СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторим изученное в разделе "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока с использованием различных видов оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторим изученное в разделе "Причастие"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Повторим изученное в разделе «Причастие»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме
Цели урока:
Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по причастию.
Содержательная цель: 

  • формирование умения определять причастия и их признаки;

  • развитие навыка правописания причастий;

  • развитие навыка расстановки знаков препинания при причастном обороте;

  • осмысление роли причастий в речи;

  • развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей;

  • воспитание интереса и положительного отношения к языку.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения: работа с иллюстрацией музыкальным фрагментом, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.

Формируемые УУД:

  • Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,
- формирование границ «знания» и «незнания»
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

  • Коммуникативные:
    - умение слушать и слышать других,

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- использование речи для регуляции своих действий,

- построение понятных для одноклассников высказываний.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- осуществлять речевую рефлексию.

  • Познавательные:

 - формулирование проблемы,
- умение  строить речевое высказывание,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

- создание способов решения проблемы.

  • Регулятивные:
    - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

- высказывать предположения на основе наблюдений.

- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия,

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме,

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

  • Познавательные:
    - структурирование знаний,
    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
    - установление причинно-следственных связей,
    - доказательство.

Ожидаемые предметные результаты: закрепление знаний по теме «Причастие»

Ожидаемые метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в учебнике и словаре, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, лист самооценки деятельности (для каждого ученика), картинки для рефлексии (чемодан, мясорубка, корзина – для каждого ученика).










Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

Добрый день! Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.

Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

  • Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая, якобы, принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на её ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел».

  • Ребята, а вы знаете, что означает это выражение?

  • Давайте уточним значение в словаре?


Сегодня на уроке мы тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы, с которой работали на последних уроках. Работать будем в маршрутных листах. Давайте запишем дату, классная работа.

- С какой темой вы работали на последних уроках?

Слушают учителя и выполняют действия.











Отвечают на вопрос учителя

Ищут значение выражения в словаре.


Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИЯ И  ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Сформулируйте тему урока.

Повторим изученное в разделе «Причастие»

Работать по данной теме мы будем в течение 3 уроков, и сегодня наш первый урок повторения.














 Высказывают предположения, формулируют тему урока.










 Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- слушать и слышать других,

- осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений.

Этап 3
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

  • Исходя из темы урока, сформулируем вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на уроке:

  1. Какие слова мы называем причастиями?

  2. Каковы основные признаки причастий?

  3. Каковы правила написания причастий и выделение их в предложениях?

  4. Зачем (где)употребляются причастия. 

  • Сформулируем задачи урока.


Формулируют вопросы к уроку, задачи урока.

Цель – вспомнить и закрепить основные сведения о причастиях и их признаках, причастном обороте, правилах написания причастий и выделении на письме.

 Коммуникативные:
- построение понятных для одноклассников высказываний.

Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4-5
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ  С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

  • Игра «Согласен - не согласен». (Работа по повторению теоретических сведений происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или к учителю с тезисами, которые можно принять или не принять). Например: «Я утверждаю, что причастие – …»Ученики продолжают мысль: «Я согласен с данным утверждением. Но ещё хочу добавить, что причастие-…»

  • Скажите, что дало вам участие в игре?

  • Продолжаем работать. Для выполнения следующих заданий нам нужно определить критерии оценивания. Я предлагаю вам такие критерии:

Баллы

Критерии оценивания

«3»

Нет ошибок или допущена 1 ошибка

«2»

Допущено 2-3 ошибки

«1»

Допущено более 4 ошибок

«0»

Допущено более 6 ошибок

Вам понятны данные критерии?

Вы принимаете такой вид оценивания?

Итак, начинаем работу в маршрутных листах. Обращаемся к заданию 1. Перед нами теоретическая задача. Прочитайте задание. Выполните это задание в паре.

1. Образуйте от глаголов нужное причастие, согласуйте его с определяемым словом. Запишите получившийся текст.

2. Выделите суффиксы причастий, определите их вид и время.

Резкий паровозный свисток оборвал (встревожить) мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую, (шуршать) траву и, (слепнуть) от (вспыхивать) молний, повёл на маленькую станцию.

- Прочитайте получившийся текст.

- Проверьте себя по образцу, оцените свою работу.

Резкий паровозный свисток оборвал встревоженные мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую, шуршащую траву и, слепнущего от вспыхивающих молний, повел на маленькую станцию.

- Прочитайте 2 задание. Выполните его индивидуально.

- Какие причастия использованы в тексте?

- Назовите действительные причастия настоящего времени?

- Обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

- Ребята, скажите, с какой целью мы выполняли данную работу?

  • «Лингвистическая задача».Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание. Прочитайте его.

«Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»

Сыновья призадумались: золотая чаша потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение.



Скажите, какие знания по теме причастие помогли вам выполнить это задание?





  • Переходим к Заданию 3. «Пунктуационная задача»

  • Прочитайте задание.

- Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

- Найдите причастные обороты и подчеркните их как члены предложения.

У доски работу выполнят___________________________________

Снег искрящийся на солнце слепит глаза.В воздухе стоит прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло.На горе не смолкает радостный смех катающихся на лыжах и санках взрослых и детей.

- Оцените работу ________________________________________

- Оцените свою работу на этом этапе.

- Ребята, зачем мы выполняли эти задания?

  • «Орфографическая задача» (работа в группах, самооценка)

  • Объединитесь в группы и выполните задания на карточках.

Карточка №1

1. Вставить пропущенные буквы:

О сгибающ…хся колосьях; осыпающ…йся листвы; сражающ…м…ся отрядам.

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.

Карточка №2

  1. Вставить пропущенные буквы в причастия, выделить суффиксы. 

Ошпар…нный петух от дождя убегает. Испуг…нный зверь далеко бежит. Слыш…нное вид…нному не пара.

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.

Карточка №3

  1. Записать, раскрывая скобки.

(Не) успокоившееся море, калитка (не) закрыта, (не) выполненная дома, а списанная в классе работа, (не) написанное вовремя сочинение;(

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.



Карточка №4



  1. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание Н и НН.

 Выкраше…ый пол; жаре…ые в сметане грибы; ране…ый в бою солдат; вспаха…ые поля.


2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.

Карточка №5



  1. Вставить пропущенные буквы.

Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; возвраща…мый аппарат; телевизионные камеры, установленные на аппарате, посыла…мом на Луну.

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.



Карточка №6



1. Вставить пропущенные буквы.

Огорч…ннный, смущ…нный, обожж…нный, запрещ…нный, восхищ…нный,

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.

  • Оцените работу на уроке.



  • Ребята, мы плодотворно поработали, и я приглашаю вас в «Музыкальный салон»

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

- Используя причастие, опишите, какая звучит музыка? (волнующая, звенящая, завораживающая, чарующая, шепчущая что-то, переливающаяся, зазывающая)

- Что объединяет эти причастия?(действ., н.вр., нес.в.)

  • А теперь скажите, с какой целью используются причастия?

 формулируют ответы на знание теории, анализируют примеры.





=













Ищут ответ на поставленный вопрос





Анализируют, формулируют вывод.





Выполняют задания, представленные учителем.





 

 Выполняют упражнение

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
- формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 6
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Давайте подведем итоги.

- мы выполнили поставленные задачи?

Что мы повторили о причастии?

- Подсчитайте свои баллы.

- Оцените свою работу на уроке, согласно критериям.


баллы

оценка

10-12

«5»

7-9

«4»

5-6

«3»



 Отвечают на вопросы. 

 



Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Скажите, ребята, удалось ли нам на уроке «разрубить гордиев узел»?

Как вы считаете, нам нужна информация, полученная на уроке?

У вас на партах лежат конверты с картинками. Выберите нужную:

«Чемодан» - информация, полученная на уроке мне пригодится

«Мясорубка» - информацию, полученную на уроке я ещё переработаю

«Корзина» - информация, полученная на уроке, мне не нужна.

Прослушивают текст, делают выводы о практической значимости темы урока.

Анализируют свою деятельность на уроке.







Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

Этап 9

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.



Дома вас ожидает творческая работа по заданию упр.214.


Я благодарю вас за урок. Мне было приятно с вами работать. Помните о том, что в любом сложном деле можно найти решение, разрубить гордиев узел.

Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник.














































Карточка №1



1. Вставить пропущенные буквы:

О сгибающ…хся колосьях; осыпающ…йся листвы; сражающ…м…ся отрядам.

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.



Карточка №2

  1. Вставить пропущенные буквы в причастия, выделить суффиксы. 

Ошпар…нный петух от дождя убегает. Испуг…нный зверь далеко бежит. Слыш…нное вид…нному не пара.

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.





Карточка №3

1.Записать, раскрывая скобки.

(Не) успокоившееся море, калитка (не) закрыта, (не) выполненная дома, а списанная в классе работа, (не) написанное вовремя сочинение;(

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.



Карточка №4

1.Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание Н и НН.

 Выкраше…ый пол; жаре…ые в сметане грибы; ране…ый в бою солдат; вспаха…ые поля.


2.Сформулируйте орфограмму, над которой работали.



Карточка №5



  1. Вставить пропущенные буквы.

Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; возвраща…мый аппарат; телевизионные камеры, установленные на аппарате, посыла…мом на Луну.

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.



Карточка №6



1. Вставить пропущенные буквы.

Огорч…ннный, смущ…нный, обожж…нный, запрещ…нный, восхищ…нный,

2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!