Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 65 им. Н. Сафронова» г.Ульяновска
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»
Учитель: Королева Маргарита Сергеевна
Цель урока: создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
Задачи урока:
предметные: научиться распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;
метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;
анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков местоимения как части речи;
воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. Цель этапа:настрой учащихся на результативную работу на уроке. Проверка готовности рабочих мест к началу урока | Проверяют готовность рабочих мест. | Личностные - настрой на позитивное начало урока, Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний. Цель этапа: организовать воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся. Приветствие: Я рада видеть каждого из вас, Теплом и солнцем осень в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг дуга любит, Чувствует и слышит. - В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. - Какой частью речи являются данные слова?(1 слайд) -Внимательно посмотрите на доску, здесь в произвольном порядке расположены слова. Составьте из них тему нашего урока. Почему пейзажи души? (включить в цели занятия). Запись даты и темы урока.(2 слайд) Целеполагание: Ребята, исходя из нашей темы, какие цели мы себе поставим? (можно пользоваться подсказками на слайде ) (3 слайд) Давайте вспомним, что мы уже знаем о местоимении. За правильные ответы раздаю осенние листочки. (4 слайд) 3. СОР: На каком месте по частотности употребления находятся местоимения? Языковеды отмечают, что местоимения обладают особой изобразительной силой – экспрессивностью. Что такое «экспрессия», «экспрессивность»? (Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность. По словарю С.И. Ожегова.) (5 слайд) (лат. expressio — выражение): Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства... - Читаем по слогам, записываем на доске. Составляем предложения. 4. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи, её важной роли в художественной речи. - Сегодня на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют местоимения в речи. А над какой речью мы можем наблюдать? В этом нам поможет творчество мастеров слова. И сегодня мы будем работать с текстами замечательной писательницы, нашей землячки – Лидолии Никитиной (6 слайд). ЛИДОЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА НИКИТИНА. Ульяновская писательница. Миниатюры Никитиной переводились на 17 языков мира, по ее произведениям русский язык изучается в учебных заведениях США, Японии, Германии и Узбекистана. 5) Наблюдение над языковым материалом. Работа с текстом. (Работа в группах) Цель: определить роль местоимений в речи; правильно писать слова с известными орфограммами. - Если мы будем работать по тексту, то какие задания мы сами можем придумать? 1) Выразительно прочитайте текст. 2) Определите тему и идею текста. 3) Какую картину представили? Какие образы и изобразительно-выразительные средства помогли это сделать? 4))Определите стиль и тип речи. 5)Объясните правописание пропущенных букв. С какими орфограммами они связаны? 6) Выпишете местоимения, определите разряды. 7) Какую роль в тексте выполняют местоимения? (при затруднениях при ответе на данный вопрос можно открыть параграф учебника 132). (20 минут) 6. Физкультминутка. Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. Самоконтроль и проверка фронтальным опросом. Местоимения каких разрядов количественно преобладают? (Личные, притяжательные, определительные.) Какой оттенок придает тексту употребление этих местоимений? (Оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Это разговор по душам с читателем.) Какую еще роль в тексте играют местоимения? (Местоимения – средства грамматической связи предложений. Относительные местоимения связывают между собой части сложного предложения.) Каково же назначение личных местоимений в данных текстах? (В тексте очень важную роль играют местоимения – средство сохранения безымянности лирического героя. Местоимения при этом являются возможными «заместителями» не только автора, но и читателя, которому окажутся близки выраженные в стихотворении чувства и переживания.) Большой экспрессивностью в художественной речи обладают и неопределенные местоимения. (Неопределенные местоимения, в отличие от личных, притяжательных, не «приближают», а «отдаляют» предметы и события, о которых идет речь). 7. Итог урока. Цель этапа: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. - О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? - Какие цели, поставленные в начале урока нам удалось решить? - Довольны ли вы своей работой на уроке? (по поднятой руке). - «Пейзаж души» почему? 8. Оценивание (собрать листочки) 9. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. Цель этапа:Сообщить домашнее задание, проинструктировать по его выполнению. Инструктаж по выполнению домашнего задания | - Каждого, из вас, нам, наш. - Слова являются местоимениями. -Роль местоимений в речи. Пейзажи души. - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока - Повторить пройденный материал по теме: «Местоимения»; - Узнать, какую роль выполняют местоимения в речи; - Понять, что такое «пейзажи» души. - Отвечают по плану: 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи(данный пункт плохо знают, поэтому мы и будем сегодня разбираться с этой темой). - на 3. - Работа «хранителя словаря». - Над художественной. - Запись в тетрадях. Записывают предложение в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы. - Художетвенной. Записывают высказывание в тетради. - Высказывают предположения. Обучащиеся отвечают. | Личностные – осознание поставленных целей и задач урока. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, умение полно и ясно формулировать свое мнение Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков Создание проблемной ситуации. Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе. Регулятивные – умение структурировать информацию и на её основе составлять речевое высказывание. Познавательные – умение преобразовывать информации под лингвистическое понятие. Коммуникативные – развитие монологической речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, отработка навыков создания научной формулировки. Личностные – освоение одного из способов выделения правила Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Умение работать в группе. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Регулятивные – оценка проделанной работы. Личностные – осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Коммуникативные – развитие монологической речи и её реализация в устной и письменной форм |
Домашнее задание (по выбору обучающихся).
1.Списать текст, вставить пропущенные буквы. Указать разряд местоимений, определить роль используемых местоимений в тексте.
Успокоенность
Ю(нн/н)ой всадницей, ос…длавшей г…рячего скакуна, мчит(?)ся горная река (в)низ, не выб…рая д…роги.
Сколько (не)покорности, злости, отваги в каждом всплеске изм…нчивого русла! Как спешит она проч(?) от ледников-дом…седов, вспоивших ее!
С каким пр…зрением швыряет на крутые берега валуны! Как старает(?)ся (не)покорных перетереть в песок, будто они – надоедливые мысли, от которых иначе (не)возможно избавит(?)ся!
А сколько шума создает горная река на пер…катах?! С какой ло…костью рвет в клочья утре...ий туман и с каким безразличием проносит(?)ся мимо вод…падов, развесивших для нее нежнейшие шарфы из радуг!
И насколько (не)узнаваема эта же река в низине… До чего легко и охотно утратили силу и смелость ее стремительные волны, стоило им только войти в уютные берега, устланные песком и илом. Как замутило реку спокойствие!
2. Мини-проект: Роль местоимений в текстах Лидолии Никитиной.
3. Творческое задание: Сочинение-описание по воображаемой картине на произведения Л.Никитиной.
Раздаточный материал
Группа№ 1: _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Море и бабочка
Бабочка л…тела к морю. Ветер …тшвыривал её от берега и прог…нял прочь от воды. А она снова и снова стремилась к бе…покойным волнам.
Я сл…дила за бабочкой до тех пор, пока она (не)скрылась из вида. Вскоре, войдя в воду, увидела эту отважную пут…шественницу: белые крылья, распластанные на волне, пок…зались мне парусником, пот…рпевшим крушение.
Почему эту бабочку так манило море? Неужели ей ч…дились в его волнах благ…уханные цветы, источающие волшебные ар…маты? А может, это волны заворожили ее своим ритмом, какой-то особой тайной?
Не всегда даже себе могу объяснить собстве…ые поступки, но еще труднее мне понять маленькую бабочку, рвущуюся в морскую беспредельность…
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа№ 2: _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неподдавшееся огню.
Д…леко за …краиной города поз…ней осенью кто(то) подж…г старое дерево, ствол которого был ра…пахнут, будто чапан* у п…стуха во время быстрой хо…ьбы.
От частых (не)взгод, от времени, стало дерево кряжистым и узловатым. Его (не)пугали ни вьюги, ни засухи, ни крепкие морозы. (Не) поддалось оно и огню, хотя он и заполонил сухую пустоту дупла.
Весна не обошла ст…роной старое дерево – подарила обожженному стволу новые упругие п…беги. С ними дерево вновь пом…л…дело и опять куда(то) засп…шило ле…кой походкой пастуха.
* Чапа́н (вариант кафтан) — халат, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных зимних месяцев.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа№ 3: _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осень
У син…й медле…о текущей лесной реч(?)ки сидит девушка с распущенными в…лосами. М…нотонная песня без слов слета…т с ее губ. Со…нце, зарывшись в пышные рыжие волосы, т…хонько играет ими.
На коленях у нее последние цв…ты, лепестки которых она (не)спешно обрывает один за другим...
Это – Осень! Скоро она заведет пр…щальный х…р…вод, закруж…т листья в огне…ой пляске и уйдет, забрав с собой летнее со…нце, запутавшееся в ее р…скошных рыжих волосах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа№ 4: _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упрямый ветер
Мокрый и х…лодный вет…р меч…т(?)ся по кустам и деревьям, по з…мле и небу – ищ…т, рыщ…т, но нигде не может найти запропастившееся со…нце.
Веет…р ж…с(?)кими пальцами о…хватывает стволы д…ревьев, сколь…кие от д…ждей и туманов, трясет их до г…лов…кружения, пытаясь согрет(?)ся.
Он заглядывает в пустые дупла д…ревьев, старые гнезда, покинутые норы…
И некому по…сказать упрямцу, что летн…м со…нце в мрачную осе(н,нн)юю пору, увы, (не)бывает.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________