Цели для ученика: | Цели для учителя: |
Форма проведения: урок (групповая работа) |
Опорные понятия, термины: «слово», «лексика», «лексическое значение», «грамматическое значение», «лексикология», «диалектизм». |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Целевой 3 минуты | Учитель предлагает дать толкование словам: - Отгадайте, что это? Турлук Бурак Кочет Учитель задаёт вопрос: - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о диалектных словах) | Активное слушание, объяснение, определение темы | Беседа | Учебно-организационные: определение учебных задач, постановка целей | Определение темы урока |
2. Актуализация знаний 5 минут | Учитель организует работу учащихся в группах 1) - Что вы знаете о диалектных словах? Обсудите ответ в группе Учитель предлагает представителям каждой группы выступить с сообщением. Высказывания учащихся обобщает. 2) - Продолжаем работать в группах. Задание: изучить оглавление учебника по теме «Диалектная лексика», обсудить, что уже знаете, что предстоит узнать . Учитель предлагает представителя каждой группы рассказать, что знают по данной теме и что предстоит узнать, изучая диалектные слова. | Активные формы: обсуждение Исследуют оглавление, обсуждают, договариваются | беседа | Учебно-информационные: работа с оглавлением. Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями | Определили, что уже знают по данной теме, исходя их изученного в начальной школе Выявили, что предстоит изучить в 5 классе |
3.Содержательный 7 минут | Учитель предлагает группам выполнить следующие задания: Прочитать текст казачьей песни Записать в тетрадях непонятные слова Дать определение найденным словам по тексту | Деятельностные формы: Читают, выбирают материал, спорят над значениями, договариваются Отчет представителей групп о проделанной работе | Групповая работа Работа с текстом | Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других; организация совместной деятельности; владение культурой речи; Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями; классификация информации | Конкретизировали понятия «слово», «диалектизм», поработали с лексическим значением диалектных слов. |
4. Операционно-деятельностный 15 минут 7 минут | Учитель предлагает каждой группе выполнить упражнения 1 гр. Выбрать 5 диалектных слов из толкового словаря, записать их толкование, придумать небольшую историю, включив в нее найденные слова 2 гр. Определить слова по их лексическому значению, составить словосочетания или предложения. 3 гр. Выписать по два существительных, прилагательных, глаголов, указать их грамматическое значение. Отчет групп о выполненной работе. | Активно-деятельностные формы: работают со словарем, записывают словосочетания или предложения в тетрадях; определяют слова по лексическому значению, составляют и записывают предложения в тетрадях; выписывают слова, определяют грамматическое значение | Групповая работа Выполнение упражнений | Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других; оценка разных точек зрения; организация совместной деятельности; владение культурой речи; Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями; | Расширение словаря учащихся; развитие речи; опыт работы со словарем; закрепление грамматических понятий; |
5. Рефлексивный 8 минут | Оцените работу своей группы: ставим плюс, если отвечаем «Да», минус «Нет»(отвечает каждый ученик) 1.Я знаю, как называется единица языка. 2.Диалектизмы – это слова, бытующие в границах определенной местности. 3.Нет диалектных слов, не имеющих синонима в литературном языке. 4. На территории станицы тоже встречаются диалектные слова. 5. Диалектизмы могут быть разных тематических групп и частей речи. Спикеры групп оценивают работу группы (У каждого учащегося по 4 плюса- оценка группе «5» и т.д.) Д.З.1) Составить план параграфа и пересказать по этому плану. 2) исследовать: - какие словари предлагает Интернет? - какие словари есть в домашней библиотеке? | Рефлексия и самооценка своей работы и работы группы | | Учебно-коммуникативные: организация совместной деятельности; Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями; | Развитие аналитических способностей, самооценка Исследовательские навыки |