1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
3) содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Этапы урока открытия нового знания в ТДМ | УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) |
- Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? - над именами прилагательными. - Сегодня мы продолжим наше знакомство с именами прилагательными и откроем ещё одно новое знание. - Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание) - Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому) - Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. Девиз нашего урока «Помогая другим – учимся сами!» | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) Ребята, Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться - этот урок для вас. Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная "добротой", осторожно и бережно перелейте часть своей доброты другу, улыбнитесь и пожелайте удачи. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выполнить задание? – Ты сделал всё правильно? – Ты сделал задание сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.) |
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения) Давайте вспомним все что мы знаем об имени прилагательном Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи связаны имена прилагательные? Какую роль играют имена прилагательные в речи? А теперь ответьте на вопрос. - При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса ) - Разберите 2 любых слова по составу: Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький (Дети разбирают слова на листочках, комментируют) | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - волевая саморегуляция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.) |
− Какое задание вы выполняли? − В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные) − Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.) | учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.) |
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные) − Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных) − Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану. На доску вывешивается план: Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные Создать эталон (правило) образования имён прилагательных | - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
5. Реализация построенного проекта (3-4 мин) |
−Я предлагаю вам работать в группах. (В случае необходимости актуализируются правила работы в группах) . − Выполните задания в группах. (Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов) Грязь грязный Ум ? Лес лесистый Гора ? Май майский Город ? Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-, -ск-, -ист- Новый новенький Белый ? Серый сероватый Седой ? Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-, -еват-, -еньк- - Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных) | - использование знаково−символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); |
Физминутка 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) |
− Закрепить умение образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 338, 339 - Запишите слова вместо вопросительного знака - Расскажите друг другу как образовались эти слова (затем несколько учеников проговаривают вслух) | - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) |
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.) Картон (картонный) Синий (синеватый) Молоко (молочный) Грусть (грустный) Луч (лучистый) | - использование знаково−символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.) |
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? - Разгадайте ребусы - Составьте и запишите словосочетания, укажите род. - Запишите новое словарное слово коричневый -Вы знаете почему этот цвет так называется? - А где можно узнать? - Найдите в толковом словаре объяснение этого слова. (Объясняют, после рассказывают по схеме) | - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) |
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? - С помощью каких суффиксов образуются прилагательные − Что вам помогло открыть новое знание? – Молодцы! - Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик. - Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик. - Если вы не сделали никакого открытия для себя - возьмите красный магнитик. - Прикрепите магнитики на лесенке успеха Д/з 5 прилагательных на стыке корня и суффикса, * какие суффиксы ещё встречаются у прилагательных | - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Приложение.