Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Добрый день! Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая, якобы, принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на её ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел». Ребята, а вы знаете, что означает это выражение? Давайте уточним значение в словаре? Сегодня на уроке мы тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы, с которой работали на последних уроках. Работать будем в маршрутных листах. Давайте запишем дату, классная работа. - С какой темой вы работали на последних уроках? | Слушают учителя и выполняют действия. Отвечают на вопрос учителя Ищут значение выражения в словаре. | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение слушать, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Игра «Согласен - не согласен». (Работа по повторению теоретических сведений происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или к учителю с тезисами, которые можно принять или не принять). Например: «Я утверждаю, что причастие – …»Ученики продолжают мысль: «Я согласен с данным утверждением. Но ещё хочу добавить, что причастие-…» Скажите, что дало вам участие в игре? Продолжаем работать. Для выполнения следующих заданий нам нужно определить критерии оценивания. Я предлагаю вам такие критерии: Баллы | Критерии оценивания | «3» | Нет ошибок или допущена 1 ошибка | «2» | Допущено 2-3 ошибки | «1» | Допущено более 4 ошибок | «0» | Допущено более 6 ошибок | Вам понятны данные критерии? Вы принимаете такой вид оценивания? Итак, начинаем работу в маршрутных листах. Обращаемся к заданию 1. Перед нами теоретическая задача. Прочитайте задание. Выполните это задание в паре. 1. Образуйте от глаголов нужное причастие, согласуйте его с определяемым словом. Запишите получившийся текст. 2. Выделите суффиксы причастий, определите их вид и время. Резкий паровозный свисток оборвал (встревожить) мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую, (шуршать) траву и, (слепнуть) от (вспыхивать) молний, повёл на маленькую станцию. - Прочитайте получившийся текст. - Проверьте себя по образцу, оцените свою работу. Резкий паровозный свисток оборвал встревоженные мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую, шуршащую траву и, слепнущего от вспыхивающих молний, повел на маленькую станцию. - Прочитайте 2 задание. Выполните его индивидуально. - Какие причастия использованы в тексте? - Назовите действительные причастия настоящего времени? - Обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища. - Ребята, скажите, с какой целью мы выполняли данную работу? «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» Сыновья призадумались: золотая чаша потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы это решение. Скажите, какие знания по теме причастие помогли вам выполнить это задание? - Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. - Найдите причастные обороты и подчеркните их как члены предложения. У доски работу выполнят___________________________________ Снег искрящийся на солнце слепит глаза.В воздухе стоит прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло.На горе не смолкает радостный смех катающихся на лыжах и санках взрослых и детей. - Оцените работу ________________________________________ - Оцените свою работу на этом этапе. - Ребята, зачем мы выполняли эти задания? «Орфографическая задача» (работа в группах, самооценка) Объединитесь в группы и выполните задания на карточках. Карточка №1 1. Вставить пропущенные буквы: О сгибающ…хся колосьях; осыпающ…йся листвы; сражающ…м…ся отрядам. 2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали. Карточка №2 Вставить пропущенные буквы в причастия, выделить суффиксы. Ошпар…нный петух от дождя убегает. Испуг…нный зверь далеко бежит. Слыш…нное вид…нному не пара. 2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали. Карточка №3 Записать, раскрывая скобки. (Не) успокоившееся море, калитка (не) закрыта, (не) выполненная дома, а списанная в классе работа, (не) написанное вовремя сочинение;( 2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали. Карточка №4 Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание Н и НН. Выкраше…ый пол; жаре…ые в сметане грибы; ране…ый в бою солдат; вспаха…ые поля. 2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали. Карточка №5 Вставить пропущенные буквы. Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; возвраща…мый аппарат; телевизионные камеры, установленные на аппарате, посыла…мом на Луну. 2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали. Карточка №6 1. Вставить пропущенные буквы. Огорч…ннный, смущ…нный, обожж…нный, запрещ…нный, восхищ…нный, 2. Сформулируйте орфограмму, над которой работали. Ребята, мы плодотворно поработали, и я приглашаю вас в «Музыкальный салон» Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» - Используя причастие, опишите, какая звучит музыка? (волнующая, звенящая, завораживающая, чарующая, шепчущая что-то, переливающаяся, зазывающая) - Что объединяет эти причастия?(действ., н.вр., нес.в.) А теперь скажите, с какой целью используются причастия? | формулируют ответы на знание теории, анализируют примеры. = Ищут ответ на поставленный вопрос Анализируют, формулируют вывод. Выполняют задания, представленные учителем. Выполняют упражнение | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, - формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Скажите, ребята, удалось ли нам на уроке «разрубить гордиев узел»? Как вы считаете, нам нужна информация, полученная на уроке? У вас на партах лежат конверты с картинками. Выберите нужную: «Чемодан» - информация, полученная на уроке мне пригодится «Мясорубка» - информацию, полученную на уроке я ещё переработаю «Корзина» - информация, полученная на уроке, мне не нужна. | Прослушивают текст, делают выводы о практической значимости темы урока. Анализируют свою деятельность на уроке. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |