СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по требованиям аттестационной комиссии. ФГОС 2017

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. 3 класс»

Приложение №1

к региональным требованиям к профессиональной

деятельности педагогических работников

при аттестации на квалификационные категории

по должности «учитель» (начальные классы)


Технологическая карта урока

ФИО учителя Тарбакова Людмила Вячеславовна

Класс 3

УМК «Школа России», "Русский язык", Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

Предмет Русский язык

Тема «Образование однокоренных слов с помощью суффиксов»

Тип урока Изучение нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме Первый урок по данной теме.

Цель: Формирование умений образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов.





*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учащиеся научатся:

разбирать слова с суффиксами по составу, определять местоположение суффикса в слове;

определять смысловое значение суффиксов;

правильно употреблять слова с суффиксами в речи.




Научатся ставить перед собой цель и учебные задачи, планировать свои учебные действия, исходя из требований задания.

Проводить само и взаимоконтроль..

Участвовать в проблемном диалоге с учителем и одноклассниками.

Проводить рефлексию учебной деятельности на уроке.

Научатся строить самостоятельные выводы о назначении суффикса в словах.

Сгруппируют однокоренные слова.

Научатся анализировать, сравнивать, группировать суффиксы по их лексическому значению.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков: форма, величина.



Научатся договариваться и приходить к общему решению, распределять роли, работая в паре, контролировать действия партнёра, строить монологические, диалогические высказывания и рассуждения по теме.

Сформируют стойкую мотивацию к учению.

Научатся уважать и принимать позиции других учеников; составлять план своих действий, сопереживать за результаты коллективной (парной) работы.



Ход урока


**Название

этапа урока





Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация

Позитивный настрой на работу на уроке

Хоровое прочтение девиза урока

- Прочитайте хором девиз нашего урока на слайде.

Хоровое эмоциональное чтение текста.

Достижение общего результата хорового чтения.


2

Актуализация

Развитие навыков каллиграфическо

го письма. Включение учащихся в учебную деятельность

Минутка чистописания.

Слайд №2 Записываем в тетрадях «Первое декабря.

Классная работа».

Минутка чистописания.

Прочитайте пословицу на слайде. Как вы её понимаете? Постарайтесь прописать предложенные сочетания букв, в соответствии с данной пословицей.

Составьте из написанных сочетаний букв слово, запишите его на третьей строке и запомните – оно нам сегодня пригодится.


Учащиеся записывают в тетради предложения: «Первое декабря. Классная работа».

Объясняют значение пословицы.

Прописывают на одной строке в тетради сочетание фикс, на третьей суф, на третьей строке образованное слово - суффикс.



3

Словарная работа

Проверка навыков написания слов с непроверяемыми написаниями.

Выборочный диктант.

Посмотрите на слайд. (Слайд № 3) Вспомните, какие буквы нужно вставить в эти слова. Запишите пропущенные в словах буквы в тетрадь через запятую.

Проверьте правильно ли вы вставили буквы. Открывает слайд № 4. Если вставили верную букву, напишите над ней + (плюс) , если ошиблись - (минус) .


Ученики записывают пропущенные в словах буквы в тетрадь.

Проверяют себя по следующему слайду.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Соотнесение своего результата с образцом, данным учителем на слайде.

4

Изучение нового материала

Развитие познавательной деятельности учащихся. Повторение алгоритма разбора слов по составу.

Игровая ситуация.

Учитель открывает слайд №5 «Так что же такое суффикс?» - задумался Буквоешка и отправился искать в словах суффиксы.

-Ребята, а где можно встретить суффиксы?

- А что для этого надо сделать?

Составьте алгоритм разбора слов по составу.

Отвечают: - В словах.


Разобрать слово по составу.










По очереди выходят к доске по одному ученику и комментируют алгоритм разбора слова по составу с необходимыми действиями.

Первый ученик: «Первым находим окончание. Делает на доске запись. Для этого нужно изменить форму слова.

Второй ученик у доски: «Находим основу слова. Это часть слова без окончания.»

Третий ученик: « Находим корень слова. Для этого подбираем однокоренные слова».

Четвёртый ученик: «Находим приставку. Это часть основы перед корнем».

Пятый ученик: «Находим суффикс. Это часть основы, которая стоит после корня перед окончанием».


















Познавательные УУД: составлен алгоритм разбора слов:

  1. Окончание

  2. Основа

  3. Корень.

  4. Приставка.

  5. Суффикс.

Регулятивные УУД: Научатся строить монологическое высказывание.






Учитель открывает слайд № 6 - Шёл, шёл Буквоешка и встретил мамонта. И захотелось ему узнать, есть ли суффикс, в слове «мамонт»? Принялся он разбирать слово. Вот, что у него получилось. Расскажите, как рассуждал Буквоешка?

- А вы, ребята, знаете, что такое суффикс?


Сравнение результатов разбора слова «Мамонт». Выбирают верный разбор слова.

















Отвечают: «Да!»




Регулятивные УУД: Выбор правильного образца разбора слова «мамонт».

Познавательные УУД: Научатся строить рассуждения.




Выявление границ незнания учащихся по изучаемой теме.

Мозговой штурм

Учитель читает с вопросительной интонацией:

Суффикс – это маленькое слово?

Суффикс – это часть слова?

Суффикс стоит перед корнем?

Суффикс стоит после корня?

Суффикс служит для образования новых слов?

Суффикс служит для связи слов в предложении?

Слайды № 7,8,9


Хоровые ответы:



Нет!



Да!


Нет!


Да!


Да!




Нет!

Регулятивные УУД: Определение границ собственных знаний по теме урока.




Постановка учебной цели учащимися.

Самостоятельное выведение темы урока.

- Ребята, скажите, какая сегодня тема нашего урока?

Чему будете учиться на уроке?





Открывает слайд № 10

Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Разбирать слова по составу. Находить суффиксы. Формулируют тему урока: «Образование однокоренных слов с помощью суффиксов».

Регулятивные УУД – Поставят учебную цель урока, сформулируют учебные задачи урока.

Правильное определение учащимися темы, цели и задач урока.



Постановка проблемы

Технология проблемного диалога

Слайд №11

- Ребята, сегодня я принесла волшебную шкатулку. В ней лежат различные парные предметы. Каждая пара выходит ко мне и выбирает себе пару предметов, при этом эти предметы нельзя называть одним словом, а только различными однокоренными словами.

Каждой паре учеников учитель задаёт вопрос: «Почему так назвали предметы? Какая часть слова помогла дать точное название предмету? (Суффикс)

Запишите суффикс, с помощью которого вы образовали новое однокоренное слово в Копилку суффиксов на доске.

Ученики парами выходят к доске и достают из волшебной шкатулки предметы:

Клубок- клубочек (маленький).

Часы настенные и часики ручные.

Блокнот – блокнотик.

Мел – мелок.

Шкатулка- шкатулочка.

Цветок – цветочек.

Карандаш – карандашик.

Клубок – клубочек.

Ножницы- ножнички – ножничищи. (Вызваны 3 ученика)

Обезьяна – обезьянка. Каждая пара, называя свой суффикс, записывает его на доске в Копилку суффиксов.

Ученики делают вывод, зачем нам нужны суффиксы – для более точного названия слов.



Коммуникативные УУД: учащиеся договариваются, кто, какой берёт предмет из шкатулки, строят монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные УУД: принимают участие в проблемном диалоге с учителем.

Познавательные УУД: делают самостоятельные выводы о назначении суффикса в словах.



Выделение суффикса в словах и запись их в копилку на доске.




Работа в парах.

Слайд №12

Учитель выдаёт каждой паре лист со стихотворением.

Лесные жители.

На лесной полянке

Летом спозаранку

Собрался лесной народ –

Все водили хоровод.

Перепуталась родня

Не поймут, где, чья семья?

Долго вёлся разговор,

Разгорелся даже спор!

Тут сова на ветку села,

Всем молчать она велела

И сказала: «Я, друзья,

Расскажу, где, чья семья.

Ёж, ежонок и ежиха,

Слон, слонёнок и слониха,

Грач, грачонок и грачиха,

Лис, лисёнок и лисица,

Тигр, тигрёнок и тигрица,

Гусь, гусенок, гусеница.

Молодец, сова, умна!
Но ошиблась и она.

Догадайтесь-ка, ребятки,

Чья не встретилась семья?

ением.

Учащиеся в паре прочитывают стихотворение, выделяют в нём группы однокоренных слов и записывают группы однокоренных слов в тетради.

Определяют, что «Гусь и гусеница» не однокоренные слова. Делают самостоятельно вывод: Не все похожие слова – однокоренные. Должно быть одно лексическое значение.

Регулятивные УУД: выстраивают работу в паре по выполнению задания.

Коллективная проверка выполненного задания всеми парами.

Познавательные УУД: группируют однокоренные слова. Анализируют ситуацию, когда внешне одинаково написанные слова не являются однокоренными: «Гусь – гусеница».



Выделение суффикса в словах и запись их в копилку на доске.



Классификация суффиксов. Определение лексического значения суффиксов в словах

Фронтальная работа.

Какие суффиксы помогли вам назвать мам семейств? Слайд № 13

Какие суффиксы помогли вам назвать детёнышей семейств?

Слайд № 14

Какие суффиксы помогли вам назвать существительных мужского рода? Слайд № 15

-Какие суффиксы помогли вам назвать предметы ласково, нежно?

Слайд № 16

- Какой суффикс помог вам назвать самые большие ножницы из копилки? Глаза кота?

Слайд № 17

-Назовите слова, называющие профессии людей. Какие суффиксы вам помогли?

Слайд № 18

- Назовите несколько детёнышей кошки, собаки, тигра, льва. Какой суффикс вам помог?

Слайд №19


Ответы: учащихся – ИЦ, - ИХ. Записывают их в копилку на доске.

Ответы: учащихся –ЁНОК, ОНОК. Выписывают их так же в копилку на доске.

Ответы учащихся:

- ЕЦ.

Ответы учащихся:

Суффиксы: -ИК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -ЕНЬК-, -ЧИК-, -УШК-

Ответы: - ИЩ.

Выводы учащихся: Суффиксы – ИСТ, -ТЕЛЬ, -ЕР, -АРЬ указывают на название профессий или принадлежность к чему-либо.

Вывод: Суффикс -ЯТ- указывает на множественное число существительных.


Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, группировать суффиксы по их лексическому значению.

Формулируют выводы.

Личностные УУД: Умение взаимодействовать с учителем и учениками.

Выделение суффикса в словах и запись их в копилку на доске.









Здоровье сберегающие технологии

Физкультурная минутка. Танцевальные упражнения под музыку в парах.

Учитель показывает движения.

Учащиеся совместно с учителем выполняют танцевальные упражнения

Личностные УУД:

Уважение напарника, согласованность в действиях.

Эмоциональное сопереживание общему результату.




Закрепление изученного материала.

Работа в парах

-Придумайте и запишите 10 слов с разными суффиксами. Разберите слова по составу. Определите лексическое значение суффикса в слове.

Записывают и разбирают слова с суффиксами.













Познавательные УУД: Переработка изученной информации. Личностные УУД:

Уважение напарника, согласованность в действиях.

Эмоциональное сопереживание общему результату.





Развитие речевых навыков. Обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи.

Творческое задание

Открывает слайд № 22

Сравните Шрека и Дюймовочку. Запишите в первый столбик слова – существительные, характеризующие Шрека, во второй столбик – существительные, характеризующие Дюймовочку. Выделите в словах суффиксы.

II уровень:

Составьте текст – описание по предложенным на слайде героям.

Коллективная проверка.


1-я и 2-я пары: записывают в первый столбик, слова, точно характеризующие Дюймовочку, во второй столбик – Шрека.


3-пара: Составляет текст – описание Дюймовочки.


4-я пара: Составляет текст-описание Шрека.



Познавательные УУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков: форма, величина. Личностные УУД:

Уважение напарника, согласованность в действиях.

Эмоциональное сопереживание общему результату.

Проверка деятельности парной работы.


Рефлексия

Самооценка учеником учебной деятельности на уроке

Тестирование

-Если высказывание верное, поставьте на строчке «+», не верное – «- «

1. Суффикс – это часть слова.

2. Суффиксы в словах стоят перед корнем.

3. Суффикс обозначается



4. Суффикс служит для образования новых слов.

5.Суффиксы -ёк-, -ик-, -ок- уменьшительно- ласкательные


- Проверьте свои ответы по слайду.


-Буквоешка благодарит вас за хорошую работу!


-Оцените свои полученные знания на уроке. Если вы считаете, что вы поняли материал на уроке, напишите на листочке «+».

- Если сомневаетесь, что поняли хорошо изучаемый материал, то поставьте

« - » .

- Если совсем ничего не поняли на уроке, напишите на карточке «?»

Выставление оценок за работу на уроке.



Ученики отвечают на строке в тетради.

Выполняют самоконтроль своего теста по слайду.

Регулятивные УУД: Учатся оценивать правильность выполнения своих действий.

Диагностика пробелов в изучении нового учебного материала.

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!