СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»

Учитель: Королева Маргарита Сергеевна

Цель урока: создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.

Задачи урока:

предметные: научиться распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;

метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;

умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;

анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков местоимения как части речи;

воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию;

умение оценивать свой результат;

умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;

выделение и осознание уже полученных знаний;

умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 65 им. Н. Сафронова» г.Ульяновска











Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»

Учитель: Королева Маргарита Сергеевна















Цель урока: создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.

Задачи урока:

предметные: научиться распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;

метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;

умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;

анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков местоимения как части речи;

воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию;

умение оценивать свой результат;

умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;

выделение и осознание уже полученных знаний;

умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.




















Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

Цель этапа:настрой учащихся на результативную работу на уроке.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока

Проверяют готовность рабочих мест.





Личностные - настрой на позитивное начало урока,

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: организовать воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся.

Приветствие:

Я рада видеть каждого из вас,

Теплом и солнцем осень в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг дуга любит,

Чувствует и слышит.

 

- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.

- Какой частью речи являются данные слова?(1 слайд)

-Внимательно посмотрите на доску, здесь в произвольном порядке расположены слова. Составьте из них тему нашего урока.

Почему пейзажи души? (включить в цели занятия).

Запись даты и темы урока.(2 слайд)

Целеполагание: Ребята, исходя из нашей темы, какие цели мы себе поставим? (можно пользоваться подсказками на слайде ) (3 слайд)

 




Давайте вспомним, что мы уже знаем о местоимении. За правильные ответы раздаю осенние листочки. (4 слайд)


 

 



3. СОР: На каком месте по частотности употребления находятся местоимения?

Языковеды отмечают, что местоимения обладают особой изобразительной силой – экспрессивностью. Что такое «экспрессия», «экспрессивность»? (Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность. По словарю С.И. Ожегова.) (5 слайд)

(лат. expressio — выражение): Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства...

- Читаем по слогам, записываем на доске.

Составляем предложения.


4. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи, её важной роли в художественной речи.



 - Сегодня на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют местоимения в речи. А над какой речью мы можем наблюдать?

В этом нам поможет творчество мастеров слова. И сегодня мы будем работать с текстами замечательной писательницы, нашей землячки – Лидолии Никитиной (6 слайд). ЛИДОЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА  НИКИТИНА. Ульяновская писательница.  Миниатюры Никитиной переводились на 17 языков мира, по ее произведениям русский язык изучается в учебных заведениях США, Японии, Германии и Узбекистана.



5) Наблюдение над языковым материалом. Работа с текстом. (Работа в группах)

Цель: определить роль местоимений в речи;

правильно писать слова с известными орфограммами.

 - Если мы будем работать по тексту, то какие задания мы сами можем придумать?

 1) Выразительно прочитайте текст.

2) Определите тему и идею текста.

3) Какую картину представили? Какие образы и изобразительно-выразительные средства помогли это сделать?

4))Определите стиль и тип речи.

5)Объясните правописание пропущенных букв. С какими орфограммами они связаны?

6) Выпишете местоимения, определите разряды. 

7) Какую роль в тексте выполняют местоимения? (при затруднениях при ответе на данный вопрос можно открыть параграф учебника 132).

(20 минут)


6. Физкультминутка.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.

Цель:снять эмоциональную усталость,

предупредить утомление.


Самоконтроль и проверка фронтальным опросом.

Местоимения каких разрядов количественно преобладают? (Личные, притяжательные, определительные.)

Какой оттенок придает тексту употребление этих местоимений? (Оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Это разговор по душам с читателем.)

Какую еще роль в тексте играют местоимения? (Местоимения – средства грамматической связи предложений. Относительные местоимения связывают между собой части сложного предложения.)

Каково же назначение личных местоимений в данных текстах? (В тексте очень важную роль играют местоимения – средство сохранения безымянности лирического героя. Местоимения при этом являются возможными «заместителями» не только автора, но и читателя, которому окажутся близки выраженные в стихотворении чувства и переживания.)

Большой экспрессивностью в художественной речи обладают и неопределенные местоимения. (Неопределенные местоимения, в отличие от личных, притяжательных, не «приближают», а «отдаляют» предметы и события, о которых идет речь).

 

7.     Итог урока.

Цель этапа: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

- Какие цели, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? (по поднятой руке).

- «Пейзаж души» почему?

 8. Оценивание (собрать листочки)

 9.   Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа:Сообщить домашнее задание, проинструктировать по его выполнению.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

 












- Каждого, из вас, нам, наш.


- Слова являются местоимениями.


-Роль местоимений в речи. Пейзажи души.



- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

 - Повторить пройденный материал по теме: «Местоимения»;

- Узнать, какую роль выполняют местоимения в речи;

- Понять, что такое «пейзажи» души.



 - Отвечают по плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи(данный пункт плохо знают, поэтому мы и будем сегодня разбираться с этой темой).


 - на 3.

 

 

 - Работа «хранителя словаря».

 

 

 - Над художественной.

 

 

 

 

 

 

 

 - Запись в тетрадях.

 

Записывают предложение в тетрадь.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 






- Художетвенной.












 

 

Записывают высказывание в тетради.

 

 

 



- Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обучащиеся отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные – осознание поставленных целей и задач урока.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, умение полно и ясно формулировать свое мнение

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Регулятивные – умение структурировать информацию и на её основе составлять речевое высказывание.

Познавательные – умение преобразовывать информации под лингвистическое понятие.

Коммуникативные – развитие монологической речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, отработка навыков создания научной формулировки.

Личностные – освоение одного из способов выделения правила

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Умение работать в группе.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

  

 

Познавательные – анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Регулятивные – оценка проделанной работы.

Личностные – осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Коммуникативные – развитие монологической речи и её реализация в устной и письменной форм


Домашнее задание (по выбору обучающихся).

1.Списать текст, вставить пропущенные буквы. Указать разряд местоимений, определить роль используемых местоимений в тексте.

Успокоенность

Ю(нн/н)ой всадницей, ос…длавшей г…рячего скакуна, мчит(?)ся горная река (в)низ, не выб…рая д…роги.

Сколько (не)покорности, злости, отваги в каждом всплеске изм…нчивого русла! Как спешит она проч(?) от ледников-дом…седов, вспоивших ее!

С каким пр…зрением швыряет на крутые берега валуны! Как старает(?)ся (не)покорных перетереть в песок, будто они – надоедливые мысли, от которых иначе (не)возможно избавит(?)ся!

А сколько шума создает горная река на пер…катах?! С какой ло…костью рвет в клочья утре...ий туман и с каким безразличием проносит(?)ся мимо вод…падов, развесивших для нее нежнейшие шарфы из радуг!

И насколько (не)узнаваема эта же река в низине… До чего легко и охотно утратили силу и смелость ее стремительные волны, стоило им только войти в уютные берега, устланные песком и илом. Как замутило реку спокойствие!

2. Мини-проект: Роль местоимений в текстах Лидолии Никитиной.

3. Творческое задание: Сочинение-описание по воображаемой картине на произведения Л.Никитиной.






























Раздаточный материал

Группа№ 1: _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Море и бабочка

Бабочка л…тела к морю. Ветер …тшвыривал её от берега и прог…нял прочь от воды. А она снова и снова стремилась к бе…покойным волнам.

Я сл…дила за бабочкой до тех пор, пока она (не)скрылась из вида. Вскоре, войдя в воду, увидела эту отважную пут…шественницу: белые крылья, распластанные на волне, пок…зались мне парусником, пот…рпевшим крушение.

Почему эту бабочку так манило море? Неужели ей ч…дились в его волнах благ…уханные цветы, источающие волшебные ар…маты? А может, это волны заворожили ее своим ритмом, какой-то особой тайной?

Не всегда даже себе могу объяснить собстве…ые поступки, но еще труднее мне понять маленькую бабочку, рвущуюся в морскую беспредельность…

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Группа№ 2: _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неподдавшееся огню.

Д…леко за …краиной города поз…ней осенью кто(то) подж…г старое дерево, ствол которого был ра…пахнут, будто чапан* у п…стуха во время быстрой хо…ьбы.

От частых (не)взгод, от времени, стало дерево кряжистым и узловатым. Его (не)пугали ни вьюги, ни засухи, ни крепкие морозы. (Не) поддалось оно и огню, хотя он и заполонил сухую пустоту дупла.

Весна не обошла ст…роной старое дерево – подарила обожженному стволу новые упругие п…беги. С ними дерево вновь пом…л…дело и опять куда(то) засп…шило ле…кой походкой пастуха.

* Чапа́н (вариант кафтан) — халат, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных зимних месяцев.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Группа№ 3: _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осень

У син…й медле…о текущей лесной реч(?)ки сидит девушка с распущенными в…лосами. М…нотонная песня без слов слета…т с ее губ. Со…нце, зарывшись в пышные рыжие волосы, т…хонько играет ими.

На коленях у нее последние цв…ты, лепестки которых она (не)спешно обрывает один за другим...

Это – Осень! Скоро она заведет пр…щальный х…р…вод, закруж…т листья в огне…ой пляске и уйдет, забрав с собой летнее со…нце, запутавшееся в ее р…скошных рыжих волосах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Группа№ 4: _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упрямый ветер

Мокрый и х…лодный вет…р меч…т(?)ся по кустам и деревьям, по з…мле и небу – ищ…т, рыщ…т, но нигде не может найти запропастившееся со…нце.

Веет…р ж…с(?)кими пальцами о…хватывает стволы д…ревьев, сколь…кие от д…ждей и туманов, трясет их до г…лов…кружения, пытаясь согрет(?)ся.

Он заглядывает в пустые дупла д…ревьев, старые гнезда, покинутые норы…

И некому по…сказать упрямцу, что летн…м со…нце в мрачную осе(н,нн)юю пору, увы, (не)бывает.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!