кажется, что дед принимает сторону внука, отвечая:

  • Из чернильницы.

Действительно, откуда, достать - можно из чего-то. Здесь же нужно объяснить переносный смысл, подтекст ответа деда.


VII.

Рефлексия

« Продолжи фразу»

Текст написан в (художественном) стиле речи.

Тип речи – (повествование_

Жанр- (притча).

Тема – (о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы")

А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку./


Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениям

VIII.

Информация о домашнем задании.

Сократить текст, но при этом точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ей частями текста так же, как мы это делали с 1-ой и 2-ой частями.


Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!