Тип урока Изучение нового материала.
Место и роль урока в изучаемой теме Первый урок по данной теме.
| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивация | Позитивный настрой на работу на уроке | Хоровое прочтение девиза урока | - Прочитайте хором девиз нашего урока на слайде. | Хоровое эмоциональное чтение текста. | Достижение общего результата хорового чтения. | |
2 | Актуализация | Развитие навыков каллиграфическо го письма. Включение учащихся в учебную деятельность | Минутка чистописания. | Слайд №2 Записываем в тетрадях «Первое декабря. Классная работа». Минутка чистописания. Прочитайте пословицу на слайде. Как вы её понимаете? Постарайтесь прописать предложенные сочетания букв, в соответствии с данной пословицей. Составьте из написанных сочетаний букв слово, запишите его на третьей строке и запомните – оно нам сегодня пригодится. | Учащиеся записывают в тетради предложения: «Первое декабря. Классная работа». Объясняют значение пословицы. Прописывают на одной строке в тетради сочетание фикс, на третьей суф, на третьей строке образованное слово - суффикс. | | |
3 | Словарная работа | Проверка навыков написания слов с непроверяемыми написаниями. | Выборочный диктант. | Посмотрите на слайд. (Слайд № 3) Вспомните, какие буквы нужно вставить в эти слова. Запишите пропущенные в словах буквы в тетрадь через запятую. Проверьте правильно ли вы вставили буквы. Открывает слайд № 4. Если вставили верную букву, напишите над ней + (плюс) , если ошиблись - (минус) . | Ученики записывают пропущенные в словах буквы в тетрадь. Проверяют себя по следующему слайду. | Регулятивные УУД: самоконтроль. | Соотнесение своего результата с образцом, данным учителем на слайде. |
4 | Изучение нового материала | Развитие познавательной деятельности учащихся. Повторение алгоритма разбора слов по составу. | Игровая ситуация. | Учитель открывает слайд №5 «Так что же такое суффикс?» - задумался Буквоешка и отправился искать в словах суффиксы. -Ребята, а где можно встретить суффиксы? - А что для этого надо сделать? Составьте алгоритм разбора слов по составу. | Отвечают: - В словах. Разобрать слово по составу. По очереди выходят к доске по одному ученику и комментируют алгоритм разбора слова по составу с необходимыми действиями. Первый ученик: «Первым находим окончание. Делает на доске запись. Для этого нужно изменить форму слова. Второй ученик у доски: «Находим основу слова. Это часть слова без окончания.» Третий ученик: « Находим корень слова. Для этого подбираем однокоренные слова». Четвёртый ученик: «Находим приставку. Это часть основы перед корнем». Пятый ученик: «Находим суффикс. Это часть основы, которая стоит после корня перед окончанием». | Познавательные УУД: составлен алгоритм разбора слов: Окончание Основа Корень. Приставка. Суффикс. Регулятивные УУД: Научатся строить монологическое высказывание. | |
| | | | Учитель открывает слайд № 6 - Шёл, шёл Буквоешка и встретил мамонта. И захотелось ему узнать, есть ли суффикс, в слове «мамонт»? Принялся он разбирать слово. Вот, что у него получилось. Расскажите, как рассуждал Буквоешка? - А вы, ребята, знаете, что такое суффикс? | Сравнение результатов разбора слова «Мамонт». Выбирают верный разбор слова. Отвечают: «Да!» | Регулятивные УУД: Выбор правильного образца разбора слова «мамонт». Познавательные УУД: Научатся строить рассуждения. | |
| | Выявление границ незнания учащихся по изучаемой теме. | Мозговой штурм | Учитель читает с вопросительной интонацией: Суффикс – это маленькое слово? Суффикс – это часть слова? Суффикс стоит перед корнем? Суффикс стоит после корня? Суффикс служит для образования новых слов? Суффикс служит для связи слов в предложении? Слайды № 7,8,9 | Хоровые ответы: Нет! Да! Нет! Да! Да! Нет! | Регулятивные УУД: Определение границ собственных знаний по теме урока. | |
| | Постановка учебной цели учащимися. | Самостоятельное выведение темы урока. | - Ребята, скажите, какая сегодня тема нашего урока? Чему будете учиться на уроке? Открывает слайд № 10 | Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Разбирать слова по составу. Находить суффиксы. Формулируют тему урока: «Образование однокоренных слов с помощью суффиксов». | Регулятивные УУД – Поставят учебную цель урока, сформулируют учебные задачи урока. | Правильное определение учащимися темы, цели и задач урока. |
| | Постановка проблемы | Технология проблемного диалога | Слайд №11 - Ребята, сегодня я принесла волшебную шкатулку. В ней лежат различные парные предметы. Каждая пара выходит ко мне и выбирает себе пару предметов, при этом эти предметы нельзя называть одним словом, а только различными однокоренными словами. Каждой паре учеников учитель задаёт вопрос: «Почему так назвали предметы? Какая часть слова помогла дать точное название предмету? (Суффикс) Запишите суффикс, с помощью которого вы образовали новое однокоренное слово в Копилку суффиксов на доске. | Ученики парами выходят к доске и достают из волшебной шкатулки предметы: Клубок- клубочек (маленький). Часы настенные и часики ручные. Блокнот – блокнотик. Мел – мелок. Шкатулка- шкатулочка. Цветок – цветочек. Карандаш – карандашик. Клубок – клубочек. Ножницы- ножнички – ножничищи. (Вызваны 3 ученика) Обезьяна – обезьянка. Каждая пара, называя свой суффикс, записывает его на доске в Копилку суффиксов. Ученики делают вывод, зачем нам нужны суффиксы – для более точного названия слов. | Коммуникативные УУД: учащиеся договариваются, кто, какой берёт предмет из шкатулки, строят монологические и диалогические высказывания. Регулятивные УУД: принимают участие в проблемном диалоге с учителем. Познавательные УУД: делают самостоятельные выводы о назначении суффикса в словах. | Выделение суффикса в словах и запись их в копилку на доске. |
| | | Работа в парах. | Слайд №12 Учитель выдаёт каждой паре лист со стихотворением. Лесные жители. На лесной полянке Летом спозаранку Собрался лесной народ – Все водили хоровод. Перепуталась родня Не поймут, где, чья семья? Долго вёлся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: «Я, друзья, Расскажу, где, чья семья. Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Грач, грачонок и грачиха, Лис, лисёнок и лисица, Тигр, тигрёнок и тигрица, Гусь, гусенок, гусеница. Молодец, сова, умна! Но ошиблась и она. Догадайтесь-ка, ребятки, Чья не встретилась семья? ением. | Учащиеся в паре прочитывают стихотворение, выделяют в нём группы однокоренных слов и записывают группы однокоренных слов в тетради. Определяют, что «Гусь и гусеница» не однокоренные слова. Делают самостоятельно вывод: Не все похожие слова – однокоренные. Должно быть одно лексическое значение. | Регулятивные УУД: выстраивают работу в паре по выполнению задания. Коллективная проверка выполненного задания всеми парами. Познавательные УУД: группируют однокоренные слова. Анализируют ситуацию, когда внешне одинаково написанные слова не являются однокоренными: «Гусь – гусеница». | Выделение суффикса в словах и запись их в копилку на доске. |
| | Классификация суффиксов. Определение лексического значения суффиксов в словах | Фронтальная работа. | Какие суффиксы помогли вам назвать мам семейств? Слайд № 13 Какие суффиксы помогли вам назвать детёнышей семейств? Слайд № 14 Какие суффиксы помогли вам назвать существительных мужского рода? Слайд № 15 -Какие суффиксы помогли вам назвать предметы ласково, нежно? Слайд № 16 - Какой суффикс помог вам назвать самые большие ножницы из копилки? Глаза кота? Слайд № 17 -Назовите слова, называющие профессии людей. Какие суффиксы вам помогли? Слайд № 18 - Назовите несколько детёнышей кошки, собаки, тигра, льва. Какой суффикс вам помог? Слайд №19 | Ответы: учащихся – ИЦ, - ИХ. Записывают их в копилку на доске. Ответы: учащихся –ЁНОК, ОНОК. Выписывают их так же в копилку на доске. Ответы учащихся: - ЕЦ. Ответы учащихся: Суффиксы: -ИК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -ЕНЬК-, -ЧИК-, -УШК- Ответы: - ИЩ. Выводы учащихся: Суффиксы – ИСТ, -ТЕЛЬ, -ЕР, -АРЬ указывают на название профессий или принадлежность к чему-либо. Вывод: Суффикс -ЯТ- указывает на множественное число существительных. | Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, группировать суффиксы по их лексическому значению. Формулируют выводы. Личностные УУД: Умение взаимодействовать с учителем и учениками. | Выделение суффикса в словах и запись их в копилку на доске. |
|
|
|
|
|
|
| | Здоровье сберегающие технологии | Физкультурная минутка. Танцевальные упражнения под музыку в парах. | Учитель показывает движения. | Учащиеся совместно с учителем выполняют танцевальные упражнения | Личностные УУД: Уважение напарника, согласованность в действиях. Эмоциональное сопереживание общему результату. | |
| | Закрепление изученного материала. | Работа в парах | -Придумайте и запишите 10 слов с разными суффиксами. Разберите слова по составу. Определите лексическое значение суффикса в слове. | Записывают и разбирают слова с суффиксами. | Познавательные УУД: Переработка изученной информации. Личностные УУД: Уважение напарника, согласованность в действиях. Эмоциональное сопереживание общему результату. | |
| | Развитие речевых навыков. Обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи. | Творческое задание | Открывает слайд № 22 Сравните Шрека и Дюймовочку. Запишите в первый столбик слова – существительные, характеризующие Шрека, во второй столбик – существительные, характеризующие Дюймовочку. Выделите в словах суффиксы. II уровень: Составьте текст – описание по предложенным на слайде героям. Коллективная проверка. | 1-я и 2-я пары: записывают в первый столбик, слова, точно характеризующие Дюймовочку, во второй столбик – Шрека. 3-пара: Составляет текст – описание Дюймовочки. 4-я пара: Составляет текст-описание Шрека. | Познавательные УУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков: форма, величина. Личностные УУД: Уважение напарника, согласованность в действиях. Эмоциональное сопереживание общему результату. | Проверка деятельности парной работы. |
| Рефлексия | Самооценка учеником учебной деятельности на уроке | Тестирование | -Если высказывание верное, поставьте на строчке «+», не верное – «- « 1. Суффикс – это часть слова. 2. Суффиксы в словах стоят перед корнем. 3. Суффикс обозначается 4. Суффикс служит для образования новых слов. 5.Суффиксы -ёк-, -ик-, -ок- уменьшительно- ласкательные - Проверьте свои ответы по слайду. -Буквоешка благодарит вас за хорошую работу! -Оцените свои полученные знания на уроке. Если вы считаете, что вы поняли материал на уроке, напишите на листочке «+». - Если сомневаетесь, что поняли хорошо изучаемый материал, то поставьте « - » . - Если совсем ничего не поняли на уроке, напишите на карточке «?» Выставление оценок за работу на уроке. | Ученики отвечают на строке в тетради. Выполняют самоконтроль своего теста по слайду. | Регулятивные УУД: Учатся оценивать правильность выполнения своих действий. | Диагностика пробелов в изучении нового учебного материала. |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.